ВТОРОЕ ДНО

Проект реконструкции пивного бара «На дне»

 3 626

Автор: Редакция

.

,

“Жигулёвское” — это, пожалуй, самое народное и узнаваемое пиво на постсоветском пространстве, а бар “На дне” — главная неофициальная достопримечательность Самары. И как бы не старались городские функционеры, изобретая новые туристические символы и маршруты, брендом № 1 Самары пока остается “Жигулёвское”, а все маршруты немногочисленных туристов, которых волжским ветром заносит в наш славный город, как правило, заканчиваются “На дне”.

Поэтому кажется вполне очевидным, что давно стоит подумать о новом облике этого стратегического объекта на туристической карте Самары. И дело даже не в чемпионате мира 2018 года, а гостей мундиаля здесь будет едва ли не больше, чем на “Самара-Арене” , дело в том, что бар “На дне” безнадёжно застрял в 90-х и больше походит на павильон с шаурмой, чем на культовое заведение, слава о котором расходится далеко за пределы нашего города. Дизайнер Кирилл Потякин посягнул на “святое” для каждого порядочного волжанина и предложил концепцию реновации пивного бара “На дне” как знакового туристического объекта Самары.


«На дне», безусловно, один из самых интересных объектов Самары, можно сказать, городской феномен. Цены демократичные, атмосфера близка к идиллии — в этом пространстве собираются и мирно сосуществуют студенты, творческая интеллигенция, иностранные туристы, менеджеры всех мастей и представители других многочисленных социальных слоёв нашего пестрого общества. Здесь всегда многолюдно, шумно и пиво льется рекой, даже зимой, когда река покрывается льдом и вроде бы не сезон.

Но при всей своей популярности пространство, дизайн и фирменный стиль бара давно нуждаются в реновации. Сейчас это место больше напоминает обычный круглосуточный ларёк, сделанный из профнастила. Задача разработчика концепции заключается в том, чтобы вписать в существующую историческую среду, формируемую ансамблем Жигулёвского пивоваренного завода, бар в новом облике вместе с прилегающими рыбными рядами и павильоном, где разливается пиво. Также хотелось подчеркнуть уникальность заведения: «Дно — оно у нас одно».

После предварительной подготовки к работе над проектом, которая включала изучение истории пивзавода, обработку визуальной информации: местности, архитектуры, плана навигаций, особенности ландшафта и количества посетителей, было решено приступить к поиску концепции с помощью ассоциативной карты.

При построении ассоциативной карты несколько идей, дополняющих друг друга, связались в единую цепь смыслов — “оттиск” или след дна бутылки, речное дно и пьеса Максима Горького «На дне». Эти идеи создают заведению запоминающийся образ, а также связаны с названием бара.

В поисках текстуры для будущего логотипа было обработано более 30 бутылок, дно которых окрашивалось, а оттиск наносился на бумагу. Самые удачные оттиски были использованы при разработке логотипа. Надпись “Мини-бар “На дне” сделана двумя шрифтами, они легко легли на след бутылки и не перегружают знак.

Для создания экстерьера был выбран стиль хай-тек, хорошо вписавшийся в окружающее пространство. Простота форм и материалов, не несущих сильной визуальной нагрузки плавно пересекаются с большим количеством деталей и «фишек» данного заведения. Благодаря этому стилю бар принял неповторимый образ, отличающий его от конкурентов.

Главный фасад полностью остеклен: темные окна, напоминающие стекло бутылки, идут от пола до потолка, на них же “расположились” известные исторические личности, связанные с нашим городом. Это Альфред фон Вакано, Владимир Ленин, Валериан Куйбышев и Максим Горький, которые приветствуют гостей, сидят вместе с ними за столами и потягивают пиво.

1

Фасад отделан деревом, при этом сочетание разных пород древесины создаёт иллюзию волжской волны и придает плавность прямоугольным формам. Благодаря такому ходу создается ощущение плота, идущего по течению реки.

«На дне» должны быть летние террасы. Одна из них обустраивается рядом со входом в бар, вторая напрашивается на втором этаже заведения.

Интерьер, в отличие от экстерьера, выполнен в эклектическом стиле. Использовались лаконичные, минималистические формы с грубой фактурой: сочетание обычных деревянных столов и потертых диванов, а также кирпичная стена вместе со светлым деревянным полом и с белым натяжным потолком.

Верхняя часть барной стойки выложена бутылками из-под «Жигулёвского пива». Эта же тема «дна» встречается и в элементах освещения внутри бара — из бутылок сделаны люстры.

На втором этаже стоят длинные столы со скамьями для больших компаний с видом на Волгу и на Волжский проспект. Большие тенты, напоминающие паруса, также отсылают нас к теме реки.

Благодаря всестороннему анализу и подбору материала была создана концепция, которая обыгрывает название заведения и работает с самарскими культурными кодами. Интерьер создаёт оригинальный антураж для этого заведения, а графика и фольклор доступны и понятны каждому посетителю. «На дне» должно стать не только точкой продажи, но и приятным и запоминающимся местом притяжения для жителей города и туристов.


Автор проекта: Кирилл Потякин

Научные руководители: Заславская А.Ю., Табаева Е.В., Проскурин Р.Ю.