,
С чего начать карьеру иллюстратора, если даже нарисованный тобою дом с трубой выглядит устрашающе, что такое Стоки и сколько они дают, почему с друзьями лучше не работать и какой график идеально подходит для голодной смерти? «Другой город» поговорил с художником-иллюстратором об особенностях этой творческой профессии.
Текст: Евгения Волункова, иллюстрации — Наталья Пирожкова
— До 26 лет я не рисовала вообще. Чиркала на лекциях в угле тетрадки, выводила узорчики на скучных совещаниях – ничего такого. Думала о том, чтобы пойти в художку, но считала, что нет для этого таланта. Рисовала я плохо, а если не родился с этим, то и нечего делать в художниках. Так что пошла работать в банк.
Про то, как всё так вышло
— Работая в банке, все-таки решилась на художественную школу. И там уже поняла, что научиться рисовать может каждый, было бы упорство и рвение. Помню, как расстраивалась над своими каракулями, а преподаватель говорила, что кому-то сразу дано, а кому-то надо поработать. И я работала. И стало получаться.
— В какой-то момент я поняла, что достигла потолка и не вижу будущего. К тому же, начался кризис, сокращения, нам урезали бонусы и премии и пугали безработицей… Я решила уйти и попробовать зарабатывать рисованием.
— Сначала я хотела где-то бесплатно поработать стажером. Помню, писала в разные компании в Самаре, Москве, Питере, что хочу рисовать, развиваться. И предлагала свои услуги даром. Думала, поработаю немного и пойму, мое это или не мое. Но меня везде посылали. Последней каплей стал ответ одной компании: «Девочка, у нас не настолько плохи дела, чтобы брать тебя на работу». После этого я решила, что хватит просить и унижаться, надо что-то делать!
Про стоки и поиск клиентов
— Стала искать заказчиков, зарегистрировалась на Стоках. Стоки – плодотворное место для художника-внештатника. Забирают они больше 50 процентов от продажи, но, тем не менее, многие умудряются очень хорошо там зарабатывать. Минус в том, что никогда не знаешь, какую картинку за сколько купят, и что именно лучше рисовать. Например, больше всего денег (220 долларов) я получила за вот эту картинку:
Хотя рисовала её минут 15. А за другие, более сложные по исполнению, я получала и 30 центов:
— Постепенно у меня появилось портфолио, которое я могла показывать заказчикам. Клиентов лучше всего искать просто в поисковике: например, я забиваю в поиске, «нужен векторный иллюстратор», или «нарисовать такую-то иллюстрацию».
— О том, как искать заказчиков и как с ними работать много полезной информации в интернете. Я, например, читала советы Артема Горбунова, прослушивала онлайн-курс Ивана Богданова – в его ЖЖ много советов, общалась на дизайнерских форумах.
— Поначалу много денег не заработаешь. Поэтому, если вступаешь на путь вольного художника, важно иметь денежный плацдарм. Меня в первое голодное время спасали деньги, оставшиеся после работы в банке.
Про клиентов
— Клиенты бывают разные, и к каждому приходится искать подход, если не хочешь сидеть без денег. Вообще, идеального заказчика не существует. Такого, который знает, чего хочет, нормально общается, хорошо объясняет задачу и вовремя платит большие суммы. Есть адекватные заказчики, но у них бывают проблемы с деньгами. А есть такие, которые, наоборот, сформулировать задачу не могут, зато хорошо оплачивают работу.
— Я принципиально не работаю с друзьями. Вот у меня был друг, который решил создать группу обучения танцам. И попросил нарисовать такую афишу, чтобы все к нему пришли. А денег не обещал – плохо, мол, с деньгами, просто помоги. Ну, взялась. Я тогда еще не знала, что прежде, чем что-то рисовать, нужно долго пытать клиента на тему того, что он хочет. А он сказал – нарисуй, как видишь! Ну, я и нарисовала. Изобразила танцующую пару, энергичную, живую. У парня был слегка приоткрыт рот, как будто он что-то напевает… Другу не понравилось.
— «Почему у мужчины открыт рот? Люди могут не так это понять. И почему его рука так низко, не на талии, а почти на попе? И девушка так изогнулась, как будто это не танец, а черт знает, что!» В общем, простой рисунок приравняли едва ли не к порнографии! Я сказала другу, что все поправлю, а через неделю он показал мне другую афишу, которую заказал на фриланс.ру за 2000 рублей. Мне было так обидно! Значит, как я – так нарисуй даром, денег нет, а как кому другому – можно и заплатить… В общем, после этой истории я стараюсь не работать с родными и друзьями. Потому что когда заказ делает друг, он это делает в надежде на скидку, не думая о том, что ему не нравится, как я рисую. Сторонние же клиенты идут ко мне потому, что их вдохновляет портфолио.
Про график
— Сейчас у меня постоянная работа, график, как в любом офисе – с утра до вечера. А когда работала во фрилансе, режим был ночной. Я могла начать рисовать в 12 дня и закончить в 9 утра. Потом проспать весь день, вечером встать и доделывать заказ.
— В ночное время меньше отвлекаешься на интернет. Сидишь тихонько, разгребаешь письма в соцсетях – никто тебе не отвечает, так что не погружаешься в переписку – ответил всем и свободен. Иногда работа так увлекала, что я не ела. Могла зависнуть над интересным проектом и забыть о еде. И только когда начинал ныть желудок, я понимала, что 6 часов просидела за компьютером без еды и воды. Тогда шла на кухню, разогревала что-то съестное, ставила перед монитором и снова уходила в работу. Так можно было умереть от голода над тарелкой с едой.
Про заказы и стиль
— В последнее время я рисую, в основном, иллюстрации. Халтуры не много – просто не успеваю. Получаю удовольствие от всего: еще не наелась этой работой. Вот недавно, например, был заказ на ретуширование строительных кранов. Да, не самый творческий, но интересный. Нравится рисовать иллюстрации к текстам «Другого города», афиши для разных музыкальных коллективов.
— Я ни за что не возьмусь за заказ, связанный со спиртными напитками, порнографией и табачными изделиями. Причем, готова пересмотреть свои взгляды на порнографию, а вот на алкоголь и сигареты точно нет. Вдруг племянники увидят мои рисунки, и решат, что это зеленый свет? Те, кто пьют и курят – пускай пьют и курят, но пропагандировать это в массы я бы не хотела.
— Сложно говорить про стиль. Наверное, я — художник без стиля. Стиль – это рамки. Я пока рисую без них.
Посмотреть работы Натальи можно здесь.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте