,
Этот год у пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы Самарской области юбилейный. 120 лет назад в Самаре было образовано тюремное отделение во главе с коллежским советником Сергеем Андреевичем Верещагиным. В ту пору в губернии было 7 тюрем, и новое отделение было призвано руководить этими учреждениями. В числе первых сотрудников было набрано всего 6 человек, которые следили за порядком в самарских тюрьмах. Мы попросили ветеранов системы ГУФСИН поделиться интересными «тюремными» фактами и историями из прошлого.
Текст: Анастасия Кнор
Директор музея ГУФСИН Новомир Литвинов:
___________________________________________
— Строил нашу тюрьму архитектор, который строил и «Перебургские кресты» — профессор Томишко. Не смотря на то, что наш проект — уменьшенная копия питерского, в 1898 году это было самое высокое здание в Самаре — в 4 этажа. Почему именно такая форма — крест? Внешняя архитектура была подчинена внутреннему устройству. Коридоры в тюрьме называются «продолы», с камерами по обеим сторонам. Эти продолы соединяются в одном перекрестье, и в центре на каждом этаже были такие будки с круговым обзором, чтобы надзиратель мог один смотреть, что же делается на всем этаже. Тюрьма обошлась государству очень дорого — что-то около 900 тысяч золотых рублей, и по тем временам была весьма современным зданием.
«В тюрьме была канализация, принудительная вентиляция, водопровод, электричество, чего не было в большинстве городских домов. И многие сидельцы, которые прибывали из других городов и сел, впервые видели там горящую лампочку»
— Жаль, что почему-то не сохранились фотографии тех лет. Я искал во всех библиотеках и архивах, но мне сказали, что, видимо, было не принято фотографировать такие учреждения в ту пору. В «самарских крестах» отбывали наказание многие известные люди, чьими именами названы многие самарские улицы: Валериан Куйбышев (кстати, у него сын родился в нашей тюрьме), Инесса Арманд, Шверник, Бубнов, Арцыбушев, Венцек.
Про трудовые задачи
— Тюрьма просуществовала до 1932 года, пока не вышло в свет постановление СНК СССР «Об обеспечении учащихся осеннего 1932 года набора общежитиями». Все 14 тысяч квадратных метров жилой площади тюрьмы распределили между вузами и втузами города Самары. В качестве общежития для студентов Самарского медицинского института она используется до сих пор.
— Старейшая колония системы ФСИН, которая существует до сих пор — это «Пятерка», что на Кряжу. Он была создана в 1938 году. А вообще самая первая колония в Самарской области появилась в 1919 году, была она чисто сельскохозяйственной, имени «1 мая». Находилась она возле села Подстепновка Волжского района. В колонии было свое сельскохозяйственное орудие, лошади и всё необходимое для производства сельскохозяйственной продукции. Надо заметить, что первые исправительные колонии советской власти не имели ничего общего с будущими лагерями. Их создавали, как правило, под ту или иную трудовую задачу. Например, вся послереволюционная Самара отапливалась дровами. И надо было заготавливать дрова. Так появилась Рождественская колония, которая специализировалась на лесозаготовке. Условия в колонии были убогие. Много осужденных сбегало. Так что интересно: инспектор ехал по месту жительства осужденного на исправительно-трудовые работы, в его деревню, и находил его там. Шел инспектор к председателю колхоза водворять его обратно в колонию, а тот в ответ: у нас самих работать некому, оставьте его здесь. Вот какие казусы были».
— В 1929 году в Советской России был принят первый пятилетний план, в результате которого было запланировано строительство более полутора тысяч разных предприятий. Нужны были лес, уголь, рабочие руки. Совет министров тогда положительно рассмотрел вопрос об использовании заключенных в малодоступных территориях для строительства железных дорог и промышленных объектов. Вот тогда стали организовывать те самые лагеря, о которых писали Шаламов и Соложеницын. Тех, кто имел срок свыше 3-х лет, направляли в лагеря.
О бунте в подростковой колонии
— В 1979 году случился бунт. Разбили подростки ворота, вооружились железными спинками от кроватей. И вся эта толпа хлынула в село, разграбила магазин, потом двинулась в сторону спиртзавода, а там еще рядом и женское общежитие стояло. Словом, беда, банда неуправляемых пьяных малолеток. Люди перепуганные, по домам попрятались. А я тогда вечером задержался на работе, нас таких было еще человек 15. Поступает приказ: весь личный состав срочно в Рождествено. Всех погрузили на баржу и направили в колонию. Декабрь, судоходства уже не было, и как-то мы между льдами с трудом пришли к другому берегу. Три дня пришлось нам разбираться с подростками. Они все пьяные, неуправляемые, а трогать их нельзя — дети.
— Прокурор области тогда даже приехал туда и отдал приказал: детей не трогать, а «дети» на нас с железными спинками от кроватей. Мы отступаем, но тут один лейтенантик крикнул «Ура», и вот мы на это «ура» их и забросили назад на территорию колонии. Потом они снова пошли на нас. Бог знает, чем бы это все закончилось, но подъехали пожарные машины. Кто из дверей колонии выбегал, того пожарная машина из водомета сбивала с ног. А зима…вода тут же в лед превращалась, и они вкатывались обратно, в колонию, по этому льду. К ночи подтянулись военные силы, колонию окружили, но этого еще никто не знал. Меня, как сотрудника политотдела, отправили проводить воспитательную беседу в третий отряд ( там их всего 4 было на тот момент). И вот той ночью я выбрал «старшего», позвал его: «чаем напоишь?» И мы всю ночь с ним «за жизнь» разговаривали. Я ему про себя, он —про себя. Вдруг ночью подростки вскочили с криком: «Войска ввели!» И тут меня все окружили, и один замахнулся на меня сзади заготовкой железной. А тот парень, с которым мы чай пили, отбил руку. А потом сказал: «Гражданин начальник, вы мне жизнью обязаны». Так бунт и закончился. Под утро всех дебоширов и зачинщиков распределили по воронкам и развезли кого куда. А чуть позже колонию расформировали».
Ветеран ГУФСИН Аркадий Красильников:
_____________________________________________
— Первый большой лагерь для заключенных в Куйбышеве был «Самаралаг». В 1937 году было принято решение построить куйбышевский гидроузел. Родился проект — возвести его на Красной глинке, там как раз самое узкое место между горами. Стали туда завозить лес, оборудование, поставили цементный и бетонные заводы. Всё это делалось руками заключенных.
Про дешевую рабочую силу
— Кстати, шоссейная дорога, что связывает поселок Красная Глинка с Самарой, тоже дело рук осужденных из «Самаралага». 2-3 года шли подготовительные работы, на лето 1940 года наметили перекрытие Волги. Но, в связи с начавшейся 2 мировой войной (1 сентября 1939 года), было принято решение приостановить стройку, законсервировать гидроузел, а вместо этого срочно строить авиационные заводы в Куйбышеве. И поэтому 60% всего оборудования, привезенного для строительства гидроэлектростанции, было передано «Особстрою», а рабочей силой его стал «Безымянлаг». В самый пик работы в Безымянлаге насчитывалось до 80 тысяч рабочих рук. Где было набрать в малочисленном тогда Куйбышеве столько людей? Негде.
— Проблему строительства решали с помощью заключенных, дешевой рабочей силы. Денег людям не платили, селили в огромных бараках на несколько сотен человек. «Самаралаг» в 1940 году влили в «Безымянлаг». Если бы война тогда не помешала, то в «Самаралаге» к 1944 году планировалось содержать уже 40 тысяч заключенных, а изначально их цифра не превышала 10 тысяч. Руководство «Самаралага» — штаб — находился в Доме промышленности на 5 этаже, а потом переехал на Красную Глинку. Знаете, почему поселок Управленческий так называется? Потому что там было Управление. А Безымянлаг располагался на территории нынешнего Авиационного завода, от Металлургического завода до Самарки и дальше — на несколько километров, где сейчас Падовка — огромная была территория! Официально Безымянлаг расформировали в 1946 году. После окончания строительства авиационных заводов было поручение построить нефтеперегонный завод на американском оборудовании на 116 километре. И все подразделения Безымянлага передали туда. Было там много военнопленных, интернированных крымских татар, а «политических» было не больше 2 000 человек.
Про подкоп и катапульту
— Если вспоминать о самых резонансных случаях в нашей системе, то на ум приходят 3 случая. В колонии №10 строго режима в Большой Царевщине примерно 30 лет назад осужденные сделали подкоп. Там земля легкая, песчаная. И вот сидельцы прокопали длиннющий тоннель — почти под 40 метров, через который ушло 11 человек. Десятерых вскоре поймали, а один, цыган по фамилии Лебедев, ушел. Он скитался, прятался по таборам, очень долго его ловили. Только через 3 года нашли.
— В этой же колонии были другая история: осужденный построил катапульту. Представляете?! Она представляла из себя самодельное кресло и длинный жгут, который натягивался, фиксировался в точке максимального натяжения, а потом, как арбалет, стрелял вперед и вверх. Осужденный как-то набрал много старой резины, из который сплел жгут, а катапульту устроил в цехе производственной зоны. Он хотел с помощью своего устройства перелететь через забор.
«Сначала он потренировался: набил мешок землей, оттянул его и перекинул через забор. Полет прошел удачно. Тогда он сам сел в катапульту. Но во время полета неудачно ударился об острый край дверного проема, и погиб на месте»
— В Рождествено есть 28 колония. Сейчас она женская, а когда-то там отбывали наказание несовершеннолетние. В 1979 году там случились массовые беспорядки. Это было 5 декабря, День конституции, а парням захотелось праздник отметить. Повод-то был, благородное дело… В 4 с половиной километрах от колонии село Рождествено, а там магазин. Кто-то сказал: «Пошли ребята!», и ребята пошли. Выломали дверь, снесли ворота колонии, и человек 100 пошли в Рождествено «отмечать праздник». И что интересно — вечером все вернулись. Только один не вернулся, пошел через Волгу, и, видимо, под лед провалился. Искали его, но безрезультатно.