,
По случаю Всемирного дня рок-н-ролла попросили десятерых музыкантов разных поколений поделиться с нами, где она и какая она — Самара рок-н-ролльная. Разошлись мнения, оказались противоположными эмоции, и даже картинка настоящего у всех разная. Однако каждый говорил о том, что любит и во что верит всей душой.
Борис Колесников, основатель музыкального магазина Skifmusic.ru и «Гитар Бара»
— Самара — очень музыкальный город. Я занимаюсь музыкой с 7 лет — начал с музыкальной школы по классу фортепиано, а затем перешел в рок-н-ролльную движуху в средней школе. Тогда центрами музыкальной жизни были рок-бар «Подвал» и модный «Сквозняк». Музыкальных коллективов и отдельных исполнителей в городе было на тот момент очень много, почти все репетиционные точки были заняты бандами вечерами.
Сейчас время поменялось — многие музыканты предпочитают работать дома, в своей министудии, все меньше команд репетирует живьём. Эпицентр музыкальной живой тусовки — это, конечно, клуб «Звезда», где последние два года проходят основные события в андеграундной атмосфере столицы региона.
Конечно, нельзя не отметить фестиваль «Метафест», который уже много лет подряд собирает все лучшее, что происходит на самарской сцене, подмешивая в этот микс исполнителей из других городов.
Стас Фурман, гитарист и вокалист
— Рок-н-ролльная Самара — это город мёртвых. См. мои материалы памяти ушедших рокеров в ДГ. Сегодня здесь нет рок-н-ролла, есть люди, которых прёт и поэтому они играют, но всё это — тени 1990-х. И нас всё меньше.
Марк Антипов, основатель атмосферно-психоделической группы «Капитан Коркин»
Для меня рок-н-ролльная Самара — это что-то очень тёплое, но доживающее свой век явление, которое все больше становится феноменом культуры, нежели духом современного ритма города. Несомненно каждый музыкант должен пройти свою рок-н-ролльную школу, и наш город на 100% справляется с этой задачей, что очень ценно. Но, по моему мнению, для глобального развития, необходимо идти дальше, ни в коем случае не застревая в олдскульном образе мышления.
Артем Некрасов, музыкант проектов «Станционный смотритель», «Киблер Band», ВИА «Бюро», «Тенёк и ребята», организатор концертов и фестиваля «Агатомания»
— Рок-н-ролл в Самаре для меня сейчас там, где люди танцуют под живую музыку, то есть преимущественно в кабаках. Не исключено, что он живет еще на каких-то частных вечеринках и квартирниках. И далеко не всегда он имеет музыкальную форму выражения, тем более в форме рок-музыки. Он может быть и на дискаче. Короче, где люди куражатся и отрываются, там он и есть.
Александр (Лютый) Киблер, музыкант, шоумэн, рок-ведущий
— Самара рок-н-ролльная — маленький ребенок, почти подросток: играет, набирает опыт, выступает. Жаль, что в закрытых клубах чаще, чем на открытом воздухе. А почему так? Этот вопрос нужно задать выше. Но есть к чему стремиться. Я рад, что подрастающее поколение берет лучшее, что было, и с новым видением делает рок-н-ролл современным, ярким, красивым и жизнеутверждающим. Хорошее и честное — это труд, за деньги не купишь рок!
Андрей Кашкаров, организатор «Рок’н’моб Самара»
— Для меня Самара рок-н-ролльная началась с битловских сейшнов в конце прошлого века. Тогда и забурлила вокруг рок-н-ролльная атмосфера города. Друзья-музыканты, с которыми до сих пор общаюсь, концерты… Ощущение вечной и бесконечной тусовки. Стали появляться площадки, где могли выступать абсолютно разные рок-команды. Мне удалось побыть почти штатным музыкантом в рок-баре «Сквозняк» с группой Last Deal.
Со временем всё меняется, но в целом Самара по сей день остаётся, на мой взгляд, очень музыкальным городом. В подтверждение этого могу привести в пример такое мероприятие, как «Рок’н’моб Самара», который мы с друзьями провели в Струковском парке в сентябре прошлого года. И готовим уже второй к середине мая. Судя по тому, что люди с удовольствием откликнулись на наше предложение, считаю, что рок-н-ролл в Самаре жив и будет жить ещё очень долго. Long live rock’n’roll!!!
Николай Ханда, бас-гитарист и вокалист группы RIVOLI
— В прошлую пятницу я слушал у подруги дома «Сержанта Пеппера», которому в этом году исполняется 50 лет. Слушал не очень громко, но сосед снизу решил иначе и выломал дверь в общий на три квартиры коридор, чтобы постучать в нашу дверь. Громкими матными криками он обложил сержанта и нас и потребовал вырубить это дерьмо, так как его ребенку пора спать. Так что в Самаре рок-н-ролла нет, есть только полный п****ц. А мог бы поблагодарить, что я его сына воспитываю.
Сергей Благовестов, клавишник группы Crazy Jump
— Это была не Самара. Это был Куйбышев. Мне было 13 лет, и мама на мой День рождения подарила мне катушечный магнитофон «Соната». Купила несколько чистых бобин и отнесла их своим коллегам из циркового оркестра. Она тогда работала в цирке, в оркестре. И эти добрые мужики записали мне на них (как сейчас помню) Led Zeppelin, Deep Purple и Nazareth. Так начался мой рок-н-ролл.
Точки — Дом профтехобразования на улице Куйбышева (не знаю, как он сейчас называется). Там я начал пробовать играть в группе. С Сергеем Никульшиным. Летний театр в Струкачах. Там я учил программу с группой «Репортаж». Первая профессиональная группа в которой мне довелось играть. Дворец Пионеров на Куйбышева. В нём я познакомился с моими лучшими друзьями. Коллективом, который впоследствии стал называться Crazy Jump.
Роковый ли город Самара? Однозначно да! Сколько было отличных групп и музыкантов. Сколько их сейчас есть. А сколько ещё будет. Дух захватывает!
И на мой взгляд, рок-н-ролл в Самаре процветает, по крайней мере — для самого себя. Вот, опять же, новую форму нашли. «Рок-н-моб». Прошлогодний был отменный, а нынешний будет ещё лучше — надеюсь.
Дмитрий Горянин, лидер группы Free Wheels
— Рок-н-ролльный ли город Самара? Поездив по стране, повидал и порок-н-ролльнее. Рок в Самаре для меня начался в «Подвале» и продолжался практически везде, где его играли и играют. Но, как говорится, не место красит маляра, а маляр место. Пока люди приходят, чтобы послушать живую музыку, будет и рок-н-ролл. А где и при каких обстоятельствах — это неважно.
Алексей Психический, музыкант, радиоведущий, вокалист группы Sun EXpress
— Если отвечать прямо, стараясь объединить эти два слова между собой, то могу сказать, что даже любой запрос в интернет-поисковиках не расскажет о всей той богатой истории рок-н-ролла в Самаре, которая у нашего города имеется. Наверное поэтому я однажды согласился взяться за передачу о самарской рок-музыке на Радио-Самара-Максимум.
История и вправду богатая. В процессе создания многочисленных выпусков я нередко удивлялся многогранности и многообразию того творчества, которое появлялось и появляется на просторах родной губернии.
А вопрос всё-таки противоречивый. С одной стороны, богата талантами волжская земля и дала немало интересных артистов этому миру. Я хорошенько покатался по стране за свою музыкальную карьеру и даже скромно поработал исследователем в области независимой музыки в России и могу сказать, что по качеству ансамблей и качеству музыкальной культуры Самару (без учёта стольных градов Москвы и Санкт-Петербурга) нельзя представить аутсайдером — наоборот, Самара, скорее, один из лидеров-поставщиков музыкальных рок-н-ролл-талантов.
С другой стороны, традиции и так называемая «школа жанра» достаточно бедны и не дают права говорить о чём-то зрелом и конструктивном в целом.
Почему же я считаю Самару НЕ рок-н-ролльным городом? Во-первых, во всём этом виноваты поганым образом «традиции». В окружающем нас обществе рок-н-ролл и всё, что с ним связано, считается всегда чем-то «неформальным», выходящим за общепринятые рамки существом, девиантным и так далее, и бла-бла-бла. В сравнении с культурой европейских стран такое отношение к рок-культуре не терпит никакой критики.
Во-вторых, банальное, но вполне историческое клеймо Самары как торговой станицы. А клеймо истории печатью отлёживается долго. Как судили бабушки на скамеечках у домиков в 70-е и 80-е, так же и наши бабушки-современницы на скамеечках у подъездов судачат в прежних тонах. Кушать новости по «Первому» — это важно, а пирсинг и татуировки — это позор. Простите за излишний гротеск и клише.
Да и в целом рок-индустрии у нас не имеется. Частные студии только наращивают обороты, местные фестивали дают лишь разовые выхлопы, оставаясь в памяти немногих, а страстные адепты рок-н-ролла черпают вдохновение из мейнстрима и скудных на художественный вымысел и вкус российских масс-медиа, не задумываясь о необходимости саморазвития.
Знаете ли, я всё-таки в рок-н-ролл безгранично верю. Здесь и сейчас либо не здесь-сейчас, но покуда он жив во мне и моих товарищах, я верю. Я родом из Самары и я до мозга костей рок-н-ролльщик. Хочется кому-то этого или нет.