«Время больших возможностей для малого бизнеса»
Лариса Названова о малом бизнесе, проблемах Ленинградки и туристическом потенциале Самары
72
,
С появлением тенденции на постепенное снижение ключевой ставки в России заговорили об активном оживлении малого и среднего бизнеса.
А как прямо сейчас себя чувствует малый и средний бизнес в Самарской области? Чем могут похвастаться Самара, Тольятти и другие города нашего региона? И с какими трудностями по-прежнему приходится сталкиваться начинающим предпринимателям?
Об этом и многом другом корреспондент ДГ Анастасия Кнор поговорила с руководителем департамента развития предпринимательства Министерства экономического развития Самарской области Ларисой Названовой.
— Основной маркер экономики любого региона и даже страны — это состояние малого и среднего бизнеса. Как показатель активности населения, его благосостояния, индекса потребления.
Первый вопрос: что сегодня можно сказать вообще о структуре малого и среднего бизнеса Самарской области, о его влиянии на экономику региона?
— Начнём с того, что в целом Самарская область — это предпринимательски развитый регион. Мы относимся к тем регионам, в которых малый и средний бизнес развит на высоком уровне. Мы в десятке таких регионов России.
Сегодня у нас каждый третий трудоспособный гражданин работает в сфере малого/среднего бизнеса.
Работает — имеется в виду что? Либо является сам предпринимателем, либо является самозанятым, либо работает у работодателя — субъекта МСП.
Есть такая метрика, которая называется «численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства». Вот у нас их сейчас 689 тысяч на 1,7 миллионов трудоспособного населения. Порядка 38% внутри каждого города.
В муниципальных районах немножко другая структура из-за специфики сельскохозяйственной отрасли. Сельхозпроизводители не занимают такую долю, либо они относятся к крупным производителям.
Но есть и такие районы, в которых, наоборот, нет крупного производства, и тогда в целом район состоит только из бюджетного сектора и малого бизнеса. Например, к таким относятся Борский, Приволжский, Хворостянский и Шигонский районы.
Ну, конечно, самый большой вклад в МСП дают наши три города: Самара, Тольятти и Сызрань.
Если сравнивать с 2018 годом (это было начало национального проекта развития малого и среднего предпринимательства), то за это время у нас доля ВРП малого бизнеса выросла до 28%, прибавив почти 10 пунктов.
Пример Тольятти: численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учётом самозанятых) составляет более 155 тысяч человек. Это 43,8% от численности занятых в экономике городского округа Тольятти (353,5 тысяч человек).
В развитых странах доля малого бизнеса достигает иногда 60%, но для нашей страны, в которой истории предпринимательства всего 30 лет, это очень хороший результат.
И это уже значительный вклад в бюджет. Если 8-10 лет назад вклад малого бизнеса в бюджет был настолько мал, что в принципе его можно было не учитывать, то сейчас налоги за первый квартал от малого бизнеса уже составили 14 миллиардов рублей. Эта цифра растёт постоянно.
Для сравнения: 17,2 млрд рублей было в 2023 году, 24,6 млрд рублей в 2024 году. За год рост составит более 30%.
И поэтому сейчас и Минфин, и правительство региона этот фактор учитывают, в том числе при балансировке и поступлений, и мер поддержки. За последние пять лет огромное количество средств направлено на поддержку малого бизнеса.
Если говорить только о нашем региональном бюджете, за пять лет — порядка двух миллиардов. А есть еще федеральные программы, где совместно с регионами привлекались льготные кредиты и так далее.
Мы считали, по всем данным — порядка 155 миллиардов. Это те средства, которые предприниматели нашего региона привлекли в свой бизнес.
Квази-государственные, то есть через бюджет, через банковские структуры, путем привлечения льготных кредитов, лизингов, рассрочек платежей и так далее. Огромное количество бизнеса пользовалось этими мерами поддержки и знает об этом.
Мы делали срезы в начале нацпроекта — это 2018−19 год — кто из малого бизнеса пользуется мерами поддержки и знает о том, куда за ними обратиться.
Сейчас более 76% бизнесменов знают или пользовались господдержкой.
Вот эти пять лет, которые государство совместно с бизнесом, с общественными организациями прожили в плане развития, конечно, сыграли роль в двустороннем процессе. Сейчас более 76% бизнесменов знают или пользовались господдержкой.
Во-первых, государство показало себя действительно надежным партнером для бизнеса, и в ковид – когда всем было особенно тяжело — не отвернулось, не забыло. Тогда в первую очередь принимались действительно быстрые меры: по поддержке, по прямым выплатам, по снятию ограничений, по компенсациям.
Эти действия вызвали доверие у бизнеса, и процесс совместной работы улучшился. И сейчас, когда после 2022 года начались санкционные ограничения из-за специальной военной операции, бизнес в ответ показал себя как социально ответственный.
— Прошу прокомментировать два момента. Правда ли, что самозанятость дала тот массовый толчок росту численности субъектов малого предпринимательства, о которых вы говорите? И второе — как изменилась структура предприятий малого бизнеса за последние пять лет?
— Действительно, в этой доле 668 тысяч на сегодня почти половина — это самозанятые. Взгляд на них есть разный. Я буду транслировать, наверное, государственную позицию, что это начинающие предприниматели и легализация предпринимательской деятельности, то есть это первый шаг в бизнес.
Есть там нюансы в том плане, что, возможно, регулирование их деятельности должно изменяться, усиливаться, улучшаться и все-таки ставить их в равные условия с начинающими предпринимателями в традиционной форме.
Тем не менее, 320 тысяч сейчас у нас самозанятых, и ежегодно они уплачивают порядка 1,4 миллиарда рублей в бюджет.
И это тоже уже такой вклад, который чувствуется на уровне экономики региона. Этот шаг, на мой взгляд, был абсолютно правильно сделан, потому что такое количество людей вывести из тени другими средствами просто не удалось бы.
Самозанятые никогда бы не «обелились», если бы условия для них не были столь простыми. И второе — это максимально приближено к современным требованием и решениям для молодежи: всё в телефоне. Поэтому молодые предприниматели, не видят никаких проблем, регистрируются. Для них абсолютно понятен менталитет, когда проще платить эти 4%, чем что-то там скрывать.
Кроме того, самозанятым оказывается господдержка как начинающим предпринимателям – и это тоже положительно сказалось на рост их количества.
Если говорить о структуре бизнеса, то это интересно. В Самарской области исторически почти 50% — это торговля. Даже до революции была купеческая и торговая Самара. Мы вот такой регион, со своими традициями.
Но в 2024 год впервые за последние 10 лет на первое место вышли не торговля, а услуги. И правительство региона прилагает большие усилия, чтобы наш бизнес качественно менялся.
Мы видим рост в таких отраслях, как производство, строительство, ИТ, конструкторские разработки, креативный бизнес. И если раньше вообще такого понятия, как производственное, обрабатывающее промышленное производство, в секторе малого бизнеса в принципе не было, то сейчас очень много предпринимателей стартуют именно в этой сфере.
Начинается рост нового направления развития беспилотной авиации в регионе, формируется кластер взаимосвязанных производств в этой сфере и там тоже есть место малому бизнесу. Поэтому мы действительно фиксируем изменения в структуре малого бизнеса. Это качественные изменения.
С другой стороны, почти все, кто занимается производством, имеют свое торговое направление, потому что сам процесс торговли через электронные формы стал значительно проще.
Когда в регионе были созданы логистические центры основных крупных игроков — это и Ozon, Yandex, Wildberris, Sber, X5 Retail, — то количество игроков и оборот электронной торговли в нашем регионе тоже выросли. И мы всячески содействуем этому перспективному направлению.
— В высшем образовании государство постоянно регулирует количество бюджетных мест, исходя из потребности тех или иных специалистов и отраслей экономики.
Убирают, например, бюджетные места для юристов, добавляют для айтишников и так далее. А существует ли регулирование малого и среднего бизнеса?
У государства есть какой-то запрос на формирование тех или иных предприятий, той или иной направленности, если да, то как процесс происходит на уровне регионов?
— Конечно, у государства есть запрос, но в сфере малого бизнеса он не настолько прямо выражен именно в части отраслевой.
Нельзя стимулировать только производство, потому что обязательно нужно, чтобы нас кто-то кормил, одевал, воспитывал детей, развлекал и так далее. А это делает как раз малый бизнес.
Но тем не менее, можно говорить о том, что последние несколько лет запрос государства не на увеличение количества, а на улучшение качества. Те, кто создали бизнес, кому мы помогали, стимулировали предыдущие пять лет, сейчас должны качественно расти.
Регулирование в малом бизнесе фактически осуществляется одним способом — мерами поддержки и преференциями. Таким образом государство показывает, куда оно намерено направить ресурсы, и малый бизнес подстраивается, он очень гибкий.
Например, была торговля, они открывают ресторан, был ресторан, они открывают производство пищевой продукции, было производство пищевой продукции, они логистику добавляют или объект туризма. Когда бизнес понимает, что здесь есть возможность получения поддержки и есть ниша на рынке, то быстро принимает решение о развитии в нужном направлении.
Для нашего региона приоритетные области — это производство, инновации и технологии, туризм и креативные индустрии. В этих направлениях есть поддержка и финансовая, и нефинансовая, и налоговые меры и преференции.
Например, инфраструктурная поддержка, когда мы создаем преференциальные территории, режимы, используя и традиционные места группировки наших производственных компаний, но и развивая новые, куда наши инвесторы заходят уже с собственными проектами.
«Волжские термы», которые были построены в Новокуйбышевске, – как интересный пример. Выбор локации изначально казался не очень понятным. В современном городе без исторического содержания и вдруг туристический объект.
Но логистику изначально правильно рассчитали: на стыке большого города и малого, где не такая загрузка, он дал огромный прирост к туристическому потоку в Новокуйбышевске и в целом в регионе. Появились потребности в ресторанах, в отелях, и, соответственно, рабочие места.
Или возьмем другой объект, который не так давно открылся. Логистический центр «Вайлдберрис». Сейчас коллеги собираются расширять свою деятельность в регионе с местными производителями.
Он, конечно, тоже будет локализовать вокруг тех, кто занимается поставками, и у кого основная деятельность связана с электронной площадкой «Вайлдберрис». Поэтому, стимулируя объекты инвесторов, мы понимаем, что вокруг них тоже наращивается определенная масса малого бизнеса.
— Что касается инноваций, все помнят скандал с финансированием копытных мазей и тому подобных проектов. Существует сегодня шкала измерения эффективности этих проектов и вложенных средств.
Понятное дело, что это венчурная история, рисковая, как любые инновации. Но все-таки, что с копытной мазью?
— Ну, я бы сказала так, что, история с копытной мазью стала таким прецедентом современной работы блогеров и медиапространства. И больше так называемым «хайпом» для блогера, чем объективной информацией.
Но всё же любой инновационный продукт и, как ни странно, копытная мазь тоже, кому-то нужен. Он может сначала казаться очень странным, мало используемым, но тем не менее, если продукт выжил и на него есть спрос, то значит он заслуживает выхода на рынок. Именно так и рождаются новые продукты.
Российского продукта нет в огромном количестве направлений. Поэтому ниш для этого множество.
Что касается эффективности. Наверное, её сложно оценить именно с точки зрения малого бизнеса. Инновации очень сложно выходят на рынок именно в малом бизнесе, без поддержки государства практически нереально вывести продукты.
Поэтому наш центр инновации — это «Жигулёвская долина», которая работает с фондом содействия инновациям, и основной показатель — это резиденты, которые выходят на гранты фонда. В этом направлении показатели растут, в 2024 год у нас порядка 663 миллионов грантовых средств привлекли инноваторы.
Это говорит, что эксперты высоко оценивают потенциал инновационных идей и продуктов из Самарской области.
По поручению губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева мы приступили к созданию в регионе Фонда поддержки технологического предпринимательства.
Планируем, что его работа будет синхронизирована с деятельностью научно-образовательного центра «Российские технологии» и технопарка «Жигулевская долина» – каждый из этих региональных институтов развития будет обеспечивать непрерывную бесшовную поддержку на разных уровнях готовности технологии (TRL).
Дальше очень многое на самом деле зависит не только от поддержки, но и от самого предпринимателя, от того, насколько активно он будет искать заказчика на свой продукт.
Есть направления, в которых есть социально-государственный заказ. Зачастую крупные компании выступают индустриальными партнерами для малого бизнеса. Это и «АвтоВАЗ», и заводы большой химии, ракетостроение, РЖД, и даже ритейл.
— Можете назвать какой-нибудь широко известный инновационный продукт, который вырос за счёт грантов или за счёт поддержки «Жигулёвской долины»?
— Я могу привести в пример косметическую фирму «М9 Pharm». Они были получателями гранта фонда содействия инновациям, а сейчас это уже экспортеры и продукция была представлена регионом на ВДНХ во время форума «Россия».
Или например, дыхательный тренажер AIRONIC компании «Самоздрав», резидента «Жигулёвской долины», когда продукт собственной разработки благодаря господдержке вышел уже на рынок и даже стал одним из победителей федерального конкурса брендов «Знай наших».
Поэтому можно с уверенностью сказать, что что площадка технопарка «Жигулёвская долина» в Тольятти является концентрацией мер поддержки и базой для роста инноваций именно в малом бизнесе в регионе.
— Да, интересно как раз про эти особенности. Чем отличается сегодня малый и средний бизнес в Самаре и Тольятти?
— Если сравнить количество открытых новых бизнесов, то в Тольятти больше производственных, инновационных, исследовательских проектов.
В Самаре сосредоточены в основном услуговые компании, небольшие разработки и предприятия, не требующие значительных площадей, потому что в Самаре с этим большие сложности.
Открыть производство, найти помещение в Тольятти гораздо проще. И в целом достаточная квалификация кадров в Тольятти технического характера, она тоже сказывается для такого направления.
Вспомним ещё тот факт, что почти 10 лет назад Тольятти получил статус «территория опережающего развития», когда началась огромная работа по диверсификации экономики Тольятти.
Туда заходило много инвесторов, создавались производства, напрямую не связанные с «АвтоВАЗом». Они потребляли и развивали технические кадры, которые в целом являются также кадрами для малого бизнеса.
Я бы подчеркнула еще интересную особенность Тольятти: очень высокий уровень развития общепита. Хотя как туристический центр Тольятти заявил о себе совсем недавно, но гастрокреативный уровень у них выше, чем в среднем по региону.
— Это не удивительная история. Чем более урбанизированная среда в городе, тем интереснее представлен общепит.
Видимо, оттого, что едой добирают культурную составляющую, которой не хватает в сфере архитектуры и в целом структуры города. И тогда эту культурную функцию начинают осваивать рестораны.
— Я тоже так думаю, потому что создать парк или какой-то архитектурный объект гораздо сложнее, чем открыть ресторан с определенной концепцией. И это станет точкой притяжения, если есть платежеспособный спрос на это.
Сейчас эти рестораны стали в том числе туристическими объектами, как и гостиницы, и турбазы с определёнными концепциями. Они стали как раз той основой, которая позволяет Тольятти активно включиться в работу по развитию туристического потенциала.
— Поговорим про Самару, про креативные индустрии. Как вы считаете, насколько высока связь развития туристической привлекательности и развития малого и среднего бизнеса именно в услуговом направлении?
Сейчас мы демонстрируем там очень хороший рост по внутреннему туризму, в Самару начали приезжать. Вопрос: насколько это обеспечено сегодня инфраструктурой малого предпринимательства?
— Я считаю, что туристическое направление почти стопроцентно связано с малым и средним бизнесом. Потому что, если разложить все потребности, которые нужны туристу в том или ином месте, то все это обеспечивает малый бизнес. За исключением, пожалуй, промышленного туризма, где задействованы большие предприятия.
Начиная от транспорта, на котором туристы прибывают, далее — размещение, общепит, туристические объекты и экскурсии, сувенирная или другая продукция, которая оставляет эмоциональный след от посещения того или иного региона.
Сейчас абсолютный тренд — это приобретение локальной продукции. Мы всё-таки одна страна, и значительного отличия в культуре и даже в архитектурном наследии у соседних регионов не так много.
Зато купить пиво, которое производится в Самаре или наряд от местного дизайнера, в других городах сложно. А в Саранске есть сыр, которого нет у нас. И это делает внутренний туризм очень интересным, позволяя узнавать регионы через местные сувениры и продукты. И вот она ниша, которую должен наш малый и средний бизнес включить в свою стратегию.
Государство создаёт условия для потока туристов, но «взять» этих туристов и помочь им оставить деньги в регионе и у себя в бизнесе — это задача для наших креативных индустрий. Нужно учиться работать с туристами, учиться маркетингу продаж своих товаров, учиться пониманию, какой товар сейчас нужен.
— Какова сегодня финансовая точка входа в малый бизнес?
— На самом деле она не очень высокая. Есть ниши, в которых можно начать бизнес в пределах 300 тысяч рублей.
Сейчас есть такая мера поддержки, как социальный контракт, где суммы выплат составляют 350 тысяч. Порядка четырёх тысяч человек ежегодно оформляют социальные контракты именно по направлению предпринимательство.
Придуман социальный контракт был в качестве меры по борьбе с бедностью. И там есть направление, которое связано с компенсацией по приобретению необходимых товаров.
А есть направление, когда берутся деньги непосредственно на открытие своего дела с перспективой того, что человек, начав его, будет повышать свое благосостояние и таким образом выйдет из черты бедности.
И мы видим огромную потребность именно по этому направлению. 350 тысяч рублей на бизнес-проекты — это точка входа, которая позволяет открыть, например, бьюти-бизнес или небольшую швейную мастерскую, или организовать массажные услуги. И наш центр «Мой Бизнес» помогает оформить бизнес-план и рассчитать все необходимые затраты на открытие бизнеса.
Если говорить, допустим, о сельском хозяйстве, то есть грант в размере 1 миллиона рублей, который могут получить начинающие фермеры.
Если посмотреть нашу продуктовую корзину, это тоже во многом малый бизнес. Откройте сегодня дома холодильник — я думаю, что вы за редким исключением увидите там отечественные товары. И это, я считаю, для нашей страны и для нашего малого бизнеса огромный шаг.
Сейчас Роспатент фиксирует 300-процентный ежегодный прирост регистрации патентов и брендов. То есть это говорит о том, что новые российские продукты выходят на рынок и замещают во всех секторах иностранные.
Вспомните: пять лет назад продукции российского производства в принципе было довольно мало. Сейчас наши граждане, мне кажется, процентов на 70 потребляют товары российские производства.
Да, может быть, так называемая «островизация экономики» была бы и не нужна в иных условиях, но ситуация складывается таким образом, что нужно двигаться в этом направлении и малому бизнесу помогать.
— Губернатор Вячеслав Федорищев недавно обратил внимание на улицу Ленинградскую — это тоже по поводу малого бизнеса. Он попросил привести в порядок улицу, убрать оттуда не туристические объекты и магазины.
В связи с этим у меня вопрос: может сегодня власть влиять на эту историю? Это же рынок коммерческой недвижимости, и все в рынке либо арендуют, либо сдают, либо покупают.
Можно сегодня какими-то директивными и административными способами выстраивать туристические стратегии наших городов?
— Я считаю, что, конечно, можно. Несмотря на то, что государство не вправе указывать тому или иному предпринимателю, какой бизнес ему открывать, оно вправе устанавливать регуляторные правила, которые нужны для развития государства и обеспечения интересов жителей.
И таким образом направлять бизнес в те сферы, которые будут поощряться.
Поэтому как регулируются особенно центры городов, какие правила должны устанавливаться для тех или иных объектов, как они должны выглядеть, как обеспечивать свою деятельность — я думаю, что это однозначно находится в сфере полномочий или региона, или города, в зависимости от нормативного регулирования.
А предприниматели будут вынуждены в этих условиях работать, но эта вынужденность обратится в плюс, я уверена. Потому что я в какой-то степени согласна, что отдельные места улицы Ленинградской не отрабатывают полностью возможности, которые в них заложены.
Конечно, всегда нужно соблюдать баланс интересов. Нельзя допустить, чтобы при этом регулировании интересы государства превалировали, ещё есть интересы бизнеса и граждан, которые живут в центре города.
— Ключевую ставку постепенно снизили на несколько пунктов. В связи с этим хочу поговорить про дорогие деньги и финансовую устойчивость МСП. Были ли зафиксированы какие-то негативные моменты?
— На начальном этапе, 2−3 года назад, когда ставка значительно выросла, конечно, снижение инвестиционной активности фиксировалось.
Последние где-то полтора года — да, привлечь деньги стало значительно сложнее. Но феномен как раз заключался в том, что значительного снижения инвестиционной активности мы не фиксируем. И у этого есть своё объяснение.
Во-первых, для малого бизнеса существуют огромные возможности дешевых средств в виде государственного льготного финансирования. Это и государственные программы со сниженной ставкой, это и региональные гарантийные и микрофинансовые организации, это гранты и инвестиционные налоговые вычеты и другие преференции для инвесторов.
Есть программы, на которые можно получить сейчас заём под 1, 2 или 5 процентов. Это инвестиционные проекты, это производство, это туризм, это проекты инновационного развития и высокотех, легкая промышленность и креативные индустрии.
Да, конечно сейчас достаточно сложно привлечь или под очень высокие проценты, средства на торговую деятельность и на «оборотку» по разным направлениям.
Сегодня наиболее быстрорастущие отрасли, например, отдельные виды торговли, в том числе продуктовый ритейл, логистика, производство мебели и пищевые производства, туризм, гастрономия. Поэтому мы видим рост инвестиционных проектов в этой сфере.
Но, конечно, высокая ставка в целом, глобально сдерживает инвестиционную активность, особенно для начинающих предпринимателей. То есть на сегодня начинающему предпринимателю найти деньги, если не сказать нереально, то очень трудно.
У государственных структур поддержки, например, Гарантийного фонда Самарской области есть программы поддержки начинающих предпринимателей, но у них часто имеются сложности с залогами, а беззалоговых займов нет.
Есть грантовая поддержка, она не столь велика, но те, кто на нее решаются, в эту сторону идут, могут привлечь какие-то бесплатные деньги.
Сейчас время коротких проектов для малого и среднего бизнеса, чтобы окупаемость была до трех лет. К сожалению, пока ни у кого нет возможности спрогнозировать более длительные перспективы.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте