,
«Другой город» продолжает рассказывать историю 9-го государственного подшипникового завода. Сегодня мы посмотрим, как выглядело это предприятие изнутри.
Начнем мы с подборки фотографий из архивного дела под названием «Справка о работе по внедрению научной организации труда и производства на ГПЗ-9 им. В.В. Куйбышева».
Снимки сделаны в 1965—1966 годах. На первом из них — общий вид сборочного конвейера с автоматами ЛШ-10 для сборки и опрессовки массовых подшипников.
Одна из поточных линий по производству сепараторов для конических подшипников.
Механизированное устройство к прессу, которое обеспечивает автоматическую подачу колец на пресс для клеймения и удаления из-под пресса заклейменных колец. Это устройство позволило значительно повысить производительность и улучшить условия труда.
В середине 1960-х годов на ГПЗ-9 была разработана новая кассетная система транспортировки заготовок колец из кузнечного цеха в токарные цеха и промежуточные склады.
На следующем фото показана существовавшая до этого система хранения поковок на промежуточном складе.
Для транспортировки колец в обрабатывающие цеха их приходилось вручную укладывать в электрокары, а затем вручную же сгружать и укладывать в штабеля в цехе.
Теперь же поковки стали поступать в цеха на электрокарах в мерных кассетах. Там они разгружались мостовым краном и устанавливались рядами в три яруса.
Таким образом, вся работа по транспортировке около 300 тонн заготовок колец в сутки из цеха в цех стала производится без применения ручного труда.
1966 год был примечателен для ГПЗ-9 тем, что в декабре вышел на проектную мощность цех-автомат (корпус №7). Там на автоматическом цикле работало 24 линии.
На следующем фото — внутреннее убранство корпуса № 5.
Цех прецизионных подшипников ГПЗ-9.
Ниже представлена структурная схема отдела научной организации труда и производства ГПЗ-9 им. В.В. Куйбышева.
За предоставленные фотографии мы благодарим начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.
∼
А теперь посмотрим, как выглядел уже не ГПЗ-9, а Самарский подшипниковый завод в 2010-х годах.
Эти фотографии предоставила нам Ольга Огнева, работавшая главным редактором газеты Самарского подшипникового завода и смотрителем музея этого предприятия с 2008 по 2018 год.
Автоматно-токарный цех (АТЦ) в корпусе № 7
Заготовительный цех
Кузнечный цех
Литейный цех
Цех сверхкрупногабаритных подшипников
Цех точных (прецизионных) подшипников
Часовня Александра Невского и памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны заводчанам
∼
Мы составили карту заводской территории, отметив на ней наиболее значимые корпуса и цеха.
Оранжевым цветом обозначены здания и сооружения, сохранившиеся до наших дней, красным — те, что недавно пострадали в пожарах, черным — уже снесенные .
Неоценимую помощь в создании этой карты нам оказали бывший исполнительный директор Самарского подшипникового завода Владимир Александрович Николаев и врио руководителя УГООКН Иван Сергеевич Стафеев.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте