,
2021 год для Самары — год двойного юбилея. Глобально – 170 лет образования Самарской губернии. Чуть менее грандиозно – 30 лет обратному переименованию Куйбышева в Самару. Этой публикацией ДГ вместе с администрацией городского округа Самара продолжает цикл историй, в которых мы расскажем о самых интересных событиях, происходивших в нашем городе за последние более чем полтора века. Отсчет будем вести десятилетиями. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался город, какие решения принимали здешние руководители и чем руководствовались, какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.
Самарская губерния: предпосылки появления
В первой половине XIX века Самара была уездным городом Симбирской губернии. Культурная и общественная жизнь не могла удовлетворить запросы мало-мальски образованного человека.
«Самара наша обществом стала хуже деревни. Некуда выйти. Сижу более дома», — записал в своем дневнике самарский литератор Иван Второв в ноябре 1833 года. Однако в конце этого десятилетия ситуация начинает меняться.
Преображение Самары началось издалека, из заволжских черноземных степей, которые в 1830-40-х годах стали все более колонизироваться. Площади посевов пшеницы, знаменитой белотурки, из которой производили превосходную муку-крупчатку, год от года увеличивались. Все больше дворян строили в Заволжье имения, на зиму приезжая жить в Самару. Уже знакомый нам литератор Иван Второв, после отъезда в Казань, последний раз посетил Самару в 1842 году и записал в своем дневнике: «Я не могу узнать Самары: увеличение зданий — неимоверное, а общество — бог знает что это такое».
Самара неуклонно росла и хорошела, серьезно увеличивалась и значимость Заволжья как хлебной житницы Российской империи. Это и привело к идее создания здесь новой губернии.
Она была образована 1 января 1851 года (по новому стилю — 13 января) на основании Указа императора Николая I от 6 декабря 1850 года. В состав Самарской губернии вошли 3 уезда Оренбургской губернии (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), 2 уезда Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский), Симбирская губерния отдала нам Ставропольский уезд, а также лежавшие на левом берегу Волги части Самарского и Сызранского уездов.
Торжественное открытие Самарской губернии 1 января 1851 года началось с литургии и торжественного молебна в Казанском кафедральном соборе, которые совершил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий.
Из храма крестный ход отправился по улице Дворянской (ныне — Алексея Толстого) к каменному дому купца Макке. Здесь нужно отметить, что в июне 1850 года Самара пережила страшный пожар, уничтоживший большую часть жилых, административных и хозяйственных построек. Уцелевший в нем и заново отделанный дом симбирского купца Ивана Макке был арендован только что созданным губернским правлением. Именно в его стенах состоялась торжественная церемония «открытия» Самарской губернии. Первым ее руководителем стал тайный советник Степан Волхонский.
Что касается дома купца Макке, то в 1880 году в нем было открыто реальное училище имени Александра Благословенного. Позднее здание было значительно перестроено, а последние несколько лет оно, увы, находится в аварийном состоянии.
Самара в 1851 году
Теперь давайте посмотрим, что из себя представлял наш город в год, когда он стал центром губернии. Население Самары тогда было в 80 раз меньше нынешнего и составляло всего 14920 человек. К 1850 году в городе было 316 каменных и 2290 деревянных жилых домов. Цифры для новоиспеченной столицы гигантской губернии вроде бы небольшие, но для сравнения — в 1847 году каменных домов было всего 62.
Тогдашняя Самара была городом компактным, умещавшимся между реками Волгой и Самарой, улицами Ульяновской и Братьев Коростелевых, которые в те годы считались глухой окраиной. Было ясно, что столице губернии в таких границах будет тесновато, поэтому в 1853 году был составлен план расширения города, по которому Самара получила свои канонические дореволюционные границы по улицам Полевой продольной (ныне Агибалова) и Полевой поперечной (нынешняя Полевая).
Самарским Бродвеем в 1850-х годах можно смело назвать улицу Дворянскую, которая потом станет Казанской, затем улицей Обороны, а 1983 году будет переименована в честь писателя Алексея Толстого, который учился в уже упомянутом нами реальном училище.
Именно на улице Дворянской был построен величественный особняк помещика, губернского предводителя дворянства Аристарха Путилова.
Практически сразу после постройки он был куплен Дворянским собранием Самарской губернии. Причем помещик Путилов не горел желанием расставаться со своим особняком, но сословные интересы взяли верх над личными.
В памяти самарцев: губернатор Константин Грот
Вторым самарским губернатором 12 мая 1853 года стал статский советник Константин Карлович Грот. Пожалуй, самый известный из всех дореволюционных руководителей нашей губернии. Что любопытно, более года он был лишь исполняющим обязанности, пока 21 июля 1854 года Константину Гроту не был присвоен высокий чин действительного статского советника.
Константин Карлович был из семьи обрусевших немцев, закончил Царскосельский лицей, был казначеем только что созданного Русского географического общества. Молодая губерния нуждалась в чиновниках новой формации, каким и был Константин Грот. По его инициативе к работе в Самаре привлекались выпускники Казанского, Московского и других университетов, которые занимали посты в администрации губернии, органах юстиции, в сфере образования и медицины.
Перечислим лишь некоторые большие дела, которые успел сделать Константин Грот на посту губернатора. Были открыты, построены и учреждены:
— публичная библиотека,
— мужская гимназия,
— духовная семинария,
— три женских училища,
— новое здание городского театра на Полицейской площади (взамен сгоревшего),
— первая в Самаре сберкасса,
— телеграфная контора,
— губернский статистический комитет,
— первая в стране кумысолечебница,
— впервые в Самаре появилось уличное освещение и т.д.
Конечно, были проблемы, справиться с которыми Гроту было не под силу. Так и не был построен противопожарный водопровод, хотя Самара в 1850-х годах горела регулярно. Хотя штат пожарной команды и был увеличен, для на 85% деревянного города этой меры было недостаточно.
Даже после своего отъезда из Самары Константин Грот продолжал помогать нашему городу. Он регулярно поставлял созданной им Публичной библиотеке книги из личной коллекции. Счет этим пожертвованиям шел на сотни томов.
В 1864 году Константин Грот стал Почетным гражданином Самары. Нашему городу нашлось место даже в его завещании. Согласно ему 40000 рублей процентными бумагами были переданы в ведение Самарской губернской земской управы на образование неприкосновенного капитала имени Константина Грота для улучшения положения учителей и учительниц народных школ Самарской губернии.
Курорт мирового уровня: кумысолечебница Нестора Постникова
В Самару выпускник МГУ и доктор медицины Нестор Постников прибыл в июне 1856 года и был назначен старшим врачом больницы Самарского приказа общественного призрения. Именно он первым задумался о лечении туберкулеза легких (в простонародье — «чахотки») при помощи кумыса. Помимо этого древнего напитка кочевых народов Азии, помочь в борьбе с недугом должен был климат Самарского края и волжский воздух.
В 1858 году Нестор Постников открыл свою кумысолечебницу, быстро обретшую популярность в масштабах всей Российской империи. При поддержке губернатора Костантина Грота он арендовал 19 десятин земли у Винного оврага, который вскоре будет называться Постниковым.
На территории возводились многочисленные постройки. От бараков для не самых состоятельных клиентов до особняков с террасами для купцов и дворян. Был разбит парк с двухэтажным курзалом в центре.
Среди пациентов кумысолечебницы Нестора Постникова были Великие князья из дома Романовых, художник Василий Суриков, писатели Максим Горький и Лев Толстой. В краеведческой литературе можно найти упоминания, что самарским кумысом лечился и Антон Павлович Чехов.
Территориально кумысолечебница Постникова располагалась между улицей Ново-Садовой и Больничный оврагом. Много воды утекло с тех пор, много чего было построено на ее месте. Но кое-что осталось. Уже после смерти Нестора Васильевича его сын Сергей построил трехэтажное здание, которое сейчас служит главным корпусом областного клинического противотуберкулезного диспансера имени Постникова (Ново-Садовая, 154).
Оставил свой след Нестор Васильевич и в истории Красноглинского района Самары. В 1873 году около Крутого Хутора (ныне территория поселка Мехзавод) был открыт «Дальний кумыс» — пять деревянных домиков и 19 отдельных квартир. Да и сам кумыс производили именно здесь, в окрестностях Мехзавода.
Огненная стихия в столице губернии
10 июня 1856 года в Самаре произошел опустошительный пожар: сгорели все 176 торговых лавок, находившихся на Алексеевской площади (ныне — пл. Революции); 246 жилых домов, в том числе 48 каменных и 198 деревянных. Пострадало имущество государственных учреждений. После пожара начал обсуждаться вопрос об устройстве водопровода.
Как бы ни были тяжелы последствия пожара, но на ум приходит выражение «нет худа без добра». Базар, все торговые лавки которого сгорели в пожаре, был перенесен на Троицкую площадь (район нынешнего сквера Высоцкого). А площадь Алексеевскую было предписано застраивать только каменными зданиями.
В следующем десятилетии именно сюда переместится административно-общественный центр города. На Алексеевской площади откроются первая в городе полноценная гостиница с первоклассным рестораном, книжная лавка, магазин винно-колониальных товаров. На Алексеевской площади проводили гуляния, празднества и торжества.
Но все это произойдет в 1860-х годах, о которых мы расскажем в нашем следующем материале.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте