КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Площадь Славы и сквер 30-летия Победы: Ярмарочный спуск, монумент Славы, здание проектных институтов и Дом советов

 4 004

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы расскажем об одной из площадей Самары, которая считается бесспорной городской достопримечательностью. И это при том, что возраст ее достаточно невелик, всего-то чуть более полувека. Итак, встречайте, площадь Славы!


Окраина города

Да, за последние 100 лет территория нынешней площади Славы проделала путь из грязи в князи. В дореволюционные времена она находилась за пределами городской черты, что хорошо видно на карте 1910 года. Красной линией на ней отмечена улица Молодогвардейская, синей – Маяковского.

Цифрой 62 обозначено учебное заведение – Торговая школа, построенная городскими властями ориентировочно в 1908-1909 годах. В советское время это здание приспособили под размещение  противотуберкулезного диспансера (Молодогвардейская, 204). В середине 2000-х оно было снесено. Восстановленный фасад бывшей Торговой школы ныне служит частью ОЦ «Бэл Плаза».

Через дорогу от Ярмарочного спуска на карте отмечены некие бараки. Возможно, именно они служили корпусами для детской инфекционной больницы, которая работала здесь вплоть до середины 1960-х.

Времена «Большого Куйбышева»

Легендарный генплан 1937 года имел большие виды на территорию нынешней площади Славы. В итоге удалось осуществить (и то частично) лишь застройку Самарской площади с ее сталинскими домами. Но то было уже в 1950-х годах.

Проект застройки Самарской площади 1953 года

Здесь самое время вспомнить об одном здании, которое можно отнести к архитектурному ансамблю площади Славы. Речь идет о здании Куйбышевского строительного техникума (Молодогвардейская, 187). Строилось это здание в 1951—53 годах.

В 1994-м в этом здании начала свою работу Самарская губернская дума.

Весьма активное строительство велось в районе площади Славы в 1960—62 годах. Тогда на подступах к ней появилось сразу несколько жилых домов: № 3 по Ярмарочной и №№ 167, 216 и 218 по Молодогвардейской. Среди них самым значимым стоит признать последний, и дело тут не в его архитектурных достоинствах.

Просто в этом доме жило немало известных личностей: доктор медицинских наук, академик Игорь Солдатов, конструктор ракетно-космической техники Александр Солдатенков, участник обороны Ленинграда, профессор куйбышевского политеха Борис Якубовский, игрок и тренер «Крыльев Советов» Виктор Карпов.

Стоит отметить, что в 1962 году был благоустроен Ярмарочный спуск. Впрочем, совсем скоро он исчезнет с карты Самары и останется лишь в воспоминаниях и фотографиях. Ярмарочный спуск станет одним из тех мест, где космический Куйбышев градостроительно победит купеческую Самару. Но произойдет это не одномоментно и с вмешательством москвичей. Но обо всем по порядку.

И грянул конкурс!

Для изложения дальнейших событий мы будем активно привлекать материал из книги архитектора Вагана Каркарьяна «Самара — Куйбышев — Самара»: «Точкой отсчета формирования площади Славы надо считать 1965 год, когда Куйбышевский горисполком принял решение о проведении Всероссийского конкурса на проект монумента Славы для увековечения боевых и трудовых подвигов куйбышевцев.

16 марта 1966 года 21 проект, в том числе и иногородних авторов, был представлен на суд общественности города Куйбышева и независимого жюри, созданного Союзом архитекторов СССР и Союзом художников СССР».

Из книги другого видного куйбышевского архитектора Алексея Моргуна мы узнаем, что среди предполагаемых мест размещения монумента Славы рассматривались «новые и старые районы, парковая зона, район силикатного завода, Красноармейского спуска». Но будущая площадь Славы оказалась вне конкуренции.

Ниже представлена программа и условия конкурса на разработку эскизного проекта Монумента Вечной Славы.


Особое внимание в этом документе привлекает упоминание музея, здание которого было обязательным элементом комплекса. Он должен был состоять из трех залов, посвященных героям революции и гражданской войны, героям Великой Отечественной, и трудовым подвигам куйбышевцев в 1941-1945 годах.

Важная деталь: монумент Славы планировалось соорудить на деньги горожан, о чем сообщает приведенный ниже документ.

В марте 1966 года были определены победители конкурса. Ими стали творческие коллективы под руководством Вагана Каркарьяна (1-е место, проект под названием «Революции, Победе, Труду») и Алексея Моргуна (2-е место, проект «Красный факел»). Притом, судя по архивным документам, команда тов. Моргуна заняла еще и третье место.

На следующей иллюстрации слева вы можете видеть газетную заметку от 15 марта 1966 года, в который описывается экспозиция представленных на конкурс проектов монумента Славы. Справа – результаты конкурса с пофамильными списками участников и суммой денежного вознаграждения.

Ниже представлены фрагменты конкурсного проекта, занявшего первое место. Обратите внимание, что в нем планировалось сохранить Ярмарочный спуск.

После определения победителей дальнейшую разработку проекта поручили творческим коллективам, занявшим в конкурсе 1-е и 2-е места. Однако все оказалось не так просто…

«Коллектив куйбышевских проектировщиков приступил к работе, но вскоре стало известно, что в целях скорейшего строительства разработка проекта монумента Славы была заказана Московскому художественному фонду, располагающему необходимой базой для исполнения крупных художественных и скульптурных работ. Это решение было принято местными властями в нарушение этики отношений между авторами-победителями конкурса и заказчиком, в нарушение прав авторов на реализацию своих творческих замыслов.

Проект московского творческого коллектива, в состав которого входили народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Павел Бондаренко , скульптор Олег Кирюхин и заместитель главного архитектора Москвы Андрей Самсонов, был выставлен в зале куйбышевского Дома офицеров и, надо сказать, не получил большой поддержки и одобрения общественности, граждан города и даже части руководства города и области. Но, тем не менее, в канун 50-летия Великой Октябрьской революции монумент Славы был заложен на бровке новой площади города – площади Славы».

Тот самый макет, который куйбышевцы в 1968 году могли лицезреть в ОДО, вы можете видеть на следующей иллюстрации.

Если присмотреться, видно, что крылья, которые держит на вытянутых руках рабочий, больше тех, что в реализованном варианте. Об этом упоминает в интервью ДГ и управляющий трестом «Куйбышевстрой» Николай Тарасов: «Первоначально у скульптуры были более размашистые крылья, но инженеры-строители потребовали экспертизы на ветроустойчивость. В Москве испытывали модель. Она оказалась не очень надежной. При большом ветре были недопустимые колебания. Потребовали уменьшить размах крыльев».

Вновь дадим слово Вагану Каркарьяну: «При всей спорности композиционного решения, глубины раскрытия темы, материала, из которого выполнены стела и фигура рабочего (титан сверкает в лучах солнца и от этого скульптура теряет четкость форм), очевидно положительное влияние монумента Славы на силуэтное построение города».


Теперь поговорим о градостроительных последствиях выбора московского проекта. Вот что об этом писали в 2006 году архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров: «Для создания всего комплекса на площади Славы был засыпан Ярмарочный спуск, что сделало композицию площади пафосной, но разорвало естественные ландшафтно-визуальные связи, с расчетом на которые создавался комплекс Самарской площади. Скромное благоустройство откоса слабо решает проблему утраченной связи участка площади Славы с набережной».

Установили монумент Славы в начале сентября 1971 года, а его торжественное открытие состоялось 5 ноября.

Вечный огонь у горельефа Родине-матери был зажжен 5 сентября 1971 года.

Еще один элемент мемориального комплекса – пять пилонов, каждый из которых был снабжен символическими композициями и надписями из нержавеющей полированной стали.

Недостающие звенья

Монумент Славы был готов, но вот архитектурное пространство вокруг одноименной площади вызывало вопросы. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на снимок из коллекции краеведа Владимира Самарцева. В левой части кадра виднеются какие-то малопрезентабельные домишки, а справа от монумента Славы – пустое место. Надо было менять ситуацию.

Архитекторы из «Куйбышевгорпроекта» в первой половине 1970-х годов разработали проект ансамбля трех площадей. «В отличие от привольно раскинувшейся на открытом пространстве площади с монументом Славы сложившаяся Самарская площадь выглядела иной – замкнутой, камерной. В новом ансамбле она обретет как бы второе звучание: найдет непосредственный выход к набережной, разорвет свой «замкнутый круг», – делился с читателями «Волжской зари» архитектор Владимир Борисов 7 февраля 1975 года.

Разорвать тот самый круг суждено было площади, название которой в заметке не указано, а нам она известна как сквер 30-летия Победы с одноименным фонтаном.


Что любопытно, фонтан планировалось поместить и в центр Самарской площади, да не абы какой, а со струями в форме знамен и красной подсветкой.

Маршал Дмитрий Устинов, чей бюст в 1977 году занял место проектируемого фонтана, при этом не был бы обижен. За ним закреплялось право стать первым на аллее Героев, которую планировали открыть на новой площади. Так что появившуюся в 2020 году аллею маршалов Победы можно считать наследником этого нереализованного проекта.

В итоге сквер 30-летия Победы не стал полноправной площадью. Например, в газетной заметке от 10 мая 1975 года, посвященной открытию фонтана, его отнесли к площади Славы. А в статье 1979 года расположенное напротив здание проектных институтов (Галактионовская, 132) было помещено на Самарскую площадь.

Пару слов мы скажем и об этой яркой модернистской постройке. Она была принята в эксплуатацию в 1978 году и стала родным домом для институтов «Куйбышевгорпроект» и «Куйбышевгражданпроект», а также, до постройки собственного здания на улице Гагарина, и для Управления метрополитена. До этого архитекторы работали в Доме сельского хозяйства, который мы совсем недавно вспоминали.

Протянувшееся на всю ширину квартала, от Галактионовской до Молодогвардейской, здание стало еще одним элементом, соединившим Самарскую площадь с площадью Славы.

В 1979 году неподалеку от сквера 30-летия Победы появилась еще одна модернистская постройка – жилой дом с адресом Молодогвардейская, 153. Первый его этаж заняли кафе «Сказка» и «Салон модной одежды».

К началу 1980-х годов куйбышевским градостроителям осталось лишь заполнить пустое место справа от монумента Славы. Планы постройки музея как части мемориального комплекса были уже не актуальны. Тем не менее эта площадка была зарезервирована для строительства другого объекта культуры – нового здания областной библиотеки.

В итоге книжников отправили на проспект Ленина, а на крутом волжском берегу было решено строить Дом советов – административное здание для обкома КПСС и облисполкома.

Ваган Каркарьян пишет: «Для того, чтобы это крупное сооружение зрительно «не подавило» вертикаль монумента Славы, авторы проекта (Ваган Каркарьян, Алексей Моргун, Валентин Черняк) пошли на сознательные ограничение высоты Дома Советов и отказались от ранее согласованного и одобренного практически во всех инстанциях проекта Т-образного в плане здания в 10-11 этажей и с универсальным конференц-залом, расположенным на улице Молодогвардейской. Это решение было принято самостоятельно, без согласования с партийными и советскими органами. Однако никаких оргвыводов не последовало».

Первый проект Дома Советов на площади Славы. Красной линией отмечена улица Молодогвардейская.

Достроили Дом советов в 1986 году. Именно тогда площадь Славы приобрела свой законченный, каноничный вид. В постсоветский период она претерпела немало изменений, порой весьма скандальных. Но большинство из них в итоге стало неотъемлемой частью ансамбля площади.


Материалы из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев
Современные фото: Елена Вагнер
Использованы фотографии советского периода из архива краеведа Владимира Самарцева, фондов СОГАСПИ и группы «Вот такая Самара» в ВК.

ДГ благодарит начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина за предоставленные материалы.

Обложка: рисунок Вагана Гайковича Каркарьяна

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте