,
2021 год для Самары — год двойного юбилея. Глобально – 170 лет образования Самарской губернии. Чуть менее грандиозно – 30 лет обратному переименованию Куйбышева в Самару. Этой публикацией ДГ вместе с администрацией городского округа Самара продолжает цикл историй, в которых мы расскажем о самых интересных событиях, происходивших в нашем городе за последние более чем полтора века.
Отсчет будем вести десятилетиями. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался город, какие решения принимали здешние руководители и чем руководствовались, какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.
Первый оборонный гигант Самары
С 1911 года Самарская губерния стала вносить свой вклад в обороноспособность страны. Именно тогда в нашем городе появилось первое предприятие, выпускавшее военную продукцию, которое на протяжении 30 лет было крупнейшим заводом Самары.
Его история началась в 1909 году. Тогда была создана Временная хозяйственная комиссия по строительству Самарского трубочного завода. Его основной продукцией должны были стать дистанционные трубки и капсюльные втулки для трехдюймовых скорострельных пушек.
Место ему было определено за городом, между мужским монастырем и Постниковым оврагом. На территории, которую раньше занимал городской ипподром.
Руководил комиссией генерал-майор Эдуард Гермониус, до этого более десяти лет проработавший на Ижевском оружейном заводе. Закладка самарского Трубочного завода состоялась в мае 1910 года. Его территория была поделена на три зоны: производственную, складскую и жилую. Это был целый город в городе. Жилые постройки были возведены по проекту самарского архитектора Алексея Волошинова. Свой след на территории Трубочного завода оставил и инженер Василий Шухов, спроектировавший для него две водонапорные башни.
Одновременно с этим возводился завод по производству взрывчатых веществ (тротила и тетрила), который станет градообразующим предприятием для современного города Чапаевска.
14 сентября 1911 года состоялось открытие Трубочного завода, на котором присутствовал «главный начальник всей артиллерии России» великий князь Сергей Михайлович Романов, командующий войсками Казанского военного округа Александр Сандецкий, губернатор Николай Протасьев, губернский предводитель дворянства Александр Наумов и другие лица. Почти все члены Временной хозяйственно-строительной комиссии были зачислены в заводской штат. Возглавил предприятие уже упомянутый нами генерал-майор Гермониус.
Первую продукцию Трубочный завод выдал в январе 1912 года. Она стала очень востребована после начала Первой мировой войны. Надо отметить, что в Российской империи было два трубочных завода, в Санкт-Петербурге и Самаре, но они не покрывали всех потребностей армии, почему заказы на производство дистанционных трубок размещали на иностранных предприятиях. Уже в годы войны начали спешно начали строить третий трубочный завод — в Пензе. Но, вернемся к Самаре.
К 1917 году население нашего города составляло примерно 145 тысяч человек, из них порядка 19 тысяч были работниками Трубочного завода. В 1923 году предприятию будет присвоено имя убитого колчаковцами председателя Самарского губисполкома Александра Масленникова.
Старейший из действующих самарских кинотеатров
В начале XX века в Самаре стали все активнее появляться кинотеатры, или как их называли тогда — биоскопы. В предвоенном 1913 году их было уже 34. Открывались они прежде всего на центральных улицах города — Дворянской, Москательной, Панской.
19 апреля 1913 года в газете «Волжское слово» было опубликовано объявление: «В Самаре , на Дворянской улице, открыт биоскоп Н.Д. Щелокова «Художественный электротеатр» со зрительным залом на 400 мест. Помещение оформлено картинами местных художников В.А. Михайлова и Ф.Г. Чижова».
Дом, в котором открылся новый биоскоп, был (да и остается) весьма приметным. Он принадлежал жене известного самарского нотариуса Евдокима Юрина Александре. В 1907 году дом был реконструирован по проекту архитектора Александра Щербачева в стиле позднего модерна с элементами эклектики.
Нужно сказать, что киноискусство пришло в это здание еще в 1909 году, когда господин Люрис открыл здесь синематограф «Художественный Бомонд-Иллюзия». Новый его владелец, бузулукский мещанин Николай Щелоков, немного упростил название. Теперь это был «Художественный электротеатр».
Его интерьеры оформили самарские художники — Владимир Михайлов и Федор Чижов. В фойе кинотеатра висела написанная ими огромная картина в тяжелой раме, на которой был изображен вид на парк с террасы, по которой разгуливают голуби. Часть фойе занимал японский уголок, обнесенной тростниковой перегородкой и украшенный японским фонарем и напольными вазами. Зрители сидели на деревянных диванах, отделанных металлом. Люстры были изготовлены из сверкающей золотистой латуни.
Жесткая конкурентная борьба и начавшаяся Первая мировая война значительно сократили количество кинотеатров. В 1916 году их осталось всего 11, и «Художественный» был среди них. Пережил он и своих коллег по куйбышевскому «кинотреугольнику» — «Молот» (в дореволюционное время — «Колизей») и кинотеатр им. Ленинского комсомола (бывший «Триумф»), которые находились на противоположной стороне улицы Куйбышева, в этом же квартале.
В советское время «Художественному» отдали два нижних этажа соседнего здания — дома купца Павла Головкина (Куйбышева, 105). В 2013 году старейший самарский кинотеатр отметил свой вековой юбилей.
Пуск трамвайного движения
Одноколейная конка, с ее малоемкими вагонами и живым, а потому иногда капризным двигателем, в 1910-х годах уже не могла обеспечить растущих потребностей динамично развивающейся Самары. Куда более технологичный и удобный трамвай появился в волжских городах еще в XIX веке — в 1896 году в Нижнем Новгороде, а в 1899-м — в Казани. Самара не хотела отставать от соседей.
Впервые вопрос о постройке электрического трамвая был поднят в 1902 году. Главным камнем преткновения стало то, каким образом изыскать на это средства: концессионным или муниципальным. В первом случае постройку трамвая нужно будет отдать в руки частных предпринимателей или акционерных обществ, во втором — рассчитывать на средства городского бюджета. К единому мнению тогда не пришли, но при городской управе была организована трамвайная комиссия.
В 1905 году Министерство внутренних дел, в ведении которого был этот вид транспорта, рекомендовало властям Самары выбирать «муниципальный» вариант постройки трамвая. Вот только денег в городской казне не было. Сказались расходы на строительство электростанции и водопровода. Трамвайный вопрос был отложен в долгий ящик.
Лишь в 1908 году городской думой был утвержден проект концессионного договора на постройку в Самаре трамвая, который был опубликован в журнале «Электричество». На это предложение активно откликались как отечественные, так и зарубежные фирмы.
Но у трамвая, кроме отсутствия в бюджете Самары нужных средств, был другой серьезный противник — «Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России». У него были сторонники среди гласных городской думы. Несмотря на противодействие последних, конкурс на лучший проект все-таки был проведен. Его итоги подвели летом 1911 года.
Победителем стал проект под названием «Лучше поздно, чем никогда» инженера-технолога Павла Суткевича.
8 октября 1912 года он прибыл в Самару, дабы принять непосредственное участие в строительстве электрического трамвая, электрической станции и осветительной сети.
Нужно сказать, что к началу полномасштабной работы было готово только постановление городской думы «строить трамвай своим муниципальным способом». Разрешение на строительство трамвая от Министерства внутренних дел было получено 12 мая 1913 года. Необходимые денежные средства были взяты в Нижегородско-Самарском банке под залог городских земель.
Прокатиться на трамвае самарцы смогли спустя два года. Такая задержка во многом была вызвана началом Первой мировой войны. Коломенский завод, выпускавший трамвайные вагоны, прекратил их производство. Павел Суткевич был вынужден несколько раз ездить туда, чтобы добиться постройки для Самары первого (его еще называли «образцовым» или «пробным») вагона. В Самару он прибыл 11 ноября 1914 года. К этому моменту уже достраивалось здание трамвайного депо на улице Полевой.
Торжественное открытие трамвайного движения в Самаре состоялось 12 февраля 1915 года. Вагоновожатым в первом рейсе был сам Павел Суткевич. Первый маршрут самарского трамвая приведен ниже.
В том же 1915 году появились хорошо известные нам трамвайные линии по улицам Фрунзе и Красноармейской. Конка не смогла соперничать с современным, более удобным и надежным видом транспорта и была закрыта в декабре 1917 года. Все имущество — вагоны, лошади — было передано военному ведомству и использовалось последним еще несколько лет.
Установление в Самаре советской власти
В переломный для России 1917-й год Самаре повезло. Дни Февральской революции не оставили в ее истории кровавого следа. По щадящему сценарию в Самару пришла и советская власть, рожденная в пламени Октябрьского переворота.
Началось все 7 ноября по новому стилю. Тогда в бывшем Доме губернатора (в советское время — обком партии) на Театральной площади состоялось заседание исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов. Председателем этого собрания стал большевик Валериан Куйбышев. Он прочел присутствующим телеграмму о событиях в Петрограде. Самарские большевики предложили всем собравшимся немедленно признать советскую власть. Однако у такого предложения нашлись противники в лице меньшевиков, а также губернского Совета крестьянских депутатов (его представители на собрании и вовсе отсутствовали). Заседание было решено перенести на вечер.
Новое заседание продолжалось до 5 часов утра 8 ноября. Однако победы большевикам оно не принесло. За признание власти Советов и низложения Временного правительства они вместе с меньшевиками-интернационалистами и эсерами-максималистами смогли собрать всего 79 голосов. Их оппоненты — эсеры, меньшевики-оборонцы и крестьянские депутаты, имевшие в сумме 109 голосов, от участия в голосовании отказались.
Однако большевики не сложили руки. Вечером 8 ноября было организовано очередное заседание. Местом для него был выбран кинотеатр «Триумф».
Большевики буквально за считанные часы провели крупномасштабную агитацию и привлекли под свои знамена все лояльные к партии силы: представителей профсоюзов, полковых и ротных комитетов, членов гарнизонного Совета крестьянских депутатов. «Триумф» всех желающих не вместил, и заседание было перенесено в здание театра-цирка «Олимп».
В 6 часов утра 9 ноября самарские большевики праздновали победу. Они и их союзники получили 441 голос из 580 присутствующих делегатов. Валериан Куйбышев со сцены театра-цирка «Олимп» объявил об установлении в Самаре советской власти. Был организован революционный комитет. Его председателем стал все тот же Валериан Куйбышев.
Советская власть пришла в Самару бескровно, однако кровопролития в ходе начавшейся совсем скоро Гражданской войны нашему городу избежать не удалось.
Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания
В тяжелые годы Гражданской войны в Среднем Поволжье, и прежде всего в Самарской губернии, происходили события, повлиявшие на весь ее ход. Так, именно наш город стал цитаделью первого антибольшевистского правительства.
Комитет членов Всероссийского учредительного собрания был сформирован после разгона 6 января 1918 года большевиками Учредительного собрания в Петрограде. Этот временный высший орган государственной власти должен был определить дальнейшее государственное устройство нашей страны, а большинство мест в нем получили представители партии социалистов-революционеров (эсеров).
В мае 1918 года самарские эсеры вступили в контакт с представителями Чехословацкого легиона, войска которого двигались по железной дороге во Владивосток. После приказа Троцкого о их разоружении (25 мая 1918 года) белочехи восстали против советской власти.
Продвигаясь по железной дороге из Пензы, они 8 июня 1918 года захватили Самару. Не без активной помощи местных эсеров. Самара стала столицей разогнанного большевиками Учредительного собрания и Российской Демократической Федеративной республики.
В КОМУЧ первого состава вошли пятеро эсеров: Владимир Вольский (председатель), Иван Брушвит, Борис Фортунатов, Иван Нестеров и Прокопий Климушкин.
КОМУЧ интересен тем, что в условиях Гражданской войны пытался пойти по третьему пути, не «красному» и не «белому» — пути демократической революции. Это создавало многочисленные сложности. Так, комучевцы утверждали, что капитализм на современном этапе развития страны не может быть уничтожен и всякие социалистические эксперименты нужно прекратить, чем вызывали недовольство большевиков и их союзников. С другой стороны, знаменем КОМУЧа был красный флаг, что сильно раздражало их союзников по антибольшевистской коалиции — офицеров-монархистов и казаков.
Крестьяне, считавшиеся опорой партии эсеров, к Комитету членов Учредительного собрания особой симпатии не питали, особенно когда он стал требовать призывников в свою Народную армию. Мобилизации хоть какого-то их числа добивались, подчас, только силами посланных в деревню карательных отрядов.
Впрочем, именно на победах Народной армии во многом и держался авторитет КОМУЧа. Пиком ее успехов стало взятие 7 августа 1918 года Казани, в котором помимо Народной армии принимали участие чехословацкие легионеры и отряд сербских добровольцев. Здесь была захвачена часть золотого запаса страны в размере 650 миллионов рублей.
Однако даже эти успехи не привлекли в Народную армию новых солдат-добровольцев. Мобилизация была в очередной раз провалена. Идея Каппеля быстро и решительно наступать на Нижний Новгород, не дав большевикам опомниться, не была поддержана ни руководством КОМУЧа, ни Чехословацким легионом. 11 сентября Казань была взята Красной армией, а 7 октября такая же участь постигла Самару.
За четыре месяца, что были в его распоряжении, КОМУЧ не успел даже приблизиться к разрешению социально-экономических проблем, вызванных Первой мировой войной, Февральской революцией и Октябрьским переворотом.
А что самое печальное, самый тяжелый период в истории Самарской губернии начнется спустя два года после того, как в Поволжье отгремят бои Гражданской войны. Но это уже совсем другая история.
1. Алексушина Т.Ф. Самара, улица Дворянская: иллюстрированная энциклопедия. — Самара, 2008.
2. Сергей Тархов. История самарского городского электрического транспорта. — Самара, 2005 год.
3. Кабытов П.С., Курсков Н.А. Вторая русская революция: борьба за демократию на средней Волге в исследованиях, документах и материалах (1917-1918 гг.). — Самара, 2004.
4. Наследники славных традиций. Исторический очерк о производственном объединении «Завод им. Масленникова». — Куйбышев, 1985.
5. Попов Ф.Г. Летoпись ревoлюциoнных сoбытий в Самарскoй губернии, 1902-1917 гг. — Куйбышев, 1969.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter