КВЕСТЫ ОТ РЖД

Реально ли для колясочника путешествие на поезде?

 2 388

Автор: Редакция

.

,

Героиня этой истории – Екатерина Сизова – руководитель Центра современной реабилитации Студии инклюзивного творчества, общественный деятель, инвалид I группы. Екатерина передвигается на инвалидной коляске, но это нисколько не сказывается на бешеном ритме ее жизни. Настолько бешеном, что по городу она перемещается исключительно за рулем автомобиля – иначе и половины дел не успеть.

IMG_0086

По роду своей деятельности Катя часто ездит в командировки в другие города. Чаще на самолете – так удобнее и быстрее. Но совсем недавно родилась безумная идея – отправиться в очередную поездку на поезде. И это решение стало началом целого квеста под названием «Российские железные дороги. Доступность или путь преодоления». Пункт назначения – Пенза.

В вагоне всё хорошо

Стоит сразу остановить фантазию тех, кто, читая первые строчки текста, представили ужасающие картины, в которых бедная Катя ютится в обычном плацкарте на боковом месте около туалета или с грустью в глазах пытается разместиться в купе. Специально для комфортного проезда людей с различными формами инвалидности существуют так называемые инвакупе.

Они представляют собой две обыкновенные вагонные «комнаты», совмещенные в одну и дополненные элементами комфорта – кресло, регуляторы кровати, кнопка вызова персонала. Естественно, что в вагоне с подобным купе есть специализированный туалет и подъемник. Как правило, в железнодорожном составе есть только одно инвакупе, рассчитанное на размещение вместе с сопровождающим. В исключительных случаях по предварительной заявке вагоны с таким купе могут добавить к составу.

Для организации продажи электронных билетов на места для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах существует Центр содействия мобильности. В этот центр переадресовывают все звонки и заявки.

Два пути

У этого путешествия есть две истории с разным развитием сюжета. И дело не в том, что путешествие вымышленное – просто наша героиня решила пройти весь путь дважды. Первый раз, как обычный турист, второй – уже как общественный деятель и герой социального эксперимента.

Зачем две версии? Изначально материал задумывался как крик о проблеме, а в итоге получилась инструкция для тех, кто сам еще не разобрался в тонкостях передвижения по Российским железным дорогам.

Покупка билетов

Версия 1

Последний раз на поезде Екатерина ездила в 2014 году. Тогда уже была активно развита функция покупки электронного билета через сайт РЖД для всех пассажиров, кроме… людей с различными формами инвалидности. Парадокс? Но маломобильным гражданам приходилось собираться и ехать не менее чем за сутки на вокзал, покупать в кассе билет, возвращаться домой и потом снова в день Х возвращаться на вокзал, чтобы отправиться в свое путешествие.

Тогда Катя была возмущена такой дискриминацией и написала письмо руководству ОАО «РЖД». Ответ она получила, но там лишь констатировался факт, что такой путь утверждён и ничего сделать нельзя.

В этот раз, надеясь на чудо, Катя решила позвонить по телефону горячей линии. Вопрос был прост: «Я инвалид I группы, передвигаюсь на инвалидном кресле. Собираюсь в поездку. Как я могу приобрести билет на поезд?»

После довольно продолжительного ожидания её соединили с Центром содействия мобильности, где после не менее продолжительного молчания состоялся следующий диалог:

Вам необходимо сейчас оставить свою заявку на бронь билетов, после чего вам нужно успеть их выкупить в кассе вашего вокзала.

Что значит успеть выкупить? Их может кто-то раньше меня из кассы забрать?

Да, регистрация сейчас пройдет на сайте и оттуда из продажи они пропадут. Но вот в кассе эта информация может быть не зафиксирована и если кто-то придет за ними туда раньше вас, то он их выкупит.

Спасибо. Что-то еще мне нужно сделать? Как мне заказать сопровождение?

Сопровождение может быть осуществлено только после того, как вы станете нашим клиентом, то есть приобретёте билеты.

Мы с Екатериной приезжаем на вокзал. Квест начинается с парковки, о которой мы потом расскажем отдельно.

На вокзале, как нам и обещали, нас никто не встречает. Среди стандартных касс, замечаем еле приметное окно обслуживания людей с инвалидностью, которое, как оказывается, не работает и, судя по словам, дежурных по залу (которых почему-то веселит эта ситуация), никогда и не работало. Подходим к окну администратора – пустота. Минут пять ждем её, возвращаемся к дежурным по залу.

Я бронировала билеты в инвакупе по телефону горячей линии. Подскажите, пожалуйста, где я могу их приобрести?

В любом окне касс. Проходите без очереди.

Временем мы располагали, поэтому решили не пользоваться положением, а спокойно дождаться своей очерёдности. Дождались. Но именно на нас начался обед. Переждали обед. Вернувшаяся сотрудница с удивлением сказала: «А вам в третью кассу надо! Зачем вы здесь? Только давайте быстрее, там тоже скоро будет обед

IMG_9890

Не без приключений, но в третьем окне нам выдали наши билеты. Правда, из-за множества перемещений совершить покупку человеку в кресле без сопровождающего просто невозможно. Если только покупатель не профессиональный бодибилдер с накаченными руками.

Там же, в третьем окне Катерине оформили заявку на сопровождение в поезд. Осталось отправиться в путешествие.

Итог: 2 часа потраченного времени на покупку билетов.

Версия 2

Приехав привычным маршрутом на вокзал, оказываемся в руках удивительно активного персонала, желающего помочь. Окно обслуживания людей с инвалидностью по-прежнему не работает. Дежурный по залу ведет Катю к администратору (который, кстати, не нарушая привычных традиций, заставляет минут 10 его подождать).

Вытягиваясь максимально, Катя задаёт в окошко, которое гораздо выше ее головы, свой вопрос: «Я инвалид I группы, передвигаюсь в инвалидном кресле. Собираюсь в поездку. Как я могу приобрести билет на поезд?»

IMG_9896

Администратор несколько минут пытается поговорить с посетителем через окно, понимает, что это не получится и выходит в зал.

— Вы можете либо сейчас приобрести в третьей кассе, либо забронировать по телефону, либо приобрести через сайт.

— Как через сайт? Вроде бы нет такой возможности у людей с инвалидностью?

— Есть, но только если вы зарегистрированы в Центре содействия мобильности.

— Интересно, а почему мне по телефону в этом самом Центре ничего не сказали? Как я могу там зарегистрироваться?

— Почему Вам не сказали, не знаю – вы звонили в федеральный call-центр, мы за них не отвечаем. А зарегистрироваться – либо сейчас заполнить вот этот документ (отдает форму – Ред.), либо на сайте электронную версию. И уже после регистрации вы сможете на общих правах покупать билеты на сайте.

— Интересно всё как! Спасибо!

Позже мы снова позвонили в Центр содействия мобильности. После долгих переключений с менеджера на менеджера, мы наконец попали к «финальному» оператору, который озвучил похожую информацию, рассказал, где найти на сайте все документы и условия.

Ура! Электронные билеты для людей с инвалидностью существуют! Правда выходит, что их покупка настоящая русская рулетка – все зависит от настроения или квалификации специалиста.

Парковка

Отмотаем пленку назад и вернемся в первый день — на парковку железнодорожной станции Самара.

Все, кто были на нашем вокзале на машине, знают, что разрешенная бесплатная парковка – это островок напротив самого здания. В то же время, все прекрасно помнят, что вокруг островка довольно бурное движение и не совсем удобные спуски. Именно поэтому для маломобильных горожан была организована парковка непосредственно около вокзала. Но 2017 год – год великих перестроек, и поэтому там, где раньше была парковка для инвалидов, сейчас красуется знак «Остановка запрещена» и идет замена плитки.

Мы с Катей останавливаемся около будки охранника. Он сначала удивленно смотрит на нас, потом понимает, что если водитель не идет к нему, то он должен прийти к водителю.

— Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где я могу припарковаться? Мне нужно ненадолго (так мы тогда думали – Ред.) на вокзал – билеты купить.

Ну… Вы видите, что здесь нет теперь парковки. Это не территория вокзала, вопрос к ГИБДД. Тут эвакуируют. Тем более, что сейчас плитку будут выгружать – точно нельзя проезд перекрывать.

А как же мне быть? С той парковки (имеет ввиду островок – Ред.) мне будет очень непросто добраться…

— Эх…ладно, раз ненадолго – давайте сюда вас припаркуем.

К сожалению, решить вопрос человек смог только, нарушив свои прямые обязанности. И вот как это расценивать? Должностной проступок  или человеческий поступок?

IMG_0080

Во второй день нашего приезда этого милого мужчины в будке не было. Пока Екатерина ждала нас с фотографом, к ней несколько раз подошли представители ГИБДД и напомнили про то, что остановка запрещена и будут работать эвакуаторы. Девушке пришлось уехать подальше.

На территории вокзала есть парковка – несправедливо было бы про нее умолчать. Для всех, кроме людей с инвалидностью, она платная. И, казалось бы, почему нам бы не встать на ней?!

Дело всё в том, что она находится практически на заднем дворе здания и чтобы дойти от неё до касс, нужно сделать огромный крюк практически по пересеченной местности. По пути встретится тоннель с надписью «Выход к вокзалу», но к нему не ведущий; вход с парковки, на котором висит табличка «Входа нет» и несколько вариантов лестниц.

«Сколько лет работаю, первый раз вижу, чтобы человек на коляске водил машину. У нас этой парковкой почти и не пользуются», — скажет нам позже одна из сотрудниц вокзала. Правда, именно она окажется еще одним адекватным человеком во всем этом квесте. Она расскажет Екатерине и о том, что можно заранее заказать сопровождение при покупке (!) билетов, и что сотрудники могут и встретить, и помочь решить все проблемы. Она же будет в шоке от рассказанной девушкой истории первого дня приключения.

Туалет

Вот уж где мы вообще не ожидали столкнуться с трудностями, так это в туалете вокзала. Казалось бы, эта общественная площадка во всех подобных местах давно уже отработана. Но почему-то именно в этот день все звезды сошлись против нас. Максимально удобный туалет, располагающийся на основном этаже вокзала, не работал.

Катя отправилась на цокольный этаж, зная, что там инфраструктура тоже налажена. Но сюрприз поджидал и там. Нет, туалет вполне себе работал, а вот лифт – нет. И если посетитель без проблем с опорно-двигательным аппаратом, не желающий долго идти по спиралевидному подъему, может воспользоваться эскалатором, то человеку на коляске придется долго и мучительно подниматься в горку самостоятельно – сотрудников вокзала на этом этаже почти нет. Вот именно так всё и получилось в тот день…

Конечно, во второй наш визит все работало, да и сотрудники не давали прохода, пытаясь чем-нибудь да помочь.

Как прошло само путешествие? Отлично! Правда, не все проводники умеют пользоваться подъемником, не все сопровождающие до поезда имеют опыт или хотя бы теоретические знания об общении с инвалидами. Но в целом даже эти трудности не испортили настроения. Хотя после таких поездок начинаешь понимать, почему люди с инвалидностью не так часто путешествуют или даже перемещаются по городу.

Мало создать инфраструктуру, нужно научить сотрудников ей пользоваться и, главное, рассказывать о возможностях тем, для кого они созданы.

К слову, аэропорты в этом плане более привлекательны – сотрудники готовы практически моментально по звонку (даже не предварительному) встретить около машины, помочь с регистрацией билета и перемещением по залам. Ну, а для тех, кто решил все же отправиться в путешествие по рельсами Российских железных дорог и не хочет пройти этот квест самостоятельно, прилагаем ссылочку на официальный сайт. Там есть вся информация, которая поможет.

Текст: Яна Пестунович

Фото: Дария Григоревская

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»