,
Находится в Промышленном районе города, является границей между 10 и 11 микрорайонами. Дата появления на карте Самары — 1940-е годы.
Была переименована в честь летчика, Героя СССР Вадима Фадеева.
Первоначально Седьмая продольная была окраинной улицей поселка Карбюраторного завода, границы которого примерно совпадали с территорией нынешнего 11 микрорайона. Застройка его началась в первой половине 1940-х годов.
На спутниковом снимке 1965 года мы отметили улицу Фадеева красной линией. Зеленая линия — Московское шоссе, синяя — улица Ново-Вокзальная.
Застроена она была только по четной стороне, о чем свидетельствуют избирательные списки 1967 года. Обратите внимание, что в них улица еще проходит под своим старым названием.
В том же 1967 году «Волжский Комсомолец» немного рассказал о будущем 10 микрорайоне.
А вот какой в те годы видели застройку окрестностей улицы Фадеева куйбышевские градостроители.
Все шесть продольных улиц Карбюраторного посёлка в перспективе шли под снос и только седьмая, которой присвоили имя Вадима Фадеева, продолжала жить. Более того, она сходу получала достопримечательность — Северное трамвайное депо.
Работы по его строительству начались в ноябре 1966 года. Новое депо должно было стать домом для чехословацких трамваев марки «Татра».
Процесс строительства широко освещался в городской прессе. Вот, например, заметка от 5 июля 1968 года.
В марте 1969 года у Северного трамвайного депо появился свой личный маршрут — №20, а спустя четыре месяца до него продлили маршрут № 19, который до этого довольствовался временной разворотной петлёй в районе Ново-Вокзальной – проспекта Карла Маркса.
Первую очередь СТД сдали в конце того же 1969 года, а окончательный ввод в эксплуатацию состоялся в сентябре 1972 года. Нынешний адрес трамвайного депо — улица Фадеева, 51.
Теперь перейдем к жилому строительству на улице Фадеева. Первые дома появились здесь в 1970 году (№№ 53, 55, 57, 59 и 65).
Естественно, на первых порах не обошлось без проблем благоустройства. Об одном таком случае повествует газетная заметка от марта 1972 года.
Рядом с упомянутыми выше жилыми домами в 1972 году была построена школа №3.
Завершая рассказ о нечетной стороне улицы Фадеева, упомянем, что в позднесоветский период район Северного трамвайного депо был дополнен двумя капитальными ГСК, а в 1987 году адрес Фадеева, 47 получила Городская ветеринарная станция.
В первой половине 1970-х годов началось строительство первого крупного объекта и по четной стороне улицы Фадеева. Это было троллейбусное депо №3.
Изначально его планировали сдать в эксплуатацию в 1976 году.
Но в итоге пришлось подождать пару лет. Троллейбусное депо на улице Фадеева, 38 открылось лишь в мае 1978 года.
Жилая застройка четной стороны улицы Фадеева началась в 1976 году с домов под номерами 46, 48, 50, 54, 60 и 62.
На следующем фото 1977 года можно видеть процесс строительства дома №66.
Одновременно с ним строились «малосемейки» под номерами 40 (следующее фото) и 56.
В 1978 году появились ещё три здания – детский сад № 186 «Ромашка» (Фадеева, 52), общежитие авиационного техникума (Фадеева, 42) и жилой дом № 44. Детский сад возводился Стройтрестом № 11 для своих нужд и на этом объекте (а также на соседней школе № 53) трудилась бригада каменщиков Почетного гражданина города Петра Мачнева.
В 1980-х годах пейзажи улицы Фадеева пополнились двумя зданиями. Первым был районный суд и военкомат Промышленного района. Именно отсюда соавтор этой статьи Евгений Альмяшев ранним морозным утром 3 декабря 1995 года отправился на годичную армейскую службу.
За ним, ближе к самой улице Фадеева, еще в 1979 году было решено построить здание для поликлиники №15.
Однако до реального строительства дело дошло лишь в конце 1984 года. Открытие нового лечебного учреждения состоялось в апреле 1986-го, чему была посвящена большая статья в «Волжской Заре».
В том же 1986 году генсек Михаил Горбачёв пообещал, что к 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме. Тогда же ЦК КПСС принял программу под названием «Жильё-2000». Одним из способов ее реализации стала поддержка МЖК – молодёжных жилых комплексов. Они стали появляться еще в 1970-х годах, но подлинный расцвет этой формы строительства пришелся на времена перестройки.
На улице Фадеева свой МЖК возводил моторостроительный завод имени Фрунзе. Строился он в 1988-90 годах и получил адрес Фадеева, 64.
В середине 1990-х годов на улице Фадеева были появилась точечная застройка в виде десятиэтажных домов №44б и 44а. Они были построены на достаточно обширном пустыре, чего не скажешь о еще двух высотках, которые в 2015 году начали возводить между зданиями военкомата и поликлиники №15. Однако их строительство было достаточно быстро свернуто.
Текст и фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter