,
Эти места никогда не попадут в путеводители. Самара — это город на реке Волге, знаменитый своим пивзаводом, дачей «со слонами», ракетой, вокзалом и набережной. За каждый сантиметр старого города идут бои между алчными строителями и активными гражданами, что стоят насмерть за исторический облик.
Еще есть Безымянка. Там есть улица Победы, площадь Кирова и Кировский вещевой рынок, где одевается действительно большая часть горожан, но стесняется об этом сказать. Вдоль Заводского шоссе тянутся обреченные, пропитанные пылью многоэтажки из бурого кирпича, а во дворах уже давно звучат языки народов Средней Азии.
Словно погружаясь на батискафе «Триест», я еду в глубину города. Вначале мне кажется, что общественное мнение право, и жизни в этих местах нет, но неожиданно появляется ряд домов. Улица Береговая, первые обитатели глубины.
«А зачем вы снимаете?» — первый вопрос всех, кто видел меня. А затем, узнав, что я пишу для журнала, люди просят — «Напишите про нас! Про нас все забыли!».
На улице Береговой есть единственный круглосуточный киоск в округе, и это дает повод считать маленький пропыленный пятачок возле забора БТЭЦ настоящим оазисом. Одна из достопримечательностей, открытый колодец приличной глубины, пребывающий в таком состоянии уже много лет. Местные жители периодически засовывают в него ветки, чтобы обозначить опасность. Дворы украшены лебедями из покрышек и пальмами из полиэтиленовых баклажек и, черт возьми, это действительно красиво смотрится на фоне черных опор ЛЭП, труб и цехов. «Мы все делаем здесь сами!» — гордо говорит одна девушка и машет рукой подруге во дворе, где каштаны украшены белыми пластиковыми цветами. Я делаю фотографию. «А где это можно будет прочитать?» — спрашивает она и грустнеет после слов об интернете. В этих местах есть лишь слабая надежда на мобильных операторов.
Проспект Кирова, такой суетной до Заводского шоссе, за ним превращается в пыльную пустошь, по которой несутся грузовики, да ползают трамваи. Пыль здесь не просто слово. Кажется, она стекает сюда со всего города, все больше подталкивая к сравнению этих мест с океанскими глубинами. Пыль оседает на оптике фотоаппарата моментально. Даже свежая листва кажется старыми листьями из-за серого слоя. За грязными деревьями прячутся дома, но людей практически не видно.
Кирова 33. Эти места знают только бывалые таксисты. Двухэтажный домик, к которому нет асфальтовой дороги. Все вокруг заросло, а над кронами тянутся трубы, проложенные между огромными стальными опорами. Даже не верится, что это еще черта города, настолько тут пустынно. Если вы удивляетесь, как люди в Самаре живут в частном секторе с туалетом на улице, то вот эта землянка должна произвести впечатление.
Это тоже Самара! Смотрю на отпечаток своего ботинка, оставшийся в толстом слое пыли. На ум приходят первые слова, ступившего на поверхность Луны Нила Армстронга — «Маленький шаг одного человека, большой скачок для всего человечества».
Вдали уже виднеются опоры Кировского моста. Когда-нибудь его откроют, и администрации города придется обратить внимание на эти места. Например, на то, что люки на колодцах стали в этих местах роскошью. Шипение пара из труб, сломанные решетки и приличная глубина для падения возле пешеходной тропки. Сворачиваю на Ветлянскую, где спрятался совхоз «Тепличный». Возле административного здания идеальная чистота, памятник Ленину с кепкой в руке и даже автоматический шлагбаум.
Ветлянская — это улица, где прошлое удивительным образом переплелось с настоящим. Тут дети играют без присмотра взрослых, на веревках развешено белье, а возле гаражей стоят вперемешку грузовые «Газели» и флагманские модели лучших автомобильных производителей со всего мира.
Улица чистая, больше напоминающая дворовый проезд. Сразу видно, что здесь все друг друга знают. Это маленький и вполне уютный жилой островок, спрятавшийся среди огромной промышленной зоны.
С Ветлянской выезжаю на Кабельную и плутаю по таким колдобинам, что асфальт тут представлен, как куски породы, лежащие на дороге и скребущие днище автомобиля. Добрался до Гаражного проезда. И, хоть место это далеко не пустынное по причине наличия там СИЗО, но уже много лет из земли бьет фонтан пара и асфальт местами.
Выныриваю на Заводское шоссе. Словно декомпрессия, по ушам бьет грохот потока тяжелых машин. Блестит на солнце позолота церкви института ФСИН, люди прорываются с остановки к трамваю сквозь автомобили. Это уже почти привычная Самара, где в ямы на дороге льют ремонтную смесь, во дворах ставят новые детские площадки, а в парках выкладывают брусчаткой пешеходные дорожки. В этой Самаре есть Набережная на Волге, но мало кто из ее посетителей знает, что с другой стороны города есть еще одна река, на которой даже есть платные пляжи!
А главное, все забыли, что там, в самой глубине проспекта Кирова тоже живут люди, такие же самарцы, как и мы.
Текст и фото: Антон Черепок
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram