БАНКО-МАТ. Хроника ноябрьского банковского кризиса в Самаре
189
25 ноября «Агентство по страхованию вкладов» начинает выплачивать страховые возмещения по вкладам «Волго-Камского банка», который лишился лицензии 11 ноября. Завтра же «Волжский социальный банк» должен возобновить работу после выходного дня, объявленного после смерти председателя правления Валерия Кучканова, найденного 20 ноября в своем доме с пулевым ранением головы. Банковский кризис в Самаре продолжается. «Другой город» собрал хронику событий.
Текст: Николай Потатуев
19 августа авторитетный портал Банки.ру сообщил, что Банк России привлек к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 4 банка, в том числе «Волго-камский банк». Эта новость прошла в Самаре практически незамеченной. Репутация «Волго-камского», мягко говоря, никогда не была кристально чистой, многие эксперты называли финансовую организацию центром самарского «обнала», поэтому такое предупреждение ЦБ никого особо не удивило.
Как театр «Лайт» спровоцировал банковский кризис
20 сентября началась история, на первый взгляд не имевшая отношения к «ВКБ» прямого отношения, но вызвавшая куда более серьезные последствия. В этот день пресс-служба Следственного комитета России по Самарской области сообщила о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества со средствами НК «Роснефть» в особо крупном размере. По версии следствия, неустановленные лица похитили более 106 млн рублей, принадлежащих «Роснефти», которые были перечислены в начале 2012 года Молодежному театру «Лайт». По делу были задержаны руководитель театра «Лайт» Михаил Ушаков и основатели театра братья Зуевы. По информации многочисленных источников, деньги, похищенные у нефтяной компании, были прокачаны именно через «Волго-камский». В рамках дела в середине октября в банке прошли выемки документов.
Вполне стандартная для России история про распилы и откаты породила ценную реакцию. Большие деньги, которые любят тишину, а проверки, пусть и совершенно по другому поводу не любят совершенно, начали стремительно покидать счета «Волго-камского». Банк продержался больше месяца, но 28-го октября перестал отправлять платежи юрлиц и выдавать деньги частным вкладчикам.
Паника
Вкладчиков и держателей счетов в «ВКБ» охватила вполне объяснимая паника. И если частным вкладчикам с суммами до 700000 рублей волноваться было, в общем-то, не о чем, то юрлица, на счета которых деятельность Агентства по страхованию вкладов не распространяется, начали искать обходные пути для срочного вывода денег из падающего банка. По информации источников «Другого города», лица, ранее связанные с незаконным обналом через «ВКБ», сразу после приостановки деятельности банка предлагали юрлицам «вытащить» со счетов любые суммы за вычетом комиссии в 25%.
Нервозность клиентов «Волго-камского» быстро перекинулась на клиентов других самарских банков, бизнес-сообщество, и блогосфера бурлили слухами. Причем, не столько о бедах «ВКБ», сколько о том, в каком из местных банков следующим начнутся проблемы. Активнее всего вспоминались «Волжский социальный банк», подконтрольный структурам Владимира Аветисяна «Газбанк» и банк «Солидарность», возглавляемый сыном экс-губернатора Титова Алексеем.
Паника существовала не только сама по себе, но и искусно подогревалась со стороны, вернее даже с нескольких сторон. Самарцы начали находить в подъездах листовки, сообщающие о больших сложностях у целого ряда региональных банков. Некоторые получили смс-сообщения с различной информацией о проблемах с кредитными картами, причем среди этих смсок были как стандартные сообщения от телефонных мошенников, рассылаемые без какой бы то ни было привязки к событиям в Самаре, так и адресные рассылки, сообщавшие о проблемах конкретных банков (это коснулось, как минимум, клиентов «Газбанка» и «Солидарности»), что позволяет сделать вывод о том, что отправитель имел доступ к базам данных клиентов банков. На нескольких банкоматах «Газбанка» кто-то в разгар рабочего дня расклеил объявления «банкомат не работает, нет денег». Отдельная история – поведение сотрудников банков-конкурентов.
О звонках от менеджеров крупных федеральных банков с предложением срочно перенести корпоративные счета в их банк в связи с проблемами у регионалов сообщили многие адресаты таких звонков. Блоггер Дмитрий Бегун даже привел имена самых активных падальщиков: зампреда Поволжского банка Сбербанка России по работе с корпоративными клиентами Сергея Тютина и директора самарского операционного офиса Альфа-банка Вячеслава Любинина. По информации издания «Саминвестор», два местных банка даже рассматривают возможность подачи исков к «Сберу» и Альфа-Банку в связи с недобросовестной конкуренцией, выраженной в «распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации».
Сами банки не проявили особой активности. «Волжский социальный» и «Газбанк» просто предпочли отмолчаться, «Солидарность» 7 ноября провела внеочередное собрание акционеров. По официальной версии там обсуждались вопросы, никак не связанные с банковским кризисом, но в эту версию не поверил, кажется, никто. В тот же день на сайте «Солидарности» была запущена рубрика «Спроси сам», в которой пресс-служба отвечает на вопросы клиентов банка. Рубрика стала самым популярным разделом сайта, 100% заданных вопросов так или иначе касались темы кризиса, в ответах банк всячески заверял клиентов в том, что у них все в порядке.
Крах
«Волго-камский», тем временем, предпринял последнюю попытку спастись. 1 ноября издание РБК со ссылкой на пресс-службу «ВКБ» сообщило о том, что акционеры «Волго-камского» договорились о продаже контрольного пакета акций владельцу столичного «Экспобанка» Игорю Киму. Это сообщение немного успокоило клиентов «ВКБ», хотя «Экспобанк» моментально опроверг эту информацию. Продажа банка была, по сути, единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Но не сложилось. 11 ноября Центробанк объявил об отзыве лицензии «Волго-камского» и введении внешнего управления. «Банк был активно вовлечен владельцами в кредитование их собственного бизнеса. В связи с потерей ликвидности кредитная организация не обеспечивала своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Руководство и собственники кредитной организации не предприняли действенных мер по нормализации финансового положения банка», сказано в сообщении ЦБ.
Отзыв лицензии «ВКБ», естественно, никоим образом не разрядил напряженную атмосферу. И тут на успокоение населения была брошена тяжелая артиллерия. 18 ноября губернатор Николай Меркушкин на встрече со студентами и преподавателями СГЭУ заявил, что с остальными самарскими банками ничего случиться не должно, а клиентам нужно успокоиться. За день до этого Владимир Аветисян дал большое интервью каналу «Терра», в котором в том числе заверил, что у «Газбанка» нет проблем с ликвидностью и бояться клиентам решительно нечего, для дополнительного привлечения внимания к этому интервью, на него позвали одного из ведущих блогеров города Владимира Сверкалова.
Выступления Меркушкина и Аветисяна произвели необходимый эффект – город успокоился, эксперты начали пытаться разобраться что же, собственно, это было. Среди прочих версий всплыло незамеченное в свое время сообщение о том, что таинственная компания «ПетРоНефть», строящая в Самарской области нефтеперерабатывающий завод ищет банк в регионе для его обслуживания, в частности речь шла о возможной покупке «Газбанка». «ПетРоНефть» от комментариев отказалась.
Однако все усилия Меркушкина и Аветисяна пошли прахом уже через два дня, когда вечером 20 ноября в своем доме на 8-й просеке был обнаружен председатель правления «Волжского социального банка» Валерий Кучканов. Рядом с телом обнаружили «травмат» из которого, по первой озвученной следственным органами версии, Кучканов застрелился, но уголовное дело все же возбудили по статье «убийство».
Странная смерть руководителя и одного из крупнейших акционеров банка на фоне предыдущих событий спровоцировала мощный отток капитала из «Волжского социального». Весь прошлый четверг СМИ сообщали об очередях в отделениях, юрлица получили уведомления, в которых хоть и говорилось, что банк выполнит все свои обязательства, но заранее предупреждалось о том, что период обработки обращений может вырасти. Пятница была объявлена в «ВСБ» нерабочим днем в связи с похоронами Кучканова, что будет происходить с банком дальше – станет понятно уже в ближайшие дни. Однако уже сейчас можно сказать, что загадочный банковский кризис в Самаре точно не закончен.