Куда мы катимся

Что делать с проблемой электросамокатов в Самаре: вводить ограничения или создать велодорожки. Отвечают градозащитники, урбанисты и депутат

 1 993

Автор: Максим Фёдоров

.

,

Сервисы аренды электросамокатов появились в Самаре месяц назад. Первые две недели был восторг. Затем начало расти количество жалоб и «экспертных» мнений о том, что нужны ограничения. Критика продолжается до сих пор, вплоть до предложений вытеснить самокатчиков на проезжую часть.

Претензии сводятся к свободному стилю вождения. Одни говорят, что нужно сдавать на права и проходить медицинскую комиссию перед тем, как встать на электросамокат. Другие предлагают запретить ездить по тротуарам. Вместо этого – двигаться по проезжей части в шлеме. Либо просто снизить заводскую скорость электросамокатов до 15 км/ч.

Те, кто защищает сервисы аренды электросамокатов, уверены, что основная проблема в отсутствии удобной инфраструктуры как для пешеходов, так и для водителей электросамокатов, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Корреспондент ДГ Максим Фёдоров поговорил с градозащитниками, урбанистом и депутатом губернской думы о том, реально ли вообще создать в Самаре сеть велодорожек, какие ограничения точно нужны и как можно обезопасить пешеходов прямо сейчас.

«Власть не способна работать на опережение»

В начале недели, 24 мая, мы запустили голосование в паблике ДГ о том, что жители Самары думают о проблемах проката электросамокатов в Самаре. 74% считают, что после создания сети велодорожек будет удобно и пешеходам, и самокатчикам. 16% уверены, что нужно ограничить скорость самокатов и запретить ездить по тротуарам.  8% полагают, что электросамокаты – это абсолютное зло.

Также мы собрали самые яркие комментарии под опросом. Большинство согласны с участниками опроса.

«Нужно развивать общественный транспорт, делать его удобным и доступным, создавать сеть велодорожек, прописать в ПДД статус самокатов. Дорожное движение должно быть безопасным и максимально комфортным для всех жителей города».
«Сама по себе идея отличная, пользуюсь прокатными самокатами изредка, когда нужно быстренько смотаться по делам (свой велосипед уже побаиваюсь пристегивать – время сейчас неспокойное, кражи участились). Но отсутствие велодорожек, узкие разбитые тротуары, плитка, бордюры и припаркованные как попало автомобили превращают поездку в квест. Вот эти проблемы надо решать, а запреты ничего не дадут».
«Я критикую самокатное нашествие, но больше критикую власть, она не способна работать на опережение».
«Все проблемы из-за отсутствия полноценных связанных велодорожек. Тогда бы никто не мешал никому ни на тротуарах, ни на дорогах, и езда была бы безопасной. Все остальные проблемы вытекают из отсутствия велоинфраструктуры».

Кроме городской инфраструктуры, обвиняли самих водителей электросамокатов и отсутствие законодательства в отношении вождения.

«Если бы эти самокатчики адекватные были, а то гоняют и врезаются в людей. Гуляла с коляской, в меня влетели двое подростков на одном самокате – не справились с управлением на скорости. Итог, чёрная левая сторона и разбитый телефон».
«У нас нет законодательной базы под это дело. Все остальное – вторично. Я против! У нас нет культуры вождения на авто, а про самокаты я вообще молчу. Даже такую элементарную вещь, как поставить самокат так, чтобы он не мешал пешеходам, мы не можем».
«Только не по проезжей части, смертельных аварий будет много, да и подростки начнут гонять. Недавно мамашу сумасшедшую видела, которая ребенка 3-4 лет впереди поставила и по дороге с краю ехала».

«Сеть велодорожек – это работа на десятки лет»

98_oooo.plus

В середине мая градозащитник и журналист Армен Арутюнов вместе с ВООПИиК и экскурсоводом Екатериной Роговой организовал и провёл первую в Самаре экскурсию на электросамокатах по историческому центру.

Он поддерживает мнение, что культуры вождения пока нет. Но можно переборщить с желанием ограничить и зарегулировать использование прокатных электросамокатов.

— Связанных с прокатом элекатросамокатов проблем минимум две. Первая давно известна в Самаре. Это отсутствие развитой велоинфраструктуры, выделенных дорожек для самокатов и велосипедов. Даже при соблюдении всех правил и аккуратном вождении устройства передвижение по городу может доставить неудобства как водителю, так и пешеходу.

Вторая проблема – отсутствие культуры вождения. Снижение максимальной скорости до 15 км/ч – логичная мера, но её одной недостаточно. На мой взгляд, необходимо объяснять жителям правила езды на электросамокатах в общественных местах, а властям начать процесс создания комфортной для передвижения среды. Хотя бы взять уже имеющиеся проекты благоустройства отдельных территорий (например, разработанные самарскими архитекторами совместно с московским КБ «Стрелка»).

В то же время, важно не перегнуть палку в стремлении что-то ограничить. Запрет езды по тротуарам – избыточная мера. Движение электросамокатов по проезжей части, пусть даже водитель устройства будет экипирован, создает куда больше рисков для здоровья, ведь с культурой вождения автомобилей у нас дела обстоят не сильно лучше, чем с электросамокатами.


 

1148_oooo.plus

Депутат губернской думы Михаил Матвеев считает идею создания сети велодорожек утопией. По его словам, для этого придётся забрать часть денег у других социальных проектов, а ограничения на использование электросамокатов появятся в любом случае.

— Те, кто говорят, что нужно создать инфраструктуру, не понимают, что это работа на десятки лет. Если даже предположить, что сейчас будет принято решение сократить финансирование больниц и поликлиник, программ по благоустройству дворов, то всё равно оперативно создать сеть велодорожек не получится. Это нереально для нашего города. У нас жители мечтают, чтобы просто яму во дворе заасфальтировали.

Я не считаю, что необходимо запрещать различные новинки в сфере уличного развлечения. Надо понимать, что в условиях отсутствия велодорожек есть два варианта: либо надевать шлем и ехать по дороге в транспортном потоке, но тогда самокатчики находятся в уязвимом состоянии, либо ограничивать скорость.

Дорога и самокаты (2)

Если водители самокатов против шлемов, я не возражаю. Будет работать естественный отбор. Мой знакомый травматолог, который подрабатывает в Пироговке, Семашко и железнодорожной больнице, рассказал, что как началось лето, появилось две проблемы: самокатчики и батуты. При этом в травматологию поступают сами самокатчики и их жертвы – в кого влетели.

Единственный выход – соблюсти баланс интересов. Налогоплательщик, который идет по тротуару, обладает не меньшими правами, чем тот, кто хочет по этому тротуару ехать. Право гражданина кататься на электросамокате — это не право кататься с какой хочешь скоростью и создавать опасность для пешеходов, должны быть сдерживающие правила. В Москве и Санкт-Петербурге уже приняли меры [ограничили скорость до 15 км/ч в центре и запретили парковать самокаты у остановок общественного транспорта и выходов со станций метро – ДГ]. Думаю, скоро во всех городах, где есть прокаты электросамокатов, сверху спустят регулирование.

«Можно начать с временной разметки»

1461_oooo.plus

Глава PR-отдела самарского отделения общественной организации «Городские проекты» Олег Тюпин, напротив, уверен, что создать в Самаре сеть велодорожек реально. Достаточно начать со временной разметки на дорогах.

— Конечно же, самокаты не должны ездить по тротуарам. Сотрудники «Городских проектов» – активные пользователи кикшеринга [аренда самокатов – ДГ], и мы по личному опыту можем подтвердить, что это причиняет неудобства как пешеходам, так и тем, кто на самокате.

Самаре необходима сеть связанных велодорожек, отделенных физически как от проезжей части, так и от тротуаров. «Городские проекты» считают, что массовый запуск кикшеринга в городах России этой весной — это прекрасный повод наконец-то сдвинуть с мертвой точки давно назревшее строительство инфраструктуры для самокатов, велосипедов и моноколёс.

в Москве

Временная велополоса на улице Лесной в Москве. Власти обещают, что в этом году такие велополосы появятся в центре и ещё четырёх районах города. 

Строительство инфраструктуры требует времени, поэтому для начала можно было бы нанести временные велодорожки на летний сезон на проезжей части, немного подвинув автомобили. Тем более, по сравнению с Европой автомобильные полосы у нас чрезмерно широкие.


 

1258_oooo.plus

Более подробно план по созданию удобной инфраструктуры описал руководитель проекта «Самара. Транспорт, удобный для жизни» Артемий Ярчевский. Он работает в департаменте транспорта Москвы, но вырос и учился в Самаре.

— Электросамокаты, как и прочие СИМы последнего поколения – явление для большинства жителей новое, поэтому культура их использования и сожительства с другими участниками движения в большом городе только формируется.

Отсюда и накал споров: кто прав, кто не прав, как надо на самом деле – общего консенсуса ещё не выработано, поэтому каждый считает своё мнение единственно верным. А городу необходимо приспосабливаться, город должен живо откликаться на запросы своих горожан. Причём приспосабливаться не методами «всё запретить до выжженной земли» (а выдавливание на проезжую часть самокатов – это практически запрет, так как там основные пользователи будут чувствовать себя небезопасно – и абсолютно справедливо, если посмотреть на качество дорог и на культуру отношения автомобилистов к велосипедистам).

Приспосабливаться город должен классическими средствами городского планирования и проектирования – через создание необходимой инфраструктуры на дорогах и тротуарах. Начать можно с временной (в разметке), около самых популярных точек (благо, все самокаты прокатных контор имеют огромную уже базу данных, по которой явно можно эти зоны повышенного спроса и маршруты понять). Затем уже при ремонте дорог закладывать на следующие годы велополосы «в бортах», где это необходимо, или расширение велодорожек в прогулочных зонах.

Ограничение скорости как раз необходимо в тех местах, где велодорожки идут параллельно с прогуливающимися самарцами (например, на набережной) – здесь 15 км/ч может быть на первое время оправдано. Также оправдан запрет парковок непосредственно на остановке транспорта или перед выходом со станции метро – при этом разрешенная для парковки зона должна находиться максимально близко, но не мешать проходу главного участника движения в городе – пешеходу.

Но в целом, конечно, достаточно смешно (а скорее грустно), что обсуждается снижение скорости электросамокатов, от которых травмы получают штучные и редко серьезные, при том что до сих пор действует нештрафуемый порог в 20 км/ч для автомобилей, который в прямом смысле убивает тысячи людей, а в городах проектируются не улицы, а аэродромы для машин, стимулирующие как раз такие превышения.

Фото: Алексей Авдейчев, дептранс Москвы, Максим Фёдоров и отсюда 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter