,
Губернатору Самарской области г-ну Н.И. Меркушкину,
главе г.о. Самара г-ну Д.И. Азарову
Уважаемый Николай Иванович, уважаемый Дмитрий Игоревич!
14 февраля, за неделю до официальной презентации проекта планировки территории в границах улиц Комсомольской, Фрунзе, стрелки рек Волги и Самары в узком кругу специалистов, представители самарской общественности собрались в Доме архитекторов, чтобы обсудить перспективы сохранения и развития центра города. Собравшиеся выказали озабоченность отсутствием информации о проекте и игнорированием мнения ведущих местных архитекторов при разработке судьбоносного для исторической части Самары документа. В результате обсуждения была принята Резолюция собрания граждан Самары.
Резолюция собрания граждан.
г.Самара 14 февраля 2014г.
Стрелка рек Волги и Самары и прилегающие к ней кварталы имеют исключительное значение для бесконечно нами любимого города. Богатейший культурный слой Самары и высокая концентрация объектов культурного наследия требуют бережного к ним отношения. Мы убеждены, что определять высотность, стилистику и планировочную структуру исторической части города должны объекты культурного наследия, а проект планировки данной территории должен широко обсуждаться с представителями самарской общественности.
В связи с этим, мы призываем губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина и мэра Самары Д.И. Азарова:
1. Обеспечить открытое обсуждение проекта планировки и межевания исторического центра Самары в границах улиц Комсомольской, Фрунзе, акваторий рек Волги и Самары.
2. Обеспечить публикацию проекта планировки территории в СМИ и Интернете для знакомства с ним широких слоев населения.
3. Начать в 2014 году археологические исследования культурного слоя на территории крепости «Самара» (1586 и 1706 годов). Разработать зоны охраны культурного слоя. Обязать проведение всех необходимых земляных работ в исторической части Самары под наблюдением археологов, с последующим включением исследований в историко-культурную экспертизу
4. Утвердить и включить в проект планировки территории проекты зон охраны объектов культурного наследия, разработанные по государственным контрактам с министерством культуры Самарской области и департаментом строительства и архитектуры Самары в 2012 году. Проекты получили положительные заключения историко-культурной экспертизы, но до настоящего времени не утверждены правительством Самарской области. Между тем, дальнейшее проектирование на данной территории может вестись только после утверждения охранных зон объектов культурного наследия.
5. Выполнить в полной мере предписание Министерства культуры РФ об отмене постановлений правительства Самарской области № 509 от 09.10.12 г. и № 154 от 11.04.2013 г. Возвратить в списки с последующим внесением в государственный реестр всех исключенных вышеозначенными постановлениями объектов культурного наследия. Впредь сделать максимально прозрачным процесс принятия решений относительно объектов культурного наследия с обязательной публикацией материалов историко-культурных экспертиз в средствах массовой информации и на официальных сайтах перед утверждением документов.
6. Включить в проект планировки территории решения, разработанные в рамках Стратегии комплексного развития Самары на период до 2025 года (утверждена решением Думы городского округа Самара от 26 сентября 2013 г. №358). Собрать внеочередную стратегическую сессию для обсуждения проекта.»
Виталий Стадников, бывший главный архитектор г.о. Самара
Алла Демина, общественный деятель
Дмитрий Якурнов, член правления Союза Архитекторов
Светлана Малышева, декан факультета дизайна СГАСУ
Сергей Малахов, архитектор, преподаватель СГАСУ
Евгения Репина, архитектор, преподаватель СГАСУ
и еще более 400 человек, уже оставивших свои подписи под открытым письмом.
Подробности о сборе подписей можно узнать тут: Facebook, Вконтакте. Передача письма и подписных листов в Белый дом и мэрию состоится уже завтра, «Другой город» будет следить за развитием событий.
Виталий Стадников: существующий проект — это смерть исторической части города
Мы поговорили с бывшим главным архитектором города Виталием Стадниковым, который выступил одним из инициаторов появления этого письма. О его претензиях к ленгипрогоровскому проекту и о закрытой презентации проекта в Союзе Архитекторов, которую его авторы совместно с минстроем Самарской области планируют провести в эту пятницу.
Беседовал Николай Потатуев
— Во-первых, нужно четко понимать, что это будут никакие ни слушания. Это узкое обсуждение, юридически оно не значит абсолютно ничего. Но с точки зрения политической это может быть подано как некая замена открытой общественной процедуры. Известно, что на эту процедуру всячески пытаются не допустить свободную прессу и всех заинтересованных граждан, а ограничиться только списком особо приглашенных гостей. Причем, это не со стороны Союза Архитекторов исходит.
— В чем ваша главная претензия к проекту Ленгипрогора?
— Сейчас принимается решение о развитии самой ценной, сакральной части города. Причем никто даже не думал спрашивать мнение граждан и экспертов. Происходит замена публичных слушаний неким кулуарным обсуждением проекта, которое могло бы, кстати, вовсе не произойти, если бы не поднялся шум. А если в пятницу все пройдет гладко, то это будет прецедент по лишению населения города права голоса, заложенного в градостроительном законодательстве, поскольку это будет значить, что проектом планировки объекта регионального значения, которому не надо проходить слушаний, может быть объявлена любая прихоть региональных чиновников.
— Кроме этого прецедента, чем еще опасен этот проект?
— Если брать его в тех параметрах, которые есть сейчас – это смерть исторической части города. Потому что вместо шанса узнать свою историю мы получаем очередной торговый центр с выпотрошенными культурными слоями. Главное, что доказывает реальность этих опасений – это массовый вывод памятников истории и культуры из списков объектов культурного наследия. Вывод сотнями.
— Если проект все же будет подписан губернатором, когда можно ждать начала работ по воплощению его в жизнь?
— Четких данных по началу работ у меня лично нет. Но, в любом случае, размеры реализованных Ленгипрогором проектов дают понять, что 120 га – это для них абсолютно непосильный проект. Единственный успешный проект Ленгипрогора, по крайней мере некоторые считают его успешным, который был сделан по историческому наследию, в Иркутске. Это всего лишь 5 га. В Питере еще они делали соразмерный квартал. Там квартал был просто снесен, потом имитированы фасады, а все, что внутри – уничтожено. Против этого, кстати, тогда общественность жутко негодовала. И наряду с башней Газпрома, по мнению многих, это было одной из причин отъезда Матвиенко из Питера.
Алла Демина: мы получим город без лица
Еще одним активным противником ленгипрогоровского проекта стала известный общественный деятель, бывший депутат Самарской гордумы, Алла Демина.
— Сторонники ленгипрогоровского проекта приводят главный аргумент в его пользу: лучше делать с центром хоть что-то, чем оставлять его в нынешнем состоянии.
— Безусловно, эту среду надо восстанавливать и благоустраивать. И для этого есть все возможности. Но это не повод, чтобы разрушать объекты культурного наследия. Их надо просто приспосабливать к современным условиям существования города. И когда я слышу такую претензию: «вы что, хотите город-музей?», в этом месте я хочу город-музей. Причем огромное количество примеров по миру и даже в нашей стране, когда в городе-музее люди не только живут и работают, они прекрасно там зарабатывают. А выполнив этот проект, а дальше также бульдозером пройдясь по нашей несчастной старой Самаре, мы получим город без лица, который перестанет быть интересным не только приезжающим. Он собственным жителям перестанет быть интересным. И лучших людей – умных, культурных, образованных – мы, безусловно, потеряем. Потому что в таком безликом городе без истории, без собственного лица жить будет – тоска смертная. Я лично вообще это расцениваю как уничтожение моей Родины.
— Проектом же предусмотрены некие работы по восстановлению объектов культурного наследия.
— Объекты культурного наследия, имеющиеся в этом районе, должны диктовать и высотность, и другие особенности проектирования. А у нас эти уроды, вот эти высотные многоэтажные элитные бараки диктуют все проектирование в самой ценной исторической части Самары. Пример есть замечательный: на Водников 99 был замечательный особняк Ржанова, его уже, к сожалению, снесли варвары. У него предметом охраны был фасад. И они просто оставили этот фасад на подпорках, а весь остальной дом уничтожили. И несколько лет этот фасад стоял. И видно было, какой очаровательный это был особняк. А вы попробуйте отодрать фасад от Ладьи, например. Или от этого урода на Вилоновской 44. Рухнет все моментально. И вот они никогда не будут объектами культурного наследия, они никогда не будут определять душу города. И гордиться ими никто не будет.
Понятно, что в историческом ядре города надо провести большую восстановительную работу. Но диктовать правила должна среда этого сакрального для жителей города места.
— В борьбе между добром и злом всегда должно быть две стороны. Кто вообще в данной ситуации выступает злом?
— Я, например, очень четко понимаю, что разговоры про конгресс-холл, какой-то тематический парк, никому не нужный дворец бракосочетания на стрелке – это все просто бла-бла-бла, прикрытие. Первое, что будет построено, и этим наверняка все и закончится – это торговый центр, причем это же кощунство – на месте старой крепости построить торжище, еще и назвать его хотят «Старая крепость»! Разрушить, надругаться, да еще и назвать этим именем. Ну и коммерческая жилая застройка. Можно догадаться кому это нужно.