Организаторы «Ратного дела-2016» о новом месте фестиваля и строительстве постоянной крепости
1 790
Лето прошлого года было омрачено отсутствием привычного для тысяч самарцев фестиваля «Ратное дело». Но это был лишь небольшой творческий отпуск. О фестивале 2016 года мы поговорили с его организаторами — Алексеем Романовым и Игорем Майоровым.
— Самый животрепещущий вопрос для меня как для человека, три года подряд посещавшего ваш фестиваль: почему в прошлом году его не было?
Алексей Романов: — Главная причина — у нас не было финансирования. Второй момент — основная орггруппа взяла небольшой «творческий отпуск». Фестиваль в 2015 году состоялся, но он был маленький, закрытый для своих. Зрителей мы туда не приглашали, его посетили только жители близлежащих сёл и деревень. Проходил фестиваль на новом месте — в Похвистневском районе.
— Это же значительно дальше, нежели привычное место проведения фестиваля?
Алексей Романов: — Да. Но там не хуже. Мы выражаем огромную признательность за помощь и поддержку фестиваля администрации Красноярского района, однако есть одна очень существенная причина для переноса места. О ней сейчас расскажем подробнее.
Игорь Майоров: — Мы решили, что если совсем не делать ничего, то постоянные участники нашего фестиваля, приезжающие к нам из других городов, будут разочарованы. Не хотелось совсем уж сбавлять обороты. Пусть мы провели его в камерной обстановке, но зато он был.
Алексей Романов: — В этом году фестиваль будет. В департаменте проинформировали, что средства на него будут выделены и мы надеемся снова выиграть этот тендер. Так что, пожелайте нам удачи!
Фестиваль будет проводиться на нашем новом месте. Кроме того, в 2016 году у нас их будет два: по XIII веку, традиционный, большой, и пока небольшой, камерный фестиваль по XVII веку.
Игорь Майоров: — Поскольку местные власти нас поддержали, мы решили построить постоянную крепость, чего по разным причинам не могли сделать на старом месте.
Алексей Романов: — Собственно, почему мы переносим фестиваль? Местная администрация обещает нам помочь со строительством необходимой для фестиваля инфраструктуры: крепость, военный лагерь для участников, мосты и так далее. Таким образом, через 2-3 года на этом месте образуется целый фестивальный городок, своего рода исторический парк.
— Примерные сроки проведения фестиваля известны?
Алексей Романов: — «Ратное дело» XIII века под названием «Честь и слава» пройдет 7 августа.
Игорь Майоров: — А «Ратное дело. Самарский острог», это XVII век, — в первой трети июля.
— А формат «Ратного дела» в 2016 году будет изменён? Будут ли какие-то новые ходы, фишки?
Алексей Романов: — Для зрителей фестиваль останется таким же. Программа будет стандартная, проверенная временем, мероприятия, которые всегда цепляют: конные бои, сражения пеших отрядов, состязания стрелков. Конечно же, будут торговые ряды, мастерские ремесленников, в том числе и интерактивные, где можно, например, сделать глиняный горшок, сшить куклу и т. д. Будут проводиться различные мастер-классы.
Игорь Майоров: — Когда мы обживёмся на новом месте, можно будет подумать и о чём-то необычном. Есть, например, идея организовать парк осадных орудий. Естественно, действующих.
Алексей Романов: — Если говорить о развитии, то со временем на фестивале по XVII веку и пушки будут…
Возвращаясь к программе «Ратного дела-2016». Новые фишки будут, но точечные, локальные, например, новое музыкальное сопровождение фестиваля. Основная программа проверенная, всем нравится, менять её не имеет смысла. Для участников фестиваля новшества будут более серьёзными. В частности, мы планируем значительно разнообразить взаимоотношения между лагерями Руси, Орды и Запада.
— А вот новый фестиваль, по XVII веку, в этом году будет камерным, только для реконструкторов?
Игорь Майоров: — Мы ждём зрителей, но организовать на него массовую доставку автобусами не сможем, так как в 2016 году львиная доля сил и средств пойдет на фестиваль «Ратное дело» XIII век. Своим ходом — пожалуйста.
Алексей Романов: — В следующем году всё будет наоборот. Мы бросим все силы на подготовку и пиар фестиваля по XVII веку, он будет называться «Самарский острог», а «Ратное дело» будет представлено в маленьком формате.
— Фестивали по XVII веку в Самарской области ранее проводились?
Игорь Майоров: — Никогда.
— А в Поволжье вообще?
Игорь Майоров: — На ум приходит только фестиваль в Волгограде, который называется «Царицын». А вообще фестивалей, посвящённых истории XVII века, проводится очень мало.
— Реконструкторам, которые занимаются этим отрезком истории России, хватает ли источников и литературы по теме? Не каких-то общих трудов, а конкретно тех, что освещают именно положение дел у нас, в Поволжье?
Игорь Майоров: — Я столкнулся с тем, что трудов о материальной культуре практически нет, только фактология — годы, события. Например, информацию о быте самарских стрельцов я узнаю от московских исследователей. И это очень странно.
Кстати, сейчас мы совместно с музеем Алабина будем делать небольшую выставку. Сделаем стеллажи по XIII и XVII векам в преддверии фестивалей.
— Темой фестиваля по XVII веку в этом году будет нападение войск Степана Разина на Самарскую крепость?
Игорь Майоров: — Да, мне хотелось бы освятить именно это событие. Это ведь очень интересная веха в истории города. Ведь Разин два раза подходил к Самаре, даже три, если быть точным. В первый раз ему оказали серьёзный отпор. Взять город разинцы смогли, только накопив достаточно сил.
А в 2017 году тема будет еще обширнее — Смутное время в целом. Ведь самарские стрельцы сыграли свою роль в поимке Марины Мнишек и разгроме Ивана Заруцкого. В общем, Самара всегда была на политической карте России — и в XVII веке, и позже.
— Но вернемся с небес на землю и поговорим о насущном. Ищете ли вы помощи среди самарского бизнеса, поступают ли вам предложения о сотрудничестве от потенциальных спонсоров?
Алексей Романов: — У нас, к сожалению, нет людей, которые бы могли заняться поиском спонсоров. На это нужно время, и достаточно много. Сами бизнесмены нам помощи не предлагают. Единственные наши спонсоры — департамент по делам молодежи Самарской области, а также ГБУ «Агентство по реализации молодежной политики». Ну и в прошлом году глава того сельского поселения, где мы проводили фестиваль. Также поддержку нам оказывает Самарская епархия.
— Хотелось бы поговорить о фестивале, который уже давно не проводится, но, как мне кажется, может возродиться из пепла к мундиалю 2018 года. Речь идет о «Битве Тимура и Тохтамыша». Вы имели к нему отношение?
Алексей Романов: — К нему имели отношение все военно-исторические клубы области. Но в этом фестивале с самого начала была допущена глобальная ошибка — его организацией стали руководить чиновники, а реконструкторы были наняты в качестве, как бы это сказать, актёров.
Тема в принципе была плодородная, её можно было развить, но в связи с тем, что организацию взяли на себя люди, абсолютно не имевшие опыта проведения подобных мероприятий, фестиваль загнулся.
Игорь Майоров: — А я считаю, что тема была выбрана неудачно. Битва Тимура и Тохтамыша нашему зрителю оказалась не близка, они просто не знали, за кого в данном случае болеть. Где хорошие парни? Оба подлецы, оба пролили немало русской крови. В итоге болели за тех, у кого в войске есть отряд русских дружинников.
Алексей Романов: — Ведь что произошло? Грубо говоря, нам нужно было воспроизвести битву двух ордынских правителей. Но такого количества реконструкторов, специализирующихся на монголо-татарах, попросту не было. В итоге на поле боя вышли те, кого удалось собрать: русская дружина, которую ещё с натяжкой можно засчитать за исторически достоверную часть войска, викинги…
— То есть на поле боя были викинги? Те самые, в рогатых шлемах? Просто я на том фестивале не был…
Алексей Романов: — Да, самарский клуб «Мьёлльнир», занимавшийся реконструкцией викингов. В то время реконструкцией Золотой Орды занималось всего человек 6. Что это за цифра для исторического фестиваля? Поэтому привлекли всех, кого нашли. Были пикинеры XV века, были ещё какие-то невероятные крестоносцы…
Игорь Майоров: — Это ещё что, там привлекли казаков! Они скакали по полю, рубили шашками траву. Для создания массовки ещё привлекли полсотни детей, которых нарядили в специально сшитые костюмы, напоминающие одежду этнических казахов, какие-то халаты с остроконечными шапками…
— Количество тех, кто занимается исторической реконструкцией, в нашем городе в последнее время увеличивается или уменьшается?
Алексей Романов: — Сейчас многие из тех, кто занимается этим давно, перетекли немного в другое состояние. Все обзавелись семьями, детьми, стали тяжёлыми на подъём. Но мы их со счетов не списываем, да и они сами продолжают выезжать на фестивали. Ну и новые люди приходят. Так что можно констатировать, что реконструкторское сообщество растёт. Может, и не такими темпами, как хотелось бы.
— Ведёт ли ваш военно-исторический клуб какие-либо семинары, мастер-классы именно в Самаре, так сказать, для широкой аудитории?
Алексей Романов: — Да, мы их проводим, хотя и не так часто, в духовно-просветительском центре «Кириллица». И особо не рекламируем. Дело в том, что те люди, кто в теме, они состоят в нашей группе в «В Контакте» и приходят.
Игорь Майоров: — И наш небольшой подарок журналу «Другой город». Вы первое СМИ, которому мы предоставляем наше видео, посвящённое фестивалю «Ратное дело-2016».
В материале использованы фотографии с фестиваля «Ратное дело» 2014 года.