,
Находится в Кировском районе. Ориентировочная дата повления на карте города — 1960-е годы.
Улица Аэропорт 2 является единственной улицей одноименного микрорайона Самары, который располагается между поселками Зубчаниновка и Смышляевка. Напомним, что первый аэропорт Самары был открыт в 1930 году близ Западного поселка Безымянки. Однако очень скоро городские власти поняли, что площадка выбрана неудачно. Ведь уже тогда Безымянка мыслилась как промышленный район с множеством заводов и фабрик. В итоге аэропорт в 1932 году решили перенести в район поселка Зубчаниновка.
Однако свою работу на новом месте он начал лишь спустя два года, и то не в полном объеме. Регулярное пассажирское сообщение здесь открылось только в мае 1939 года. После войны про куйбышевский аэропорт, который известен большинству горожан как Смышляевский, регулярно писали в местной прессе: к примеру, в 1946 году — про его новую гостиницу.
А это заметка от июля 1951 года, которая рассказывает о повседневной жизни куйбышевского аэропорта.
В 1960 году аэропорт Смышляевка приветствовал Асхата Зиганшина из знаменитой четвёрки советских воинов, продрейфовавших семь недель на барже в Тихом океане. Младший сержант Зиганшин был уроженцем Шенталы и после всего пережитого прибыл на родину в двухнедельный отпуск.
Лирическое отступление: соавтор этой статьи Евгений Альмяшев шесть лет учился в одном классе с племянником Асхата Зиганшина, которого тоже звали Асхатом.
Далее представлено расписание 1960 года — последнего лета, когда Смышляевский аэропорт был главной воздушной гаванью Куйбышевской области.
Авиапарк Смышляевки состоял из самолётов Ли-2, Ил-14 и Ил-14М. В 1960-х годах в строй вступали новые реактивные самолёты и прежний аэропорт был бы для них тесен, а расширять его было попросту некуда. В конечном итоге в мае 1961 года открылся аэропорт Курумоч, а воздушная гавань в Смышляевке стала Аэропортом 2.
Летом 1961 года сюда с аэродрома на Кряжу были перенаправлены рейсы местных воздушных линий.
Отныне в Смышляевке приземлялись разнообразные «кукурузники» и вертолёты. Иногда Аэропорт 2 получал возможность «тряхнуть стариной», когда на его взлетно-посадочную полосу приземлялись большие самолёты типа Ту-154, предназначенные для находящегося рядом учебного аэродрома Куйбышевского авиационного института. В июне 2012 года аэропорт Смышляевка был закрыт и с тех пор используется исключительно как посадочная площадка. Его нынешнее состояние можно видеть на следующих фото.
Теперь поговорим о жилой застройке микрорайона Аэропорт 2. Старейший его дом был возведен в 1938 году. Его нынешний адрес — Аэропорт 2, дом 1. К нему пристроен дом с литерой А4 (желтого цвета), дата постройки которого нам неизвестна. Но судя по его внешнему виду, он может быть ровесником своего зеленого соседа.
Эти дома позируют на следующем фото из газеты «Крылья Родины» от января 1958 года.
В 1957 году был возведен дом с адресом Аэропорт 2, дом 2, в котором расположилось общежитие авиаторов.
Ниже представлены спутниковые снимки 1972 года, на которых запечатлена как территория аэродрома, так и сам жилой поселок.
Вообще 1972 год был для аэропорта Смышляевка примечательным — воздушная гавань обрела новое здание аэровокзала.
Также в 1972 году был построен жилой дом, получивший адрес Аэропорт 2, дом 3.
В конце 1970-х годов были возведены дома №№4, 5 и 6. Последующими жилыми домами в микрорайоне Аэропорт 2 стали поочерёдно №№ 8 (1984 год), 7 и 9 (оба — 1991-й), 10 (1993-й), 11 (1995-й) и 11а (1997-й).
Следующий снимок сделан с улицы Шоссейной, которая является границей между микрорайоном Аэропорт 2 и поселком Смышляевка. В кадр попали (слева направо) дома №№11а, 5 и 10.
В былые годы Аэропорт 2 соединялся с городом автобусом № 18. Сейчас его заменил маршрут № 75, на котором работает всего пара машин.
Зато в здешних палисадниках можно отыскать немало представителей Самары котической.
Текст и фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте