ЦИТАТА ДНЯ

Святослав Мурунов о самарской идентичности

 689

Автор: Ксения Лампова

.
,

С 25 по 28 июня в рамках «Том Сойер Феста» проходили занятия Школы Центра прикладной урбанистики. Лекции и мастер-классы провели специалисты центра Святослав Мурунов и Денис Быстров. В результате было принято решение о создании самарского Центра прикладной урбанистики, который уже начал свою работу.

Теперь Самара — один из 173 городов, в котором горожане представляют собой организованное сообщество, готовое менять облик города и совместно решать проблемы и задачи. Вот что говорит о самарской идентичности сам Святослав Мурунов:

«Самарская идентичность формируется за счёт вот этой дуальности: «город» и «не город». И вы apriori рождаетесь более свободными, чем в других городах на реке. У вас там, на той стороне, совсем не город. У вас там первозданная природа, которая изначально с детства у вас формирует такой широкую душу, простор. С той стороны город красивый, чистый, аккуратный. То есть еще и некая иллюзия существует. Поэтому понятно, почему такая захламленность, неустроенность. Когда ты попадаешь сюда, чтоб вот это всё поправить, нужно всем вместе… А это какие-то нервы, усилия, технологий нет, поэтому лучше отвернуться и смотреть на Волгу, за реку уехать или куда-то спрятаться в свое культурное Заволжье, в виде всяких лакун. Поэтому мне кажется, первое, что бросается в глаза в идентичности самарца, эта дуальность.

Второе, что ребята тоже сказали, — это некая многоярусность, то, что здесь несколько слоев, и это результат перекрёстка разных культур. Когда возникают разные слои — подполье, подвал? Когда разные культуры сталкиваются и кто-то куда-то прячется. И вот мы когда вскрывали эти слои: от космоса до каких-то катакомб, они формируют самарскую идентичность, что всё здесь должно быть многослойно, и на самом деле Самара не вот чтоб прям взяла тебе и открылась. То есть многие люди говорили, что Самара их ещё и не с первого раза приняла. Не в тот слой попали. Она выбрасывала, она отказывалась, и приходилось за что-то зацепляться…

И третье — это расслабленность. То, что сразу в противофазе этой дуальности и многослойности, — такая самарская расслабленность. Которая сейчас в городе существует в двух состояниях — такое классическое городское раздолбайство, не расслабленность как состояние комфорта, а когда она превращается уже в леность… А с другой стороны расслабленность — как некий защитный кокон, в который все спрятались, чтобы ничего не делать и ни в чём не разбираться глубоко. Ну, а мы вот самарцы такие… Хопа! И это формирует такую иллюзию, что и дальше так будет продолжаться. Но именно из анализа среды, то, что было на школе — когда люди погружаются в реальность, начинают друг с другом разговаривать, они понимают: что-то не так, у них начинают возникать вопросы.

Мы здесь, на городском разговоре, задавали вопросы людям, случайным прохожим, в разных местах общественных: «Что вас вдохновляет?» Во-первых, все обратили внимание, что самарцы мало улыбаются. Во-вторых, после вопроса: «Что вас вдохновляет?» люди просто вставали в ступоре… Ну, понятно, что он придёт домой и жене скажет: о! А меня сегодня спросили, что меня вдохновляет — и, возможно, что через некоторое время мы получим городского активиста, потому что он впервые задумался, что же его вдохновляет! Но! Первая реакция была такой, никогда об этом не думал. Вот это зацепило.

Я почувствовал вот эту самарскую широту, свободолюбие, особенно за Волгой, но и понял, в чём основной конфликт города, потому что город жёсткий. Жёсткая сетка, много конфликтов, серьёзные проблемы, и вот этот маятник, он у вас качается и качается, а вы, наверное, внутри этого маятника в таком расслабленном состоянии».

Интервью со Святом Муруновым о спасении Самары и Школе Центра прикладной урбанистики можно прочитать здесь.

Главная иллюстрация отсюда