,
Выставка «Живу и вижу» будет идти в художественном музее недолго — еще неделю. И на нее надо успеть, если вы не были. Это важное художественное событие, смыслы которого много превосходят традиционный набор любителей артика — туса на открытии, многозначительный разговор с другими «любителями», похвальбу перед не артовыми лохами после. На выставке представлено 6 из 20 самых дорогих современных русских художников. Почти треть. И тут хороший повод для брюзжания: глядя на открыточный концептуализм Кабакова с расписанием движения теплоходов, или плакатный соцарт Булатова, сложно понять «что тут может стоить миллион?» Это первый урок несогласия.
Текст: Илья Сульдин фото: Андрей Артемов
Молодым художникам
Неоперившимся художникам полезно посмотреть на эти скромные по форматам и масштабам произведения. Вот форма существования свободного искусства, которая возможна при авторитарном режиме. Эти художники — организаторы и участники знаменитой «бульдозерной выставки», настоящие диссиденты от искусства. Трудно поверить, глядя на эти невинные работы? Поверьте и проверьте. И сегодня, когда Россия силится вновь обернуться СССР, молодым людям будет полезно узнать об успешном опыте нонконформизма. Всего лишь двадцать лет упорного труда в подполье, и ты становишься самым-самым-самым. Вот конкретные примеры художественных практик, которые молодежи можно брать на вооружение, изучать не только с точки зрения взаимоотношений художник-зритель-государство, но даже как способ репрезентации – это ведь не галерею привезли, не коллекцию в обычном понимании, а то, что художники внутри тусовки дарили. В нашем художественном музее представлены работы, подаренные в разное время поэту Всеволоду Некрасову его друзьями художниками.
Покупать картины тогда было блажью или преступлением. Не исключено, что эти времена скоро вернутся. Но! Вот пример того, что если много лет творить самому и хранить подаренное творчество других, то потом эти подарки станут коллекцией, которую с радостью примет ГМИИ им. Пушкина! Очень хорошая иллюстрация к поговорке: делай, что должен, и будь что будет. Если действительно делаешь, что должен, то будет так.
Любителям русского искусства
Рискую вызвать гнев поклонников всяческого реализма, но эта выставка представляет нам то искусство, из которого выросло все то современное, что есть сейчас. Лианозовцы и Московские концептуалисты – это основа РУССКОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Это очень наше национальное. Даже патриотическое. То есть проникнутое любовью к Родине, а не к партии и государству. Этому тоже можно поучится у представленных творцов. Такие навыки всегда нужны, но в моменты перехлеста пропаганды – особенно. Возможно, любовь спасет вашу душу. Но, в любом случае, Немухин, Булатов, Рабин, Пивоваров – наше Русское современное выращенное в условиях бульдозерности. В трудных условиях работали люди, но работали, творили.
Художество требует мужества. Незаметного на маленьком куске картона или бумаги, незаметного в простых сюжетах и минимуме выразительных средств. Но ему пора научиться.
Хипстерам
Если отвлечься от глубоких смыслов, патриотизма и возвращения в СССР, и взглянуть на эту выставку чисто формально, то можно увидеть много приятного. Самое приятное то, что наши выдающиеся творцы предвосхитили многие виды и формы хипстерского изо. Работы Инфантэ – Инстаграм с Хассельбладом, Кабаков и Немухин украсили бы любой крутой scrapbook, и трудно поверить, что коллажи к стихам Некрасова художники собрали задолго до основания компании Adobe. Но это так! И это прекрасное подтверждение тому, что верной дорогой идут товарищи. И даже скромными хипстерскими худсредствами, при наличии таланта и оригинальных мыслей можно плюнуть в вечность. Плюнуть концептуально, чтобы потомки многих поколений утирались, что мы и делаем.