КОЛЕСНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

Будни шиномонтажной мастерской в преддверии сезона летней резины

 1 150

Автор: Антон Черепок

.

,

Ещё немного, и снег исчезнет с дорог. Владельцы самых разных авто повезут свои машины «переобуваться». Накануне сезона смены зимней резины на летнюю ДГ побывал в шиномонтажной мастерской «Игрес Pole Position Bridgestone», чтобы понять, насколько важно и своевременно следить за состоянием покрышек своего автомобиля.

В былые времена существовал такой порядок: как только лошадь начинала чуть прихрамывать и теряла привычную динамику разгона, ее вели к кузнецу. Животное фиксировалось помощниками, а здоровенный кузнец снимал изношенные об брусчатку, гравий или лед подковы с копыт, прикладывал новые и ударами молотка загонял гвозди.

В наши дни лошадей на улицах стало заметно меньше, но даже современные автомобили, имеющие под капотом мощности в сотни вышеупомянутых лошадиных сил, все равно нуждаются в уходе за своими колесами. И чем тщательнее и своевременнее будет этот уход, тем дольше прослужит ваш автомобиль, а также сбережете себе и своим попутчикам здоровье, а может, и жизнь.

_MG_1193

Все колеса разные

В боксе, как здесь называют мастерскую, очень чисто. На стенах только постеры компаний-производителей шин, таблицы геометрических параметров колес и никаких плакатов а-ля «Плейбой», у парней аккуратная чистая униформа. Приятный запах новеньких покрышек, развешенный и разложенный по своим местам инструмент. Видно, что здесь привыкли к порядку.

Мою машину сразу загнали на подъемник, затрещал пневматический гайковерт, и здоровенные механики потащили, нет, играючи понесли колеса к специальному оборудованию. Пока колеса мылись, перебортовывались и балансировались, работники рассказывали о нюансах своего дела.

_MG_1242

День работника шиномонтажной мастерской может показаться рутиной только на первый взгляд. Каждое колесо отличается друг от друга, как отличаются отпечатки пальцев разных людей. Разницу формируют особенности материалов, рисунок протектора, манера вождения, техническое состояние автомобиля. Кто-то перекачивает шины с целью сэкономить немного топлива. От этого теряется сцепление с дорожным покрытием, и середина покрышки истирается больше. Если стирается только одна сторона, значит, есть проблема с геометрией углов установки колес. Кроме того, несмотря на всю стандартизацию массового производства, каждое колесо требует обязательной балансировки.

_MG_1313

— В маленьких шиномонтажках часто экономят на смазке, когда покрышку надевают на диск и бортуют. Используют вместо качественной специальной смазки отработанное машинное масло или мыло. В итоге может случиться проворачивание покрышки по диску, нарушается балансировка, и все это отражается на поведении и состоянии автомобиля, — рассказывает Максим, опытный мастер шиномонтажа. Он немного смущен таким вниманием, но рассказывает про технические особенности шин спокойно, со знанием дела. – Нам приходится такие шины и диски отмывать моющими средствами, так как мы используем специальную шиномонтажную пасту, но это все часть нашей работы.

_MG_1212

Тем временем другой механик напыляет на элементы крепления колеса медную смазку-спрей.

— Бывает, что клиенты отказываются от такой услуги, считая, что мы их «разводим», но такое напыление позволяет не беспокоиться, что колеса или гайки «прикипят». Однажды приехал Ford, которому после зимы пришлось высверливать гайки со шпильками из ступиц. Даже WD 40 не помогла. А если бы пришлось менять колесо где-нибудь на дороге? Напыление не так много стоит по сравнению с ремонтом ступиц.

_MG_1256

60 машин за смену

Несмотря на раннее утро, уже серьезный наплыв клиентов. Некоторые собираются «переобувать» машины, выгружая из багажников летнюю резину.

— У нас как? Во дворе снег сошел, асфальт высох, сезон начался, – Максим пожимает плечами. – Я считаю, что пока рано. Среднесуточная температура должна составлять не меньше +7 градусов. После ночных заморозков на дорогах гололед, а летняя резина не имеет хорошего сцепления с холодным асфальтом, а уж тем более со льдом.

_MG_1260

Парни в режиме конвейера передают колеса по цепочке, снимая и надевая покрышки на диски. Мы отходим в сторону, чтобы не мешать. — А бронированные машины обслуживаете? – хочу узнать что-нибудь необычное.

— Да, но там есть некоторые особенности… – Максим вежливо улыбается, но по тону понятно – тема, касающаяся личной безопасности клиентов, закрыта.

Я пытаюсь сосчитать, сколько колес ребята перебортовали и собрали за время нашего разговора. Вроде никакой суеты, но станки не утихают ни на минуту.

_MG_1344

— У нас норма — две машины за полчаса в одном боксе. Есть еще бокс, где собираются только колеса, без съема-установки на машину. Бывает, работаем быстрее, но тут есть факторы, которые от нас не зависят. Иногда сложно снять колеса с какой-нибудь машины. Тогда приходится придержать очередь, а потом наверстывать. Но в сезон получается до 60 машин за смену.

_MG_1279

— Тяжело физически?

— Новичкам – да. Когда приходит новый человек, он хочет показать, что может работать наравне. И, конечно, такой режим выматывает и ломает. Средний вес колеса в сборе около 15 килограммов. Снять, отнести в мойку, разобрать, собрать – это постоянный физический труд. Мы привыкли к этой работе, делаешь все, как на автомате. Без спешки и суеты, но и не расслабляясь. Держим себя в форме.

— Насчет персонала… К нам не приходят на работу после других шиномонтажных мастерских, — говорит Максим. – Здесь дисциплина, высокая ответственность за сделанную работу. Все-таки мы предоставляем гарантию на выполненные работы и халтурить себе дороже. Поэтому у нас много постоянных клиентов, некоторые даже специально обращаются к «своему» мастеру как к семейному доктору, не секрет, что в некоторых семьях по два, а то и по три автомобиля..

Вокруг станка с балансировкой крутится мужичок, владелец авто, постоянно теребящий в руках ключи от машины. Он без конца что-то говорит Володе, мастеру, который следит за показаниями на дисплее. Владимир кивает головой, аккуратно забирает схваченный клиентом с полки балансировочный грузик и кладет обратно.

_MG_1218

— Да, иногда бывает такое! – Максим улыбается. – Люди волнуются, переживают за свои колеса, стараются дать совет, как и что делать, по их мнению, лучше. Мы улыбаемся, понимаем их озабоченность, но это лишнее. Каждый из нас знает свою работу. Не важно, низкопрофильная это резина или нет, литой, кованый или штампованный диск. Есть стандарты для всего, и мы просто работаем в соответствии с этими правилами. Можем предложить клиенту заполнить шины азотом, чтобы не было перепада давления в шинах в зависимости от температуры окружающей среды.

_MG_1337

Бывает как: накачали теплым воздухом, а машина выехала на мороз — и все, минус 0,3 бар. Не критично, но для требовательных клиентов предоставляем такую услугу. Главное, чтобы клиенты сами не забывали о правилах эксплуатации и проверяли давление в колесах каждые две недели. Такую проверку можно проходить в компании «Игрес» совершенно бесплатно. Тогда большинства проблем, как грыжи, износ, повышенный расход топлива, можно избежать.

_MG_1322

Мужичок с ключами в руках, крайне довольный, придерживает дверь бокса, пока работники шиномонтажной мастерской выносят новенькие колеса на дисках, завернутые в специальные пакеты. Они складывают их в багажник и поднимают ворота для машины следующего клиента.

Jaguar напряженно рычит, вкатываясь в бокс. Сразу за ним встает в очередь еще одна машина. Ворота не успевают опуститься до конца, но уже раздаются отрывистые резкие и быстрые звуки пневматического гайковерта, словно на пит-стопе «Формулы-1».

_MG_1328

Моя машина красуется новенькими покрышками, комплект старой резины, отмытый, упакованный в специальные пакеты, лежит в багажнике. Я выгружу эти шины в гараже, а для тех, у кого нет отдельного места под шины, в «Игрес» есть услуга ответхранения. Думаю, что сегодня как минимум еще одним клиентом у компании стало больше.

Фото: Анар Мовсумов