УРОКИ НЕСОГЛАСИЯ. Три причины успеть на выставку московского нонконформизма

 224

Автор: Редакция

.
,

Выставка «Живу и вижу» будет идти в художественном музее недолго — еще неделю. И на нее надо успеть, если вы не были. Это важное художественное событие, смыслы которого много превосходят традиционный набор любителей артика — туса на открытии, многозначительный разговор с другими «любителями», похвальбу перед не артовыми лохами после. На выставке представлено 6 из 20 самых дорогих современных русских художников. Почти треть. И тут хороший повод для брюзжания: глядя на открыточный концептуализм Кабакова с расписанием движения теплоходов, или плакатный соцарт Булатова, сложно понять «что тут может стоить миллион?» Это первый урок несогласия. 

Текст: Илья Сульдин  фото: Андрей Артемов

"Живу и вижу"

Молодым художникам

Неоперившимся художникам полезно посмотреть на эти скромные по форматам и масштабам произведения. Вот форма существования свободного искусства, которая возможна при авторитарном режиме. Эти художники  — организаторы и участники знаменитой «бульдозерной выставки», настоящие диссиденты от искусства. Трудно поверить, глядя на эти невинные работы? Поверьте и проверьте. И сегодня, когда Россия силится вновь обернуться СССР, молодым людям будет полезно узнать об успешном опыте нонконформизма. Всего лишь двадцать лет упорного труда в подполье, и ты становишься самым-самым-самым. Вот конкретные примеры художественных практик, которые молодежи можно брать на вооружение, изучать не только с точки зрения взаимоотношений художник-зритель-государство, но даже как способ репрезентации –  это ведь не галерею привезли, не коллекцию в обычном понимании, а то, что художники внутри тусовки дарили. В нашем художественном музее представлены работы, подаренные в разное время поэту Всеволоду Некрасову его друзьями художниками.

  Всеволод Некрасов. 60-е. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.
Всеволод Некрасов. 60-е. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.

Покупать картины тогда было блажью или преступлением. Не исключено, что эти времена скоро вернутся. Но! Вот пример того, что если много лет творить самому и хранить подаренное творчество других, то потом эти подарки станут коллекцией, которую с радостью примет ГМИИ им. Пушкина! Очень хорошая иллюстрация к поговорке: делай, что должен, и будь что будет. Если действительно делаешь, что должен, то будет так.

"Живу и вижу"

Любителям русского искусства

Рискую вызвать гнев поклонников всяческого реализма, но эта выставка представляет нам то искусство, из которого выросло все то современное, что есть сейчас. Лианозовцы и Московские концептуалисты –  это основа РУССКОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Это очень наше национальное. Даже патриотическое. То есть проникнутое любовью к Родине, а не к партии и государству. Этому тоже можно поучится у представленных творцов. Такие навыки всегда нужны, но в моменты перехлеста пропаганды –  особенно. Возможно, любовь спасет вашу душу. Но, в любом случае, Немухин, Булатов, Рабин, Пивоваров – наше Русское современное выращенное в условиях бульдозерности. В трудных условиях работали люди, но работали, творили.

Всеволод Некрасов, Эрик Булатов, Игорь Холин. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.
Всеволод Некрасов, Эрик Булатов, Игорь Холин. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.

Художество требует мужества. Незаметного на маленьком куске картона или бумаги, незаметного в простых сюжетах и минимуме выразительных средств. Но ему пора научиться.

Хипстерам

Если отвлечься от глубоких смыслов, патриотизма и возвращения в СССР, и взглянуть на эту выставку чисто формально, то можно увидеть много приятного. Самое приятное то, что наши выдающиеся творцы предвосхитили многие виды и формы хипстерского изо. Работы Инфантэ –  Инстаграм с Хассельбладом, Кабаков и Немухин украсили бы любой крутой scrapbook, и трудно поверить, что коллажи к стихам Некрасова художники собрали задолго до основания компании Adobe. Но это так! И это прекрасное подтверждение тому, что верной дорогой идут товарищи. И даже скромными хипстерскими худсредствами, при наличии таланта и оригинальных мыслей можно  плюнуть в вечность. Плюнуть концептуально, чтобы потомки многих поколений утирались, что мы и делаем.
Jv0UhxiWLts