,
В Самарской областной универсальной научной библиотеке подвели итоги IХ Международного конкурса короткого рассказа «Сестра таланта – 2022», в котором приняли участие около полутора тысяч человек.
Конкурс рассчитан на молодых писателей, среди которых вдумчивые взрослые до 30 лет и дети с необычным взглядом на мир. Работы принимались от трех возрастных групп: 12-17, 18-24, 25-30 лет.
Благодаря конкурсу молодые писатели попадают в литературные сборники, где их находят будущие издатели.
Корреспондент ДГ Юлия Сацук побывала на церемонии награждения победителей «Сестры таланта – 2022» и поговорила с организаторами и конкурсантами о том, почему родителям не стоит «помогать» детям-писателям, о чем пишут молодые таланты и зачем вообще в современном мире литература.
Летописцы будущего
Организаторы международного литературного мероприятия – Самарская областная универсальная научная библиотека при поддержке Самарской областной организации молодых литераторов. Партнеры: сеть книжных магазинов «Читай-город», издательская платформа «Литрес.Самиздат». Международный конкурс «Сестра таланта» в 2022 году реализуется в рамках проекта «Литературные таланты России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
Руководитель центра поддержки и развития чтения областной библиотеки Софья Сыромятникова поделилась мыслями по поводу участников в этом году.
По её словам, несмотря на то, что конкурс начинался как областной (конкурс проводится с 2013 года), за первые три года он стал международным. Из-за расширения географии конкурса в этом году самарских писателей практически не оказалось в лауреатах. Но зато участие принимали молодые люди даже из отдаленных районов региона, других стран и городов.
Рассказывая об участниках и работах, Софья Сыромятникова отметила, что есть темы, которые главенствуют в рассказах молодых писателей в этом году. Они говорят о Боге, причем «Бог у всех совершенно разный». Через маленький рассказ о том, как человек перевел старушку через дорогу, можно увидеть трансформацию героя, хотя буквально страницу назад он не понимал, зачем вообще что-то делать, не то чтобы что-то хорошее.
Организаторы фестиваля также отмечают, что в рассказах 2022 года стало больше духовности, мало киберпанка, в отличие от прошлых лет. Появилась тенденция к тому, что писателям интересно рисовать настоящее. Софья говорит, что писателей-созерцателей много, и называет их «летописцами будущего».
Метками на карте обозначены места, откуда прислали работы участники в этом году. Одна метка может включать в себя от 2 до 8 участников.
Проблема детей-писателей — модерация родителей
Про детей-писателей и их рассказы мы поговорили с ведущим мастер-класса для участников 12-17 лет, писателем и автором проекта «Мастерская сказки» Денисом Либстером. В этом году он придумал, как донести до детей, что писательство — это не только о мыслях на бумаге:
«Банальные советы плохо работают. Поэтому я искал неожиданный формат, но мне пришла в голову идея сравнить писателя с барменом. Бармен — это интересная фигура, он очень разносторонний человек, он хороший собеседник, который может разговорить любого посетителя, он отличный психолог, который понимает, что нужно конкретному человеку, который приходит к нему.
И он хороший маркетолог, потому что он умеет продавать то, что есть у него в баре. Мы живем в мире маркетинга, поэтому, к сожалению, писатель должен быть тоже немного маркетологом, если он хочет продавать рассказы», — пояснил писатель-сказочник.
Послушать мастер-класс с семью советами можно здесь.
Денис также сказал, что до него дошли всего 120 рассказов, которые уже прошли отбор. Порадовало то, что стало меньше работ о войне и домашнем насилии.
Среди работ этого года он отметил рассказ «Ивовая сказка», где читателю рассказывают о ветках ивы, которую срубили, сделали из нее колыбель, и теперь она каждую ночь убаюкивает ребенка своими песнями. Рассказ, кстати, занял второе место.
Не менее интересный рассказ, по мнению Либстера, о двух сестрах, которые на протяжении почти всего повествования ругаются из-за пустяка. Но сказанные в итоге друг другу фразы дают ощущение родства, понятное каждому читателю.
Как заметил Денис Либстер, простые, но такие «понятные» рассказы — это очень важно, через них можно почувствовать больше. Иногда молодые авторы стараются построить рассказы из сложных мыслей и конструкций, чтобы выглядеть как взрослые писатели, но теряются в этом.
Однако иногда сами взрослые усугубляют ситуацию. Перед отправкой на конкурс родители или преподаватели отсматривают работы детей, а после в работах зачастую видна модерация.
Денис Либстер отметил, что рука взрослых очень заметна — в погоне за дипломами и поощрением для детей сами преподаватели стирают индивидуальность маленьких писателей.
Организаторы конкурса призывают родителей и учителей не портить работы ребенка, даже если им кажется, что благодаря их правкам работа будет выглядеть лучше.
Про будущее и ментальные проблемы
Перед церемонией нам удалось поговорить с двумя конкурсантами, которые рассказали о своих работах.
Андрей Камышанец (Сызрань), рассказ «Память»
— О чем ваш рассказ? — Основная тема изначально была «память», я хотел отразить проблемы людей, у которых не очень хорошие способности памяти. Но, честно говоря, я немного ушел от темы, она перешла на второстепенный план. А вперед вышли темы искусства, необычных вкусов, музыка. Вообще, я писал этот рассказ два раза. По стилистике варианты отличаются кардинально: первый рассказ более в живом, человеческом стиле, а второй напоминает классическую литературу, высшее общество в современных реалиях. — Вы росли вместе с рассказом? — Я бы не сказал, что я вырос, пока писал. Скорее, метался в попытках улучшить хоть что-то и судорожно думал над тем, как это сделать. Я пишу уже несколько лет и за это время, скорее всего, и вырос. — Писатель может выжить за счет ремесла в современном мире? — Я бы не назвал писательство чем-то эффективным — высокая конкуренция и маленький спрос. Так что писать стоит, если у тебя нет альтернатив, и ты хочешь делать только это.
Максим Дронов (Самара), рассказ «Подарок»
— О чем ваша конкурсная работа?
— Это история двух друзей, которые встретились в будущем после разморозки. Один хотел сделать подарок другому на память о прошлом. И он рассуждает о том, как отреагировал друг на столь щедрый подарок. Он думал, что угодил другу, но все оказалось иначе.
Описания мира будущего в рассказе немного — несколько абзацев, для создания общей картины. Я не стал брать далекое будущее, поэтому углубляться не пришлось. Просто какие-то технологии вышли на уровень выше, это можно рассматривать даже как какую-то параллельную вселенную с небольшим уходом в будущее. Акцент на диалогах и сокрытом в них смысле.
— Праотцом идеи стала «Футурама»?
— «Футураму» я, конечно, смотрел, но не сказать, чтобы она сильно повлияла на идею.
— Нужно ли нам писательство в современном мире?
— Мне кажется, тут в большой степени зависит от человека. Потому что кто-то скажет, что для него писательство — прийти после трудного рабочего дня и выпустить эмоции. Он написал для себя, забыл, сложил в стол — на душе стало хорошо.
Кто-то видит писательство шире, участвует в различных конкурсах. Я считаю, что писательство имеет место в современном мире. Даже несмотря на то, что эпоха золотой литературы осталась в прошлом. Но почему бы не начать новую эпоху?
Ознакомиться с итогами конкурса и узнать имена победителей можно здесь.
Задел на будущее
Следующий год для «Сестры таланта» станет юбилейным. Организаторы признались, что будет ещё интереснее. Планируется написание единого произведения сразу всеми лауреатами конкурса за 9 лет.
Тема пока неизвестна, ясно лишь, что каждому из авторов дадут возможность написать свой кусочек. У всех отрезков будет премодерация, а в итоге они соберутся в один большой рассказ с единой сюжетной линией.
Чтобы не пропустить дату подачи заявок к следующему конкурсу, следите за официальной группой «Сестры таланта».
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте