,
На форумах, подобных «Инвестициям в гостеприимство», в прошлые годы чиновники обменивались похожими на грезы идеями, касающимися колоссального нереализованного туристического потенциала губернии. Теперь у руля профильных департаментов и министерств иные люди, плюс появился мощнейший катализатор разных процессов (Мундиаль). И вот перспектива превращения Самарской области в заманчивый для «турья» край становится все более реальна. Как выяснилось, в некоторых случаях лучше было просто мечтать — превращение в настоящий город-курорт вряд ли пройдет запросто.
Текст, фото: Данила Телегин
Форум, посвященный настоящему и будущему туристической Самары, проходил неделю назад в «Экспо-Волге» и плавно перетек в традиционную выставку «Туриндустрия». Первые часы его были особенно интересны, поскольку в это время можно было не только увидеть на рендерах будущие места силы, но и узнать, что по поводу них думают люди, от которых непосредственно зависит успех различных начинаний.
По данным опросов, предоставленных департаментом туризма Самарской области, из всех видов туризма наиболее востребованными на российском рынке являются пляжный (38%), культурно-познавательный (20%), деловой (18%), спортивный (8%) и оздоровительный (7%). Наш губерния вполне подходит для любого из них и, если верить руководителю департамента Михаилу Мальцеву, четыре человека из пяти готовы никуда не ездить, если у нас будет достаточно комфортно. Как он сообщил, объем налоговых и иных обязательных платежей от сферы туризма в 2012 году составил 548 млн. руб., а всего в сфере туризма было оказано услуг на 3,8 млрд. рублей. Ежегодно в наших гостиницах, турбазах и базах отдыха останавливается почти 700 тыс. человек, но это не предел, поскольку в радиусе 500 км от Самары живут 20 млн., и всех, приложив усилия, можно к нам заманить.
В городе, где
Что подозрительно в разговорах о Чемпионате мира по футболу — они все пока ведутся в будущем времени. Например, Мундиаль станет поводом для пересмотра существующей транспортной инфраструктуры, стадион будет построен вместе с телевышкой и прочим лунапарком… И возникает ощущение, что пока до реальных сдвигов не дошло. Относительно стадионных дел ничего освежающего действительно не сообщили (про линии скоростного трамвая, соединяющие треугольником разные части Самары, все, наверное, слышали). Однако, касательно изменения городского пространства кое-какие новости есть: например, что не заброшен проект по модернизации исторической части города и «туристической зоны» на месте бывшего порта. Общая стоимость проекта, представленного на рендерах, оценивается в 30 млрд. рублей, из них пять, по замыслу, придут из бюджета города, области и РФ. Увидеть все это воочию мы сможем через шесть лет.
Не менее важны рендеры, которых мы не увидели: амбициозный проект «Самара-центра» по застройке бывшей территории 4 ГПЗ оказался представлен совершенно нейтральными картинками. Прошлый план застройки не пришелся по душе профессиональному (и не только) сообществу, а новый, видимо, еще не готов.
Кроме того, на форуме можно было более-менее детально познакомиться с проектом Южный город, который обеспечит жильем свыше 80 тысяч человек. Фактически, это будет новый район со своей набережной, стадионом, ипподромом, зоопарком, аквапарком, а также комплексом аллей и фонтанов под названием Южный Арбат.
Лыжня проложена
В нашей губернии есть несколько действующих горнолыжных комплексов, но все они, как утверждают специалисты, не соответствуют требованиям современных потребителей. Посему пробудился дорогостоящий проект-монстр под названием «Жигулевская Жемчужина». По словам заместителя министра строительства Анатолия Баранникова, реализацию замысла сдерживала его грандиозность, а еще трудность нахождения правильного баланса между необходимыми технико-экономическими показателями и возможностями по принятию антропогенной нагрузки Национальным парком Самарская лука. В итоге «Жигулевскую Жемчужину» разделят на три части.
«В селе Ширяево и прилегающим к нему территориях будет горнолыжный комплекс высокого уровня сложности, так называемая зона VIP. Она будет иметь посещаемость порядка 1000 человек, — рассказывал Баранников. — Зона массового посещения – это зона села Рождествено, там где уже есть переправа. Плюс это то место, куда планируется провести канатную дорогу. Увеличение связанности территорий позволяет на территории села Рождествено и прилегающей территории около 100 га создать условия для активного отдыха. Там планируется разместить этнографическую деревню и крупный туристическо-развлекательный конкурс для кратковременного (программа выходного дня) и длительного пребывания. И промежуточной между двумя этими площадками будет площадка сел Выползово и Подгоры, где будет горнолыжная трасса «для чайников», то есть категории очень низкой, с обучающими программами, с массовым посещением и так далее. Та зона которая будет использоваться для спортивных и развлекательных мероприятий массового характера. На прилегающих плоскостных территориях Подгор планируется создание гольф-полей и всей инфраструктуры, связанной с этим видом спорта. Здесь же планируется создание небольших поселков, гостиничных комплпексов и т.д. Под нее были просчитаны основные нагрузки, определены потребности по инженерным коммуникациям, проработаны проектные решения».
Еще одним камнем преткновения была дорога от Подгор до Ширяева, но теперь этот вопрос согласован с Национальным парком. Минприроды тоже проект одобрило.
В результате, по утверждению замминстра строительства, уже есть полная ясность в том, что связано с инженерным сетями и финансовым затратами. Строительство «ЖЖ» оценивают приблизительно в 14 млрд. рублей. Вложения в инфраструктуру – около 2 млрд. рублей. Плюс 770 млн. руб. на канатную дорогу. По предварительно согласованным соотношениям, порядка 2 млрд. руб. придут из федерального бюджета, около полумиллиарда – из регионального бюджета. Остальное – это деньги заинтересованных частных инвестором, со средним периодом окупаемости до 9 лет. Обратите внимание: на стенде цифры указаны немного другие.
Видимо, мы потеряем три территории на правом берегу в том виде, в котором их знаем и любим. Трудно представить, как именно все эти толпы (до 900 человек в час будет способна перевозить канатная дорога) будут укатывать прилегающие к Нацпарку склоны в «щадящем режиме». На форуме толком не показали, как «Жемчужина» будет выглядеть – пока есть лишь планы, которые промелькнули на слайдах. Но можно предположить, что окуршевеливание Ширяево и Подгор понравится не всем, и, в первую очередь его жителям.
Кстати, это будет не единственный новый горнолыжный комплекс. Под Сызранью планируют создать центр активного отдыха «Волжская сказка». Для него уже готов макет, и выглядит он не так зловеще, как «Волжская Жемчужина».
Отель и миллион долларов
Около 17 тысяч гостиничных номеров разного формата существуют в Самаре и области. Такое количество вполне устраивает комитет FIFA, а вот над качеством еще работать и работать.
Зампред правительства Самарской области, а также министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко в своем выступлении сделал акцент на том, что «отеллеры» в ближайшее время могут рассчитывать на поддержку – причем, и действующие, и те, которые начинают с нуля. Поддержка заключается в снижении налогов на прибыль на пять лет и освобождении от налога на имущество.
Комитет по культуре, спорту и молодежной политики Самарской губернской думы, руководимый Александром Милеевым, также активно задействован в воплощении этой идеи.
«Инициатива заключается в понижении ставки налога на прибыль для тех юрлиц, которые на территории Самарской обалсти готовы вложить свыше двухсот миллионов рублей в строительство гостиницы, — говорит Милеев. — Мы прекрасно понимаем, что здесь нужна государственная поддержка. Если мы сможем ввести этот закон в текущем году, уже в следующем инвесторы оценят наш благоприятный инвестиционный климат. Возможно, это привлечет международные сети, опасавшиеся ступать на наши земли».
Как отметили спикеры, кое-какими бонусами участники гостиничного бизнеса уже могут пользоваться. Вот только не упустили свой шанс пока лишь два отеля — самарский Ibis и «Вега» в Тольятти.
Земля, воздух
Как выяснилось на форуме, новый терминала аэропорта «Курумоч» уже существует, но пока в дополненной реальности. То есть, его рендер можно было увидеть, направив камеру планшетника на специальный стенд. Тем, у кого под рукой ничего нанотехнологичного не было, помогал специально обученный персонал. Потыкавшись, можно было выяснить, что терминал в пять надземных этажей высотой будет введен в эксплуатацию к 31 декабря 2014 года. В нем будут действовать 24 стойки регистрации, а пропускная способность его составит 1420 пассажиров в час.
РЖД представляла программу развития въездного и выездного железнодорожного туризма, и проект «Пять пятниц», подразумевающий путешествия на поездах между городами ПФО. Презентация была посвящена не столько объяснению, почему людям этот вид отдыха должен быть интересен, сколько ценообразованию, бизнес-моделированию, и особенно участию региональных бюджетов в компенсации туристического продукта.