,
Владимир Самарцев словами и архивными фотографиями из своей коллекции рассказывает о той эпохе, когда под словом «турист» в первую очередь понимался не человек, купивший путёвку для того, чтобы полежать недельку-другую на берегу тёплого моря. Более того, это история про главный предмет туристов той эпохи — рюкзак.
Лет тридцать назад, встретив человека с рюкзаком за плечами, вы бы непременно решили, что это турист, собравшийся на лоно природы, подальше от городской круговерти. И не ошиблись бы в большинстве случаях. Рюкзак в ту пору наряду с палаткой и гитарой был неким символом романтики, дальних странствий, горных перевалов и бурных таёжных рек.
Это сегодня даже старушки ходят на рынок с рюкзачками, а про молодёжь я уж и не говорю… И каких только нет моделей, размеров, материалов, расцветок! А в те времена рюкзаки были только брезентовые, маленькие, средние и большие и, как правило, зелёные или коричневые. Очень редко синие. Стоили от четырёх до двенадцати рублей. Правда, профессионалы альпинисты пользовались специальным рюкзаком конструкции известного в 50-е годы альпиниста Виталия Абалакова. У этого огромного рюкзака была масса карманов, ремешков и большой клапан сверху.
Но туристы — народ изобретательный. Так появился рюкзак со шнуровкой по бокам, а потом и с жёстким алюминиевым каркасом и с широким поясным ремнём. Но какими бы ни были рюкзаки, простенькими или мудрёными, сами они пешком не ходили. Их тащили на себе люди. Вот о них-то и будет этот фоторассказ.
Это открытка 1938 года «Возвращение из кругосветки». Вот такие простенькие рюкзаки были тогда. Обычный вещмешок с нашитыми карманами и стягивающей верёвкой сверху. Обратите внимание на берег. Хорошо видно здание яхт-клуба, построенного в 1929 году по проекту Петра Щербачёва. Похожее на корпус корабля здание находилось между Вилоновским и Красноармейским спусками.
«Жигулёвская кругосветка» и в довоенные годы пользовалась большой популярностью у горожан. По фотографиям К. Бетрама напечатали в те времена большую серию открыток с видами кругосветки. Вот ещё одна открытка из этой серии.
А это уже 70-е годы. Группа школьников сошла на берег Волги с теплохода местных линий. А куда она пойдёт? Куда главный поведёт…
Вот похожая группа школьников-туристов. А во главе неё — заядлый байдарочник, турист и альпинист, один из организаторов Грушинского фестиваля Исай Фишгойт. Он работал завучем в школе № 88 и регулярно водил ребят в походы по родному краю. Исай Львович умел вести за собой людей. Он всегда был впереди и нёс самый большой рюкзак.
Вот ещё один легендарный самарский педагог – историк Ленар Васильевич Храмков. На снимке он (справа) с друзьями на охоте. Заядлый был охотник Храмков…
На другом снимке 1968 года студенты археологического кружка, которым много лет руководил Храмков, работая в Куйбышевском государственном педагогическом институте. Это он в командирской фуражке. А потом Храмков стал одним из самых первых преподавателей созданного в 1969 году Куйбышевского государственного университета. А ещё позже он десять лет был его ректором. Очень хорошим ректором, по общему мнению…
Сейчас уже нет на свете некоторых студентов из тех, кто смотрит на нас с фотографии. Нет и самого Ленара Васильевича… Да, впрочем, нет и самого университета, открытию которого так радовался когда-то Храмков да и весь провинциальный Куйбышев…
Все снимки из этой моей подборки были сделаны в те времена, когда большинство горожан, чтобы выбраться на природу, пользовались электричками и многочисленными Омиками и ПСками, а не личными автомобилями. Вот, например, Куйбышевский речной порт…
Впрочем, переправиться на правый берег Волги тогда можно было и у Полевого и Ульяновского спусков, и на поляне им. Фрунзе. Несколько снимков Виктора Хальзова…
Железное корыто с тракторным движком, а как помогало людям!
И вот вы уже за Волгой. А это значит, в Жигулях. Рюкзак на плечи, и вперёд!
Это Молодецкий курган, «жемчужина Жигулей», как принято писать о нём в туристических справочниках. Этот снимок сделан мной в середине 70-х годов. Группа ребят из телестудии «Товарищ» на съёмках фильма «Туристские тропы Поволжья».
Закончим мы двумя фотографиями с Грушинского фестиваля. Ну как же без него? Тысячи людей, и у всех рюкзаки… Если не ошибаюсь, снимки Михаила Кроза.
Конечно, в багажник своего автомобиля можно положить куда больше вещей и продуктов, чем даже в самый вместительный туристский рюкзак. Кто бы спорил… И к тому же не надо тащить всё это на плечах. Садись и езжай куда хочешь! Многие теперь так и делают. А старинные и надёжные их друзья, латаные-перелатаные брезентовые рюкзаки, пылятся где-то в чуланах. Ненужная вещь, но и выбросить жалко… Память всё-таки…
Сейчас модно украшать города скульптурами малых форм. Не стала исключением и Самара. На вокзале встречает людей Юрий Деточкин, скучает в Пушкинском сквере барышня с ракеткой, глядя на прохожих, усмехается красноармеец Сухов. Если когда-нибудь придёт кому-то в голову мысль установить небольшой памятник настоящему самарскому туристу, то вот это фотография может послужить основой проекта…