,
«Другой город» продолжает рассказывать историю завода клапанов. Сегодня о своем трудовом пути на этом предприятии нам рассказал Геннадий Александрович Малахов.
На заводе клапанов он проработал 48 лет. Начав слесарем-лекальщиком, дошел до должности заместителя начальника цеха по производству.
Семья — это главное
Наша династия Малаховых работала на заводе клапанов с 1932 года. Есть выпуск газеты «Волжская коммуна», где собрали нашу семью и мы рассказали о себе и своих устремлениях.
Мой отец Малахов Александр Кузьмич — коренной самарец, родился в 1912 году. Он поступил на завод клапанов простым рабочим в 1932 году, когда предприятие еще строилось.
Тогда выпускали только гайки, клапанов еще не было. Был один цех (на фото внизу), который выпускал гайки к полуторкам и тракторам.
Когда я родился, в 1937 году, наша семья жила прямо на территории завода. Наш дом стоял на улице Карбюраторной (ныне — Князя Засекина), рядом со старым инженерным корпусом.
Родители мне об этом рассказывали, сам я был слишком мал, чтобы это запомнить.
Годы войны
Моего отца не забрали на фронт. Хотя мы два раза ходили его провожать, но директор возвращал его на завод.
Дело в том, что в то время на «Автотрактородеталь» пришли новые станки — гайконарезные. И только мой отец умел их обслуживать, он был классным наладчиком. Поэтому ему и дали бронь, на фронт не пустили. Он обслуживал все станки на заводе.
В годы Великой Отечественной войны на «Автотрактородетали» делали корпуса для противотанковых мин. Сами мины собирали через дорогу — на нынешнем электромеханическом заводе.
Во время войны отец домой почти не приходил, ночевал на заводе, работавшем тогда в три смены. А я ему носил обеды. Меня все знали, пропускали на проходной к отцу.
Нас в войну спасло то, что бабушка жила в деревне и у нее была корова. Поэтому мы питались, по тем временам, прилично. Бабушка нам помогала. Сказать, что мы во время войны голодали, было бы неправдой. Я помню, что в те годы мама часто пекла пирожки с картошкой. На второе тоже в основном был картошка.
Во время войны мы уже жили на улице Комсомольской. Там были два барака завода клапанов, а в 1964 году отцу дали квартиру в доме в районе перекрестка улиц Гагарина и Авроры.
Отец сначала был наладчиком, а после войны его перевели на должность мастера. При заводе был организован техникум. Он закончил курсы, и стал работать мастером во 2-м механическом цехе, который, как и 1-й цех, делал клапаны.
Еще на заводе была кузница, был инструментальный цех. В общем — четыре основных цеха, остальные были вспомогательными.
Выше приведены данные за 1979 год. Лидеры по количеству мест — мехцеха № 1 и № 2.
К сожалению, у отца ни одной трудовой награды не было. После войны дали юбилейные — и всё. Отца настолько любили все рабочие, что стоило ему заболеть, к нему они все домой ходили проведывать.
Папа умер в 1972 году, ему было всего 60 лет. На его похороны пришел весь завод от директора Льва Астринского до простых рабочих. Мы тогда заказали поминки в кафе на 120 человек, а пришло в три раза больше.
Начало трудового пути
После окончания восьми классов в школе № 1 (Степана Разина, 22) я решил пойти работать. Было это в 1953 году. Пришел я в отдел кадров, к его начальнице Надежде Ивановне Биткиной.
Говорю: «Хочу устроиться на работу, только папе не говорите». Надежда Ивановна меня хорошо знала, потому что я отцу много лет обеды в цех приносил. Говорит: «Кем ты хочешь работать?», я отвечаю: «Слесарем-лекальщиком!».
Естественно, как только я ушел, Надежда Ивановна тут же позвонила отцу и проинформировала, что я хочу влиться в ряды заводчан.
Он стал меня ругать, мол, я же тебе сказал, пока 10 классов не закончишь, ни о какой работе не думай. Но я всё-таки упросил родителей разрешить мне устроиться на завод при условии, что я закончу 10 классов в вечерней школе.
Обещание я сдержал. Окончил вечернюю школу, она находилась на площади Революции, после чего с легким сердцем пошел в армию. По возвращении отец начал настаивать, чтобы я пошел в институт.
Но здесь я его уже не послушал. Пошел в машиностроительный техникум. Кстати, он находился бок о бок с территорией завода. После войны его организовали, чтобы там учились сотрудники завода и те, кто только собирались устраиваться.
И как только я закончил техникум, меня сразу забрали работать в инструментальный цех (ниже он, на фото 1945 года).
Я стал слесарем лекального участка. Мы изготавливали измерительный инструмент для клапанов, гаек, шаблоны специальные. Еще клещи, в качестве ширптореба — товара народного потребления.
Со временем я дорос до должности замначальника по производству инструментального цеха. Там я проработал до выхода пенсию.
Производство было тяжелое. Всю оснастку завода делали у нас: какая скоба нужна, какой шаблон и т.д. Я все производства знал, кузницу, механический цех.
Депутат Петряева
Много на заводе работало интересных, замечательных людей. Например, Петряева Анна Романовна, стахановка, депутат Верховного Совета. Удивительная была женщина.
Она воспитала двух дочерей, хотя работала не отходя от станка день и ночь. Образование получить она не успела, даже не умела писать. И несмотря на это стала депутатом Верховного Совета.
Понятно, что ей дали помощницу, которая все документы делала, а Петряева только расписывалась. Она из Москвы приезжала, с заседаний, и сразу бежала в цех.
«Известия Советов депутатов трудящихся СССР» от 4 марта 1950 года.
Когда завод построил пятиэтажный дом на улиц Фрунзе и Ленинградской, ей там дали квартиру. А то до этого она жила в бараке.
В годы развитого социализма
В 1960—1970-х годах на заводе клапанов работало примерно 3600 человек. Но у нас ещё был филиал в Кинель-Черкассах. Вместе с ним в общей сложности было 5000. В Кинель-Черкассах мы выполняли специальный заказ для московского ЗИЛа.
Когда построили Волжский автозавод, мы все клапана для него делали. Ещё гнали продукцию на тракторные заводы в Новосибирске, в Запорожье, на другие предприятия. Объёмы были большие.
В 1970-е годы развернулось большое строительство в Куйбышеве. Завод клапанов построил новую кузницу за пределами завода, ближе к Волге, еще один новый цех перед Речным портом. Не хватало территории в границах Кутякова, Карбюраторной и Водников. Еще гараж построили новый на Кряжу.
Тогда же на завод пришли новые автоматические линии. Мы все ходили смотреть, как они работают. На них был практически полностью исключен ручной труд. Только наладчики следили, как линия работает. Сначала две линии поставили, потом довели их количество до шести.
На заводе мы, кстати, находили черепа. Это когда по улице Кутякова начали строить инструментальный цех. Там раньше была церковь, а рядом с ней, видимо, кладбище. Ещё находили деньги большие, с портретом Екатерины II.
Карта заводских корпусов
По традиции нашего проекта «Промышленное наследие» мы составили карту-схему корпусов завода клапанов.
На ней желтыми контурами отмечены здания, сохранившиеся до наших дней.
С Геннадием Малаховым беседовала корреспондент ДГ Анастасия Кнор.
Мы благодарим за помощь в написании этого материала:
— краеведа Евгения Альмяшева,
— Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Алабина.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте