,
Сегодня исполняется 42 года со дня рождения Промышленного района Самары. Самого густонаселенного в нашем городе-курорте. Наш подарок имениннику — любопытная картографическая находка.
Это карта-схема Промышленного района Куйбышева, пардон, Самары. Точную дату ее составления назвать трудно, мы обозначим ее как 1980-е годы. Карта эта украшает Военный комиссариат СО по Промышленному району.
При беглом взгляде кажется, что за эти 40 лет Промышленный район совсем и не изменился. Но это впечатление обманчиво.
Ну что ж, пройдемся по карте-схеме от Самарки до Волги, и первое, на что обратим внимание, — территория Юнгородка.
Здесь бросается с глаза наличие множества улочек между Заводским шоссе и железной дорогой. Сейчас большую часть этой территории занимает Кировское электродепо и микрорайон АВИА. Застройка последнего велась во второй половине 1970-х годов. Получается, что карта относится к более раннему периоду? Посмотрим, о чем нам расскажут следующие ее участки.
А пока уличим схему в ошибке. Кислянского переулка в Юнгородке никогда не было. Был Купянский, названный в честь украинского города Купянска. О нем мы вспоминали в статье об улице Железной дивизии.
По другую сторону Заводского шоссе удивляет, что обозначен Горловский переулок, который сейчас вообще исчез с карт города, а шедший параллельно ему и здравствующий по сей день Щигровский — проигнорирован.
Ну и последнее, на что мы обратим внимание — жилые дома на улице Ветлянской, между территорией БТЭЦ и Самаркой. Это уже Кировский район, но свое место на схеме эти дома нашли. Хотя, еще не так давно дома с адресом по Ветлянской имелись и в Промышленном районе, но они не пережили строительства Кировского моста.
Следующий интересующий нас участок карты связан с ее величеством Безымянкой. У нас на приеме три пациента.
Во-первых — Южный проезд в района завода ЖБИ (ныне гипермаркет «Лента»). Что это, отголосок топонимики Безымянлага или еще одна неточность карты? Увы, второй вариант. Избирательные списки 1950-1970-х годов Южного проезда на Безымянке не знают.
Чукотский переулок еще более интересен. Судя по карте, он был неким продолжением улицы Каховской на участке от Теннисной до железнодорожных путей. В избирательных списках отыскать его не удалось. Зато Чукотский, но проезд, упоминается в путеводителе по Куйбышеву 1968 года. Вообще переулков в этой локации в свое время было много, но единственный выживший из них — Кротовский — своего места на схеме не нашел.
После всего этого вы спросите меня, а существовала ли улица Вяземская? Да, она существовала. До тех пор, пока в Куйбышеве не стали прокладывать метрополитен и улица Вяземская не оказалась прямо на его пути.
Коллеги Вяземской, улицы Туркменская и Рыночная, дожили до наших дней. Почему они нам так важны? Дело в том, что они являются осколками Города-сада работников завода «Сажерез», который появился в 1920-х годах и являлся прямым предком нынешней Безымянки. Подробнее о нем читайте здесь.
Следующая часть карты, которая нас интересует, включает территорию и Кировского, и Промышленного районов.
Красным контуром мы отметили территорию поселка имени Пятилетки. Этот кусок земли отдали под индивидуальное жилищное строительство еще в 1937 году. К началу Великой Отечественной войны поселок имени Пятилетки будет почти полностью застроен. Прокладка к нему водопровода легла на плечи Водоканала и завода запасных частей им. Куйбышева (бывший Сажерез, будущий 9 ГПЗ). Часть поселка между проспектом Юных Пионеров и улицей Ставропольской была застроена современными домами в 1970-х годах.
Еще один исчезнувший топоним — Кирпичный переулок. Он намекает нам на существование кирпичного завода. Он действительно существовал и назывался «Огонек». Вполне может быть, что он появился еще до революции. Например, в адрес-календаре 1915 года упоминается кирпичный завод Маштакова и Ильина близ разъезда Безымянка. Географически «Огоньком» мог быть и завод Летягина в Томашевом колке.
Впрочем, на момент создания карты он уже не существовал и на его месте был сквер (на карте ошибочно указан как кинотеатр). Уже в 1990-х годах это место было отдано мужскому монастырю, о чем можно подробнее прочесть здесь.
Рядом с госпиталем ветеранов войн (улица XXII Партсъезда) сохранились два переулка с военным уклоном — Танкистов и Связистов.
Был еще переулок Трактористов, но эта профессия оказалась недостаточно престижной для попадания на карту.
Избирательные списки 1965 года.
Этот островок частного сектора интересен тем, что расположен прямо по пути следования улицы XXII Партсъезда (на спутниковом снимке 1965 года она отмечена синей линией). С градостроительной точки зрения это неправильно, но здесь требуется отдельное исследование, которое мы еще проведем.
Завершим мы разбор карты-схемы в Приволжском микрорайоне. Как вы видите, на ней он уже почти полностью застроен.
Получается, что это конец 1980-х годов. Но, судя по отсутствию на карте микрорайона АВИА (о нем мы писали в начале статьи), эта датировка неверна. Складывается ощущение, что автор этой карты-схем недолюбливал Юнгородок и указал список его улиц, актуальный для начала 1970-х годов, а не для конца 80-х. С другой стороны, самарское краеведение от этого только выиграло.
А прощаясь с Приволганом, обратим внимание на футбольное поле, которое должно было появиться напротив улицы Бубнова.
И в завершение — обещанные 10 винтажных фотографий Промышленного района из архива самарского краеведа Владимира Самарцева.
Читайте по теме:
— Бывший вице-губернатор Алексей Родионов о том, как в Куйбышеве строили хрущевки, о появлении Промышленного района и «элитных» бараках.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram