,
В 1957 году, как и в нынешнем, 29 июня выпало на субботу. К чему этот хронологический экскурс, спросите вы? Да к тому, что завтра вы можете день в день отпраздновать 67-й день рождения самарской набережной!
Да, 29 июня 1957 года в Куйбышеве произошло эпохальное для нашего города событие — в 18:00 состоялось торжественное открытие 1-й очереди волжской набережной.
Путь к открытию был долог и тернист. О том, как наш город обрел первый благоустроенный участок набережной Волги, мы вам сегодня расскажем.
Подошли к вопросу ее планомерного благоустройства в конце 1920-х годов. Тогда большая часть волжской набережной представляла из себя, как говорилось в справке горотдела коммунального хозяйства, «типичный размываемый берег с обрывистыми краями, ежегодно подступающий все ближе и ближе к береговым постройкам».
Ярко иллюстрирует эту проблему заметка от 16 мая 1926 года, в которой рассказывается о борьбе работников штамповочной фабрики № 3, находившейся на месте дома с адресом Максима Горького, 129, с половодьем.
Между тем, еще в начале 1890-х годов между нынешними улицами Некрасовской и Комсомольской, где находилась большая часть пароходных пристаней, была возведена подпорная стена. Подпорной стеной в 1900-х годах обзавелся и завод Альфреда фон Вакано. Почин, взятый при царизме, надлежало продолжить в советское время.
Вот заметка из газеты «Волжская коммуна» от 18 мая 1935 года. Превращение набережной Волги в украшение города и место отдыха планировалось совершить следующим образом:
— построить новые каменные подпорные стенки, которые на затоплялись бы даже в половодье;
— убрать с волжского берега ряд предприятий: котельный и лесопильный заводы и т.д.;
— ликвидировать застроенные деревянными лачугами поселки Щепновка и Афон.
И, что самое главное для нас,
Набережная должна быть превращена в культурнейший, санитарно здоровый уголок города, с большими спортивными пристанями, с кафе и ресторанами. Она будет с одной стороны ограничена непосредственно Волгой, а с другой — окаймлена красивейшими зданиями».
В сентябре 1936 года появилась еще одна заметка, посвященная благоустройству набережной Волги.
В ней, помимо всего прочего, упоминается архитектор, по проекту которого велись работы, — Владимир Никитич Бузин. Среди построенных им зданий — Дом авиаторов на улице Самарской, 148 и угловая секция жилкомбината трампарка (Мичурина, 8).
Обратите внимание на описание участка набережной под Струковским садом, он же Городской парк культуры и отдыха:
На железо-бетонных эстакадах над асфальтовой мостовой улицы М. Горького поднимется высокий мост. Он соединит парк с бульваром. У моста на террасе будет летний ресторан».
Это описание мы проиллюстрируем рисунком архитектора Бузина. На нем присутствуют и мост, и скульптуры, и пирамидальные тополя.
Далее представлен общий вид проектируемой волжской набережной. Здесь мы обратим внимание на два момента.
Упомянутый выше мост (отмечен красной линией), соединяющий Струковский сад с набережной, являлся как бы продолжением улицы Рабочей.
Здание яхт-клуба, стилизованного архитектором Петром Щербачевым под корабль (синяя стрелка), перенесено за Вилоновский спуск, ближе к территории Жигулевского пивзавода.
Планы — это хорошо, но краеугольный камень реализации любого проекта — финансирование. В апреле 1939 главный архитектор Куйбышева Павел Андреевич Парамонов со страниц «Волжской коммуны» сообщал, что Совнарком СССР ассигновал на благоустройство набережной Волги 5 миллионов рублей.
В этой же заметке упоминаются спуск к Волге по улице Рабочей и перенос здания яхт-клуба, на тот момент — военно-морского клуба Осоавиахима. Обратите внимание, что проходившую вдоль берега Волги грузовую железнодорожную ветку демонтировать не решились, хотя она явно не вписывалось в новую рекреационную зону.
Но до начала Великой Отечественной войны приступить к строительным работам так и не успели. Вернуться к вопросу благоустройства набережной Волги городские власти смогли уже после победы.
Ниже представлено письмо председателя Куйбышевского облисполкома Петра Сурина и 1-го секретаря Куйбышевского обкома Александра Пузанова председателю Совета Министров РСФСР Михаилу Родионову от 22 декабря 1948 года о необходимости создания в Куйбышеве благоустроенной набережной.
Лист справа — ответ товарища Родионова. Он дал строительству набережной Волги зеленый свет.
А вот самому Михаилу Ивановичу не повезло. В 1950 году он был расстрелян как один из главных фигурантов так называемого «Ленинградского дела».
Указанная в документах дата окончания строительства — 1950 год — была слишком оптимистичной.
Только проектирование первой очереди набережной Волги заняло пять лет. Оно велось с 1948 по 1953 год.
Главным архитектором проекта стал Николай Власович Подовинников. В интервью «Волжской коммуне» 10 октября 1953 года он сообщал:
Упоминается в статье и железнодорожная линия, которая, судя по описанию, проходила прямо по будущему пляжу:
Проиллюстрируем наличие железнодорожной магистрали газетной заметкой от 23 января 1954 года.
Главной задачей строителей на этом этапе работ было создание подпорной стены:
По всей стене, облицованной плитами из уральского гранита, пойдет красивая, литая из чугуна решетка».
Процесс строительства подпорной стены подробно описывается в газетной заметке от 3 декабря 1955 года.
«Сваи сейчас забиваются на последнем стометровом участке. Скоро — конец: уже рядом подпорная стена у Жигулевского завода,» — сообщала «Волжская коммуна».
Но зимой 1955-1956 годов последние 100 метров подпорной стены не доделали. Забивку свай здесь начали в мае, одновременно с установкой чугунного парапета.
Летом 1956 года началось озеленение центрального спуска к новой волжской набережной:
Намечается высадить 1200 деревьев четырнадцати пород — лип 30-летнего возраста, берез, елей, лиственниц, яблонь и т.д.».
Тожественное открытие первой очереди самарской набережной состоялось в субботу, 29 июня 1957 года.
В городской прессе хвалили причастных к этому радостному событию. Так, «Волжская коммуна» писала:
Здесь — труд и нашего студенчества и тысяч горожан, помогавших в свободное время строителям».
В тот же период уже велась подготовка к строительству второй очереди набережной Волги, которая помимо благоустройства и озеленения еще и застраивалась парадными сталинками.
Ну а мы, прежде чем проститься с первой очередью самарской набережной, еще раз полюбуемся ею на фотографиях конца 1950-х — первой половины 1960-х годов.
Хотите узнать о самарских набережных еще больше? Тогда рекомендуем эти материалы «Другого города»:
— Архивные фотографии Самары: набережная Волги 88 лет назад
— 20 эксклюзивных фотографий Волги, набережной и памятников архитектуры времен Самары купеческой
— Самарская набережная и пляжи 1990-х в 23 фотографиях
— Наталья Фомина о самом эпичном самарском половодье
Газетные заметки найдены краеведом Евгением Альмяшевым
Архивные документы предоставлены сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным
«Другой город» благодарит краеведа и писателя Владимира Николаевича Самарцева за предоставленные фотоматериалы.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте