,
В прошлые годы мы опубликовали несколько подборок фото Самары с высоты, сделанных на рубеже XIX – XX веков. Судя по количеству просмотров, вам они понравились.
Теперь мы решили рассказать о самих фотографах Самары конца XIX – начала XX веков.
Корреспондент ДГ Юлия Морозова подготовила истории Александра Васильева и Константина Головкина – двух самарских фотографов, которые первыми фиксировали на камеру солнечное затмение, печатали открытки с видами Жигулёвских гор и поднимались на соборы ради красивого снимка нашего города.
Первое самарское фотоателье открыл Оскар Якобсон в 1851 году на Алексеевской площади (сейчас площадь Революции).
Тогда в газете «Самарские Губернские Ведомости» появилась реклама:
«Якобсон из Швеции – оптик и фотограф, сим честь имеет отрекомендовать себя, что он делает нижеследующие фотографические портреты: на бумаге, стекле и на клеенке.
По новейшему изобретённому способу, задачею которого есть в нескольких секундах, посредством химии и оптики, воспроизвесть всякого рода видимые предметы и в особенности портреты (за сходство которых он ручается)».
Помимо фотографий оптик также предлагал обучить всех желающих этому искусству «в самое короткое время».
Новые фотоателье стали появляться в Самаре только спустя 10 лет.
На улице Казанской (сейчас улица Алексея Толстого) фотоуслуги начали оказывать в типографии Фролова. На улице Саратовской (сейчас улица Фрунзе) начал работать известный фотограф Александр Муренко. На улице Дворянской (сейчас улица Куйбышева) открылось заведение Захара Блюма.
К середине 1860-х годов фотография стала важной частью общественной жизни. Однако среди множества фотографов выделились двое: Александр Васильев и Константин Головкин.
Александр Васильев: фотоателье для крестьян, панорама 3×4 метра и фото затмения
На фото Александр Васильев — слева
В 1880 году фотомастерскую на улице Панской (сейчас улица Ленинградская) открыл харьковский мещанин Александр Петрович Васильев.
Васильев брал как частные, так и государственные заказы. Если сравнивать с современностью, он начинал как «праздничный фотограф».
В 1883 году Александр Васильев вместе с мещанином Фёдором Тадовским организовал по заказу Самарской городской управы фотофиксацию коронационных торжеств в Самаре на Алексеевской площади.
Уже через три года — в 1886 – Александр Васильев создал по-настоящему запоминающуюся панораму Самары размером 3×4 метра. Работа была настолько масштабной, что её разместили в летнем зале Струковского сада в честь трёхсотлетия города.
Пример панорамы Самары авторства Александра Васильева
Васильев прославился также тем, что первым смог зафиксировать неполное солнечное затмение в Самарской губернии – сначала в Сызрани, а через три дня в Самаре.
Александра Петровича привлекала красота природы Самарского края: он создал множество открыток с видом на Волгу, Жигулёвские и Сокольи горы, Молодецкий курган.
Городские виды тоже не оставляли его равнодушным – в поисках хорошо ракурса он забирался на Вознесенский собор.
Несмотря на свою популярность и положение, Александр Васильев старался делать искусство фотографии доступнее для народа. В 1894 году он открыл фотоателье для низших сословий, где цены были в разы меньше. Оно находилось в его доме на улице Москательной, 46 (сейчас улица Льва Толстого).
Нечетная сторона улицы Льва Толстого. Вид от Самарской к Галактионовской
Продолжению дела помешал развод с женой. Вскоре после открытия фотоателье для низших слоёв Александр Петрович расстался с супругой Евдокией Петровной, и дом остался ей.
Друзья фотографа считали, что его бывшая жена «занималась только нарядами, прогулками и больше ни во что не вникала». Несмотря на «лестные отзывы» Евдокия оказалась успешной предпринимательницей и в 1900 году пристроила к дому стеклянную галерею для фотопавильона.
К слову, Александр Петрович почти сразу после развода женился снова, а в 1900 году открыл фотографическое заведение в доме Санина на улице Дворянской, 92 (сейчас улица Куйбышева).
Константин Головкин: открытки Самары, магазин фототоваров и снимки с колокольни
В начале 1890-х годов с Васильевым познакомился купец и художник Константин Павлович Головкин.
Вместе они выезжали на природу и снимали виды Волги и Жигулёвских гор. В 1899 году создали Самарское фотографическое общество.
В 1901 году вышло первое издание открыток Константина Павловича с видами Волги и Самары. Помимо них он выпустил альбомы «Самара и Волга в фотографиях» и «Волга и Жигули в фотографиях», где были собраны другие изображения.
До революции распространённой традицией было отправлять открытки из мест, которые посещаешь. За день в Самару причаливали до 20 пароходов – прибыль с открыток была огромной. Эту идею перенял и учитель Головкина Александр Васильев.
Из-за того, что на фотопленэрах они часто были вместе, сохранились кадры с похожими изображениями от разных фотографов: это и рыбаки в Волге на фоне Жигулёвских гор, и Молодецкий курган.
Как и Александр Васильев, Константин Головкин фотографировал Самару с высоты. Самые известные из таких фото – это снимки с колокольни храма Христа Спасителя, который стоял на нынешней площади Куйбышева.
Фотографии настолько качественные, что мы можем разглядеть на них знаменитые постройки города: драмтеатр, Жигулёвский пивоваренный завод, колокольню Иверского монастыря, лютеранскую кирху и многое другое.
В 1903 году Константин Павлович унаследовал магазин отца на Панской, 34. Здесь он продавал фототовары, сувениры и художественные материалы.
Дом Головкиных с магазином на улице Панской, 34
Головкин принимал активное участие в культурной жизни города. В частности, вместе с другими членами любительского кружка художников он организовывал ежегодные выставки картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 год.
В 1897 году Константин Павлович выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Он вёл летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара». До настоящего времени дошло лишь несколько картин Головкина.
После революции 1917 года он на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках.
В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привез целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы жизни он работал в городском архиве.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте