,
В понедельник, 13 июля, в коворкинг-центре Futuroom состоялась лекция известного московского эколога Елены Смирновой, как ее представили организаторы — специалиста международного класса. Тема лекции — “Экология большого города”.
ДГ сходил на лекцию и послушал, какие опасности подстерегают жителя большого города и что нужно делать, чтобы прожить долгую и, по возможности, счастливую жизнь.
Перед началом лекции зрителей “разогревали” документальным фильмом Анни Леопард “История вещей”, через пять минут просмотра которого уже хотелось перестать пить, есть и потреблять вообще что-либо, чтобы африканские дети перестали добывать медь и пошли в школу. Или хотя бы поели.
Наконец, экран погас и на сцену вышла Елена Смирнова — милая, очень эмоциональная женщина в кедах, джинсах и слегка выцветшей футболке.
“Наше время ограничено, так как через полтора часа Елене нужно ехать в аэропорт”, — сообщила организатор мероприятия. И Елена уложилась в это время, хотя тот поток информации, что обрушился на присутствующих, явно был рассчитан хотя бы на неделю неспешных бесед.
Еда
“Человек потребляет за свою жизнь 60 тонн еды и 60 тонн воды, и от их качества зависит качество жизни человека”, — быстрой скороговоркой начала лекцию Елена Смирнова.
Едва успевая следить за слайдами, которые сменялись с сумасшедшей скоростью, присутствовавшие узнали, что в середине 70-х годов прошлого века человечество переступило черту биоемкости Земли. Это значит, что мы потребляем больше, чем способна давать наша прекрасная планета. Пока еще мы не слишком замечаем последствия, однако уже наблюдается, со слов Елены, нервозность климата. Выбросы СО2, изменение уровня мирового океана, засоление почв и водоемов — все это последствия нашей с вами бурной деятельности.
Но! Если мы будем питаться, как в Малайзии, то ситуация исправится. И тут выяснилось, что при производстве мясной продукции расходуется огромное количество воды и вырабатывается колоссальное количество углекислого газа.
“Кажется, нас вербуют в веганы!” — прошептал мужчина, сидевший рядом.
“Я вовсе не агитирую вас становиться вегетарианцами! — будто услышав шепот, сказала Елена Смирнова. — Однако по статистике отказ от одной порции мяса в неделю экономит сотни литров топлива. Статистика США, конечно, но все равно внушительная”.
Видимо, почувствовав, что присутствующие пока не намерены питаться, как в Малайзии, эколог и специалист международного класса перешла к следующей теме, а именно — какая пища полезна, а какая — нет.
Страшилки
“Я была поражена! В самарском магазине “Главпродукт” выбор экоеды больше, чем во многих московских магазинах премиум-класса”, — польстила эколог и рассказала, что накупила много продуктов и повезет их в Москву. Многие поверили.
Далее последовала серия слайдов с логотипами международных экологических стандартов. Впрочем, практически все они бесполезны в России, так как нет соответствующих соглашений.
Зато эколог призналась, что основной вред ГМО вовсе не в том, что при поедании картошки с геном лосося у человека могут якобы вырасти жабры, а то, что фермеры становятся заложниками компаний-производителей семян.
Яблоки очень хорошо впитывают всяческие канцерогены, а вот бананы, что с ними ни делай, очень полезны и безопасны.
Из страшного: самый напичканный гормонами продукт — это курица. Если в магазине или на рынке вы видите очень зеленую зелень, то есть петрушку, укроп и прочее, это может свидетельствовать о том, что все это росло близ автотрассы и серьезно отравлено свинцом. Яблоки очень хорошо впитывают всяческие канцерогены, а вот бананы, что с ними ни делай, очень полезны и безопасны.
Стирол
На фоне красочной картинки с трупиком чайки, наполненном крышками от бутылок, зажигалок и мобильного телефона Nokia 3310, лектор рассказывала о том, что враг любого человека — стирол. Потому что стирол содержится в большей части упаковочного материала.
Елена схватила бутылку с водой, подняла над собой и воскликнула: “Знает ли кто-нибудь, как хранилась эта бутылка?” Девушка из персонала коворкинг-центра побледнела.
“А вдруг на складе производителя или продавца эти бутылки стояли под прямым солнечным светом? Стирол мог попасть в воду, отравив ее!”
Досталось и воде из кулеров. По данным очень авторитетных ученых, почти вся вода заражена кишечной палочкой, а самая безвредная — вода из-под крана.
Как выяснилось, стирол накапливается в печени и не выводится из организма. Единственное спасение — многоразовые стеклянные бутылки. Кстати, досталось и воде из кулеров. По данным очень авторитетных ученых, почти вся вода заражена кишечной палочкой, а самая безвредная — вода из-под крана.
Что-то подобное я видел в американском документальном фильме. Но поверить, что мутная пленка на поверхности воды, набранной из крана безопаснее, чем в бутылке, оказалось сложнее.
Осталось 10 минут до конца лекции. Скорость речи спикера уже претендовала на рекорд Гиннесса, отчего слушатели просто отключили мозг и впитывали все, что говорилось.
В России всего 4% отходов проходят переработку, а ведь того же алюминия можно перерабатывать до 96%.
— Алюминий — очень распространенный металл, — не погрешила против истины Елена Смирнова. — Самолеты из него, конечно, не построить, но он очень полезен в хозяйстве.
Эта фраза, произнесенная в городе авиапромышленности, разрушила чары. Эколог поняла, что нужно быть осторожнее, и перешла на более общие темы. Например, что нужно пить воду до еды, а не после, нужно меньше потреблять воды, еды, бензина и прочего, больше уделять внимания здоровью и понимать свою ответственность перед планетой. Ездить на поезде, а не летать на самолетах. Пользоваться общественным транспортом и сдавать севшие батарейки в пункты приема.
Сорвав бурные аплодисменты, Елена поблагодарила присутствующих, посоветовала посетить сайт “в ответе за будущее.рф” и попрощалась. Нужно было успеть на самолет до Москвы, вырабатывающий за час полета до 7 тонн углекислого газа.