ОПЯТЬ КИНО. Что киноклуб «Ракурс» покажет в новом сезоне
294
9 сентября после долгого летнего перерыва киноклуб «Ракурс» открывает новый сезон. Настоящих киноманов сложно чем-то удивить, однако сентябрь для многих станет месяцем открытий и приятных воспоминаний. Комедии Брюно Подалидеса, единственный показ Бильге Джейлана в Самаре, а также несколько «звездных» юбилеев. По списку must see пробежался руководитель «Ракурса», главный самарский киновед Михаил Куперберг.
Текст: Светлана Гребенникова
Необычное рядом
— Михаил Яковлевич, чем будет интересен новый 35-й сезон «Ракурса»?
— У нас будет три… или даже четыре открытия. Первое, официальное открытие сезона – 9 сентября. Мы покажем фильм мэтра сюрреализма, человека, который многое сделал для развития сюрреализма в кино, литературе, поэзии, комиксах – Алехандро Ходоровски. Ходоровски – своего рода «классик», человек мира, который живет официально в Чили, имеет французское гражданство, а вообще он русский, точнее русско-еврейских кровей, как и многие представители культуры 20 века. Его картины «Святая кровь», «Святая гора», «Крот» — культовые среди поклонников странного, необычного, невероятного кино. Он с одной стороны последователь Фрейда, с другой стороны – Сальвадора Дали с Луисом Бунюэлем. «Танец реальности», который мы покажем на открытии, это фильм с предыдущего Каннского фестиваля 2013 года. Как пишут многие, он в какой-то степени напоминает фильм Федерико Феллини «Амаркорд» (на романском диалекте «я вспоминаю»). «Танец реальности» также своеобразная автобиография, но наверняка не все так просто, и в нем больше вымысла, чем реальности. Ходоровски вспоминает своих родителей, вообще 20 век как таковой, с его революциями, антиреволюциями, войнами и т.д. Я думаю, это будет очередная исповедь сына века: о себе, о времени, о земле, на который мы живем…
— Это самый ожидаемый вами фильм? Какой бы фильм вы назвали для обязательного просмотра?
— Это один из двух «обязательных» фильмов, которые будут показаны в сентябре. Вторая самая ожидаемая для меня картина это фильм «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана. Будет единственный показ в Самаре, который состоится 18 сентября в рамках сотрудничества с «КиноМостом». Это будет третье открытие, и первой картиной на нем станет фильм турецкого режиссера, получившего в этом году золотую пальмовую ветвь в Канне. Вообще я бы посоветовал поклонникам кино, которые сосредоточены на французском, американском, даже на японском кинематографе, обратить внимание и на другие страны.
— Последние несколько десятилетий более «живые» картины выпускаются Южной Кореей, Филиппинами, Турцией, Португалией… Я видел все предыдущие работы Джейлана – он любимчик Каннского фестиваля, уже несколько раз получал премии за режиссуру, считает себя учеником Андрея Арсеньевича Тарковского и Антониони. Кстати в фильме «Отчуждение» его персонаж сидит в номере в гостинице и смотрит по телевизору фильм Тарковского «Зеркало». Первые фильмы мне не очень, честно говоря, нравились – медитативные, медленные, созерцательные. Я считал его талантливым, но эпигоном.
— А вот картина, которая меня очаровала, и я стал поклонником этого режиссера – это фильм «Однажды в Анатолии». Если его первые картины были об интеллектуалах, которые экзистенциально не могут найти себе место в жизни, то в «Анатолии…» рассказывается об обычных людях, показывается турецкая провинция, на фоне которой разворачивается полудетективная психологическая история. Очень интересно войти в эту атмосферу. «Зимняя спячка» также очень интересный, но неоднозначный фильм, в нем много повторов… Однако, для нас, живущих в стране под названием Россия, этот фильм примечателен тем, что идет как бы «во след» Чехову. Сам Джейлан говорит, что для него очень важна русская культура, и не только кино 20 века, но и литература 19-начала 20 века. Кто видел эту картину, непременно скажет, что здесь «заметен» не только Чехов, но и Пушкин, Достоевский, Толстой. И все это через восприятие турецкого режиссера.
От юбилея к юбилею
— Какие фестивали планируются в новом сезоне?
— Второе открытие сезона – это французский фестиваль «10 вечеров с французским кино». Предыдущие фестивали проходили под знаком одной персоны: Ален Рене, Жюльет Бинош, Сандрин Бане, Натали Бай… В этот раз нет такой доминанты. «Альянс франсез» определил шесть современных картин, к которым мы добавили еще четыре под общим названием «Юбилей года». Это будут фильмы, посвященные различным юбилеям.
— 80 лет исполняется Бриджит Бардо и Жану-Луи Трентиньяну, слава богу, живущим еще актерам, которые в 1956 году вместе снимались в фильме «Бог создал женщину». Бардо еще тогда заблистала всеми своими чувственностью, сексуальностью и талантом. Будет также показан фильм, которому в этом году исполняется 80 лет – «Аталанта». Это картина одного из самых величайших режиссеров мирового кино Жана Виго, умершего в возрасте 30 с чем-то лет. Он всего-то сделал одну полнометражную и три короткометражные картины. Очень поэтическая картина, просто классика классик… На нее ориентировалось бесконечное количество режиссеров мирового кино. В этом году исполняется 90 лет Клоду Соте. Франсуа Трюффо назвал его «самым французским режиссером», хотя он и сам величайший специалист по «очень французским» фильмам. Клода Соте я действительно очень люблю: его психологические драмы с Рони Шнайдер и Эммануэль Беар… Будет показана и классика Жана-Люка Годара «Отдельная банда» (или «Банда аутсайдеров»), которой исполняется 60 лет. «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи и «Криминальное чтиво», которое видели все, выросли именно из «Банды…». Там играет Анна Карина, тогдашняя муза Жана-Люка Годара, обаятельнейшее кино, хулиганское, интересное.
— А кто из современных режиссеров будет представлен на фестивале?
— Среди современных режиссеров не будет каких-то крупных, популярных имен. Это фильмы, которые мы сами открыли для себя. Два из них Брюно Подалидеса – «Прощай, Берта, или похороны бабушки» и «Свобода — Олерон». Подалидеса нельзя назвать в полной мере комедиографом, скорее он режиссер пост-кино, продолжатель традиций французских трагикомедий. Начнем с «Прощай, Берта…» — для тех, кто любит французскую культуру и юмор, там будет много черного юмора. Затем покажем две ленты Бенуа Жако «Вилла «Амалия» и «Только не скандал» с Изабель Юппер. Если Подалидеса мы совсем ни разу не показывали, то с Жако самарский зритель уже знаком, это режиссер со стажем. Также мы решили показать «Басни Лафонтена», экранизированный спектакль Боба Уилсона, современного театрального режиссера, американского реформатора сцены.
Анимация и короткий метр
— Кстати вы, как всегда, не обошли стороной и анимацию…
— Да, мы покажем очень хороший полнометражный анимационный фильм «Картина» Жана-Франсуа Лагиони. Это классик анимации, но в России он совершенно не известен. Анимационные фильмы наверняка будут в программе короткометражек, в том числе и на «Manhattan short film festival». Если появится британская анимация, я с удовольствием поставлю и ее.
— Когда запланирован показ короткометражек?
— В конце сентября будет четвертое открытие – традиционный смотр конкурсной программы Манхеттенского фестиваля короткометражных фильмов «Manhattan short film festival». Уже лет 10 мы проводим его в сентябре. Именно короткометражные фильмы позволяют нам выживать. Часто полнометражное кино, сложное, умное, люди предпочитают смотреть дома. Короткометражки – тоже серьезное кино, это, в общем-то, тоже не чисто развлечение, однако наблюдается тенденция, что на него идут охотнее. В октябре будет еще Berlinale shorts, фильмы из конкурсной программы Берлинского кинофестиваля.
— В прошлом году у вас был совместный проект с арт-клубом «Корица», который сейчас закрылся. Будет ли что-то подобное открыто в ближайшее время?
— Я и на сайте, и Вконтакте написал, что мы хотели бы продолжать этот проект и ищем сейчас новую площадку. Буквально через несколько дней мне позвонил Сергей Баландин из галереи «Виктория» и предложил сотрудничество. Так что, по всей видимости, в октябре, в какой-то из дней (в «Корице» у нас были среда и воскресенье), я и Валерий Бондаренко будем продолжать наши лекции, семинары, а также показывать современные и очень редкие картины.
Анонсы фильмов можно посмотреть на сайте киноклуба «Ракурс».