Как возместить ущерб за повреждение автомобиля по вине города. Инструкция ДГ

 765

Автор: Евгений Нектаркин

Каждую весну самарские дороги превращаются в полосу препятствий или полигон для испытания техники и нервной системы владельцев автомобилей. Водителям приходится преодолевать водные и грязевые преграды, “ловить” ямы на разбитых колеёй дорогах, объезжать выросшие из-под асфальта люки и другие препятствия.

Не всегда удается пройти испытание самарской дорогой без потерь. Адвокат Марат Рахматуллин рассказал ДГ, как возместить ущерб, если водитель потерял в яме колесо, порезал покрышку о трамвайный рельс или на машину упало дерево.

circle (74)Марат Рахматуллин, адвокат, старший партнер адвокатского бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры»:

— Если вы желаете возместить затраты на ремонт автомобиля, необходимо отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после ДТП, позволяют рассчитывать на удачный исход дела.

В первую очередь необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Если у происшествия есть свидетели — поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

— адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
— автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
— видимые повреждения автомобиля;
— выбоина в дорожном полотне или штыри, торчащие из трамвайных путей.

При оформлении места ДТП следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры.

Так, например, согласно п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на дорогах допустимо наличие просадок, выбоин, предельные размеры которых не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине — 60 сантиметров и глубине — пяти сантиметров. Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более двух сантиметров.

Согласно п. 3.1.13 на железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более трёх сантиметров, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более четырёх сантиметров. Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более двух суток с момента их обнаружения.

Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков. Обычно все это фиксируется в акте выявленных недостатков дорожного полотна.

_R0ah2ellgU

После оформления ДТП необходимо определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги.

Согласно статье 7 Устава города к вопросам местного значения Самары относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города.

В силу пункта 1 статьи 25 Устава Самары полномочиями по решению вопросов местного значения наделена администрация города. Таким образом, организацией-ответчиком является администрация Самары.

Стоит отметить, что ранее требования в большинстве случаев предъявлялись к муниципальным предприятиям «Благоустройство» и «ТТУ» (в случае с рельсами), однако анализ свежей судебной практики позволяет сделать вывод о том, что названные организации признаются ненадлежащими ответчиками, и ущерб взыскивается с администрации Самары.

IG6WE09PWQ0

Если говорить о причиненном вреде в результате падения дерева на автомобиль, то алгоритм действий схож с дорожными делами. Однако в такой категории дел ответчиками наряду с администрацией города могут выступать управляющие компании, отвечающие за содержание придомовой территории, и собственники земельных участков, на которых растут деревья. В этом случае потерпевшему необходимо, во-первых, доказать, что ответчик не предпринял должных мер по уходу за зелеными насаждениями (например, что дерево было аварийным, сухим или гнилым), во-вторых, что не было обстоятельств непреодолимой силы в виде опасных природных явлений (очень сильного ветра, снега или дождя), предоставив суду справку из Гидрометцентра.

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

На осмотр транспортного средства следует пригласить представителя организации-виновника. Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма или телеграммы. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное уведомить о ее проведении.

Такая категория дел не предусматривает соблюдения претензионного порядка, следовательно, после производства экспертизы стоит обратиться к юристу или адвокату, чтобы он составил исковое заявление и представлял ваши интересы в суде.

Зачастую ответчик в процессе рассмотрения дела в суде не соглашается с размером ущерба или вообще подвергает сомнению, что повреждения могли быть получены при таких обстоятельствах. В этих случаях назначается судебная автотехническая и трасологическая экспертиза, в рамках которой эксперт определяет объем повреждений, который мог быть получен в результате ДТП, и после этого определяет стоимость восстановительного ремонта.

Как правило, суды удовлетворяют требования потерпевших, взыскивая в их пользу не только стоимость ремонта, но и издержки на экспертизу и оплату услуг адвокатов. Стоит отметить, что такое дело может длиться от 3 до 6 месяцев.

Иллюстрации: Александр Шадрин и Григорий Ляпин