,
Пожалуй, самый известный самарский кинокритик Валерий Бондаренко изложил своё мнение о номинантах «Оскара-2016» и самой премии. Следить за его творчеством можно в паблике «Киногид» в «ВКонтакте» в формате видео. ДГ публикует текст последней из опубликованных передач.
Начало 2016 года – это «оскаровские» номинанты, это ожидание церемонии вручения «Оскаров», это скандалы вокруг «Оскаров», ну и, самое главное, это фильмы, которые идут у нас в прокате. Январь, февраль и частично март — это как раз то время, когда картины, выдвигающиеся на «Оскар», идут в нашей стране.
Об «Оскаре» в последние годы сказано много, и в том числе пущено очень много критических стрел, и справедливо. Конечно, внимание именно к этой кинематографической премии, прямо скажем, преувеличено. Это результат тех усилий, которые брошены в раскрутку «Оскара» на протяжении вот уже десятилетий, в то время как, чего греха таить, картины всё хуже, скандалы всё смешнее.
И, наверное, самое обидное в 2016 году, для меня во всяком случае, это отношение американской публики к фильму Квентина Тарантино «Омерзительная восьмёрка». Картина не только не номинирована на основные номинации (она номинирована только за музыку знаменитого Эннио Морриконе), но и вызвала скандал, скандал весьма специфический вообще для сегодняшнего кинематографического пейзажа.
Против фильма Тарантино выступили полицейские, поскольку образ полицейского, которого сыграл Сэмюэл Лерой Джексон, показался американским полицейским оскорбительным, и они требовали снять этот фильм с экранов ну и как-нибудь заклеймить автора. Автор улыбается и рассказывает о том, что снимал картину на века. Это во-первых.
Ну и, во-вторых, он оскорбил вообще американскую общественность. Оскорбил почему? Ну вот собираются там, в штате Вайоминг, в засыпанной снегом таверне восемь мерзавцев, и все они воевали во время Гражданской войны – одни на стороне Севера, другие – на стороне Юга, и все негодяи в разной степени, но негодяи. Как это может быть? Ну южане, положим, ладно — они же были за рабство, ну а северяне? И вот на полном серьёзе американская критика выдвигает претензии выдающемуся режиссёру, человеку, создавшему определенный стиль и ждать от которого каких-то значков типа «Северянин значит молодец!», было бы очень смешно.
Второй скандал: выдающийся, надо сказать, режиссёр Спайк Ли (который снял в своё время картину «Делай, как надо» — она вошла в историю американского кино, и снял ещё ряд очень сильных американских картин) оказался застрельщиком вот такого нового обвинения «оскаровской» академии – он сказал, что в последние два года темнокожие не выдвигались на «Оскар», а это свидетельствует о расовой дискриминации, ну и так далее по списку. Спайка Ли поддержали многие, в том числе документалист Майкл Мур, Джордж Клуни и другие, и теперь хотят выделить как бы такую специальную зону – сейчас 8 картин номинируется на «Оскар», а будет 10, и две будут принадлежать чернокожим, афроамериканцам.
Ну, во-первых, это неправда, потому что в прошлом году на «Оскар» за лучший фильм, и не только, выдвигалась картина «Сельма», и играли там в основном темнокожие. Во-вторых, нам перечисляют фильмы, на которые академия могла бы обратить внимание и где играли темнокожие артисты, я посмотрел эти фильмы. Это плохие фильмы! Их не надо выдвигать ни на «Оскар», ни на какую-либо другую премию. Лучшее, что можно сделать, – это забыть эти картины, а также забыть актёров, которые в них играют (часто это хорошие актеры). В-третьих, афроамериканцы постоянно получают «Оскары». В 2013 году картина «12 лет рабства» получила все основные «Оскары». И всегда, начиная с конца 60-х годов, как только появлялся настоящий артист Сидни Пуатье в свое время или Дензел Вашингтон, или Морган Фриман, они всегда получали «Оскар». Никакой дискриминации не было и нет! Но американцам кажется иначе!
Здесь стоит расширить контекст. Я имею в виду вот что: сейчас все гадают, получит ли Леонардо Ди Каприо наконец «Оскар»? Ну действительно, актёр-то хороший и выдвигался много раз, и вот за картину «Выживший», скорее всего, ему ведь дадут «Оскара». И меня как-то это тревожит, потому что «Оскар» уже лет двадцать-тридцать дают за то, что актёр, готовясь к роли, слишком похудел или, наоборот, потолстел и едва не довёл себя до инфаркта. Или, например, как Ди Каприо в «Выжившем» съел то ли лошадиное, то ли бычье сердце сырым. Это подвиг, безусловно, я бы не смог съесть сырое сердце вот так вот, перед камерой, просто для того, чтобы получить премию, или для того, чтобы выглядеть убедительно, а он съел, и ел с аппетитом, надо сказать, по Станиславскому, красиво, по Ли Страсбергу и Стелле Адлер (учеников Станиславского)! Но имеет ли это прямое отношение к актёрскому мастерству? И имеет ли это прямое отношение к тому, за что должны давать премии в киноискусстве? Вот не смешно людям давать «Оскар» за то, что ты чернокожий? Это ли не расовая сегрегация?
Точнее всех по этому поводу высказалась Шарлотта Рэмплинг – великая актриса, которая в этом году также выдвигается на «Оскар» в номинации за лучшую женскую роль за фильм «45 лет», актриса, сыгравшая в «Ночном портье» Лилиана Кавани, в картине «Гибель богов» Ликино Висконти, в картинах Франсуа Озона. Она сказала, что такого рода обвинения — это, конечно, случай расизма, но расизма по отношению к белым! Ну потому что они теперь должны как-то подвинуться. Да и не только к белым, там есть и латиноамериканцы, там есть доминиканцы – там кого только нет.
Эти факты отсюда, из России, как-то по-особенному воспринимаются. Мы помним Советский Союз, Всесоюзный кинофестиваль и как обязательно нужно было дать приз картине из Средней Азии, причем неважно, хорошая она или плохая. Там были и выдающиеся картины, как, например, картина Толомуша Океева, киргизского режиссёра, или Ильдара Ишмухаметова, узбекского режиссёра. Но не это было важно — давали любым, чтобы не обидеть Среднюю Азию. Нельзя было обидеть Украину и Белоруссию, нельзя было обидеть Прибалтику и нельзя было обидеть Россию. Вот и раздавали «всем сестрам по серьгам». В итоге хорошие картины всё равно побеждали на всесоюзных кинофестивалях, такое случалось. Но где все эти фильмы, которым дали призы просто потому, что её снял киргиз или узбек, или украинец? Они исчезли! Память не сохранила никакого следа их существования.
Так же исчезнут и американские картины, которым будут присуждать «Оскары» потому, что они сняты людьми той или иной национальности, той или иной социальной ориентации. Потому что, к великому моему сожалению, мы очень далеко вообще целым миром ушли от той простой ситуации, когда актёр должен получать приз за актёрское мастерство, а художник — за мастерство художника, а оператор – за мастерство оператора. За мастерство! И режиссёр – за режиссёрское мастерство! Нет другого критерия!
И вот если мы когда-нибудь вернёмся к этим внятным человеческим критериям, я думаю, мы перестанем так часто морщиться, когда мы смотрим на экраны и видим там современные фильмы.
Фото обложки — Art-studio Orange