УЛИЦА ПОКУПАЕТ И ПРОДАЕТ

Институт города о преимуществах развития стрит-ритейла в исторической среде

 679

Автор: Редакция

.

,

ДГ продолжает публиковать концепцию развития исторического центра Самары. По мнению разработчиков концепции, историческая среда города создает благоприятные условия для развития малого бизнеса и стрит-ритейла. В свою очередь они позволят старому городу стать экономически активной территорией, способной к саморазвитию и процветанию.


Оценка ресурсов производится на уровне концепции стратегии пространственного развития (СПР). Бизнес интегрирует и консолидирует собственные ресурсы ресурсами подсистем «культура», «квартальная застройка», «гибкие системы управления», «транспорт», «общественные пространства и объекты».

Историческая среда создает преимущественные условия для развития малого бизнеса. Она характеризуется креативностью, событийностью, уникальностью пространств, культурным разнообразием, многофункциональностью, гуманным масштабом, безопасностью, устойчивостью, потенциалом консолидации инвестиций.

Пространственный ресурс для размещения малого бизнеса характеризуется иерархичностью и многоступенчатостью (город, квартал, улица, двор, дом). В старом городе сложилось несколько центров развитого стрит-ритейла на первых этажах по линии застройки — Хлебная площадь, улицы Ленинградская, Куйбышевская и другие. Однако это всего лишь несколько улиц.

Открывающиеся кафе и салоны («Друзья», «Варенье», «Тревеллерс-кафе» и другие) доказывают, что историческая среда привлекательна для новых проектов бизнеса. Консолидацию ресурсов можно продемонстрировать на примере улиц Ульяновской и Молодогвардейской, где на одном перекрестке работают более 40 объектов малого бизнеса в связи с близостью университетов (СГАСУ, СГАУ, СГТУ, СамГМУ).

Размещение объектов бизнеса в первых этажах естественно для исторической среды, в отличие от микрорайонов, где объекты стрит-ритейла выносятся в павильоны или в пристрои к жилым домам, а улицы не приспособлены для прогулок. Активизация общественной жизни предполагает саморазвитие и реконструкцию в масштабе парцелл. Активность бизнеса дифференцируется по линии застройки и в глубину дворовых пространств. Высокий уровень активности – магазины, кафе – на улице; салоны и мастерские в первой полуобщественной зоне двора.

Преимущества стрит-ритейла по сравнению с ТРЦ: активный траффик пешеходов, возникновение «уникальных», единичных услуг, креативность и событийность среды, свободный режим работы и индивидуальный контакт с клиентами.

Общая цель подсистемы в СПР: экономически активная территория старого города, способная к самообеспечению, регенерации и извлечению дополнительного дохода в городскую казну. Необходимо решить задачу по созданию ясного регламента деятельности малого бизнеса на территории исторической среды.

Запуск подсистемы означает консолидацию ресурсов других подсистем с учетом интересов малого бизнеса, включая развитие самоуправления, сохранение и реконструкцию уникальной квартальной застройки, оптимизацию транспортной сети, типов и маршрутов общественного транспорта, активизацию общественных пространств и развитие туризма.

В числе запускающих проектов – разработка карты инвестиционной привлекательности исторической среды, типологии стрит-ритейла с учетом уникальных характеристик среды. Межевание в исторических границах парцелл, приватизация горожанами земли и налоговые льготы являются необходимыми условиями становления бизнеса на территории старой Самары и перехода к недотационной модели.

Авторы: Евгения Репина, Сергей Малахов, Александр Гниломедов, Виталий Стадников, Дарья Первова, Ксения Горина