,
Ностальгировать по фестивалям — занятие, вообще-то, неважнецкое. Но когда наблюдаешь, как тяжело публика прощается с «Роком над Волгой», где-то глубоко внутри начинает шевелиться легкая обида за те славные, чистокровно самарские фесты, которые когда-то немало значили для музыкальной тусовки города, но исчезновения которых почти никто не заметил. Мы решили провести ревизию фестивалей, которые жаль было потерять. В этом материале — те, что проходили в XXI веке, позже вспомним те, что гремели в 90-е.
Текст: Данила Телегин
Нулевые, определенно, были временем рок-фестивалей, не всегда хороших. В силу социокультурных процессов, описывать которые не просто сложно, но даже страшновато, посещаемость сольных концертов с годами падала. И промоутеры тематических заведений постепенно начали приходить к выводу, что если на одну команду приходит десять человек, то на пять придет в пять раз больше, и в этом должен быть неслабый профит. Эти «солянки» стали называть фестивалями, хотя именно в таком статусе они не выдерживали никакой критики. Чудовищно организованные, обещавшие лучшим участникам какой-то там неведомый промоушн, часто предлагавшие самим музыкантам продавать билеты на выступление своим же друзьям… Короче, в какой-то момент стало сложно вообразить себе занятие более унизительное для группы, чем участие в подобном фестивале. Большинство из событий такого сорта, к счастью, сгинуло вместе с клубами, где они проводились.
В памяти остались лишь несколько приличных фестов. И было их за последние десять-двенадцать лет немного – по пальцам перечесть. Нам удалось найти их организаторов, которые сами рассказали, зачем они всё это затевали, что хорошего успели сделать, и почему всё прекратилось.
===========================================================================
ОТКРЫТАЯ РЕКА, организатор — Александр Богачёв
Я в те годы уже вовсю дружил с группой Tequilajazzz. В частности, моим лучшим другом тогда и сейчас остается Александр «Дусер» Воронов, барабанщик Tezzz. Я был у него в гостях дома (приезжал на презентацию их альбома «Выше осени» и остановился жить у Саши) в 2002 году – там мы и придумали этот фест, и сразу же дали ему название «Открытая река». По приезде в Самару, в том же году я и реализовал сей замысел.
Первый фестиваль прошёл 27 июня 2002 г. около Бассейна ЦСК ВВС, и был он приурочен к празднованию Дня молодёжи. Хэдлайнером были Tezzz.
Всего фестивалей было шесть, но самые классные были первый, второй, третий и шестой.
Среди выступавших групп могу выделить самарские «Тихие игры», «Дарф», «Caponesmile», «Персона грата», «Energfreeze», Эдуарда Лыткина, тольяттинские «Рифф» и «Cold Own», Lumen из Уфы, казанский Plutonium, ну и, конечно же, «Я и друг мой грузовик» (Днепропетровск), С.П.О.Р.Т. и Tequilajazzz из Санкт-Петербурга.
Фестиваль у меня никто не забирал. Просто некая Екатерина Горбунова — это дама из окружения нашего бездельника-мэра Азарова — сказала, что более во мне не нуждаются, и именно этот фест, официальным автором которого я являюсь, — не нужен! Вместо «Открытой реки» мы теперь имеем ежегодный фест «Максирок». Ну и за это спасибо!
Зато я возродил свою группу Caponesmile, мы теперь можем вновь выступать и участвовать в фестивалях.
===========================================================================
РокОт «КОНФЕДЕРАЦИИ», организатор – Вадим Морозов
Появился в 2004-м как ежегодный фестиваль рок-групп 63-го региона. Идея была в том, чтобы дать возможность местным командам заявить о себе. Я был идеологом и организатором.
Фест проходил 4 раза (ежегодно с 2004-го по 2007–й) на открытой площадке парка развлечений «Мави Ленд» (Дыбенко/Запорожская). В принципе, свою задачу он выполнял — ряд самарских групп заявили о себе именно на нём. В поддержку команд-участников фестиваля выпускался CD-сборник с их песнями. Почему заглох? Всё банально — нехватка финансов. Однако если такой фестиваль кому-то нужен, то после длительного перерыва можно и возобновить. Официальных заявлений о прекращении деятельности фестиваля ведь не было.
===========================================================================
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ, организатор – Андрей Кочетков
«Глобальное потепление» мы придумали в 2003-м году. Тогда в «Намедни» вышел репортаж Андрея Лошака про московский реггей-фестиваль. В Самаре уже были группы, играющие музыку с «чёрными» корнями – «Бажинда», «Когти Джа», «E.F.I.M.Ъ». А в стране наблюдался подъём интереса к этой культуре. Значительная часть внятной молодёжи слушала группу «5’Nizza», известность которой распространилась вирусным путём ещё до широкого распространения интернета. Кроме того, наш город с Волгой, пляжами и расслабленной атмосферой был отличной точкой, где эту идею можно было привить.
Свою задумку мы донесли до Алексея Елхимова и Демьяна Моргачёва, которые работали тогда на «Нашем радио». И команда с радио активно включилась в процесс. Это был наш первый опыт организации подобного мероприятия, и с ним было связано много забавных моментов. Например, за несколько часов до начала мы поняли, что в арендованном нами клубе «Manhattan» нет барабанов. Нам тогда и в голову прийти не могло, что в клубе на 1000 человек может не оказаться ударных. Ситуация была исправлена в последний момент. Барабаны приехали аж из Новокуйбышевска, потому как найти свободную ударную установку в Самаре в субботу вечером не получилось. Клуб набился битком, к такому успеху мероприятия его администрация не была готова. Ассортимент бара несколько раз сметался подчистую.
Было круто, что мы запустили фестиваль с каким-то новым музыкальным стержнем. До этого независимая музыка в городе на фестивалях была представлена условно подборками под лейблами «рок» и «джаз». А тут появился фестиваль тёплой музыки, который привлёк внимание и посетителей живых концертов, и электронных тусовок. Ну, и это был самый большой фестиваль такого формата за пределами Москвы.
Потом «Глобальное потепление» повторялось на разных площадках – в «Сквозняке», «Подвале», «33 и 1/3», «Бумажной луне», «Олимпе», «Zвезде». Почти всегда на фестивале был полный зал.
За это время на «Потеплении» сыграли несколько десятков артистов. География их происхождения была довольно обширной — от Питера до Волгограда. Да и стилистические рамки расширялись сами собой: к реггей прибавились фанк, афробит и другие близкие по духу вещи. Рад, что за эти годы многих артистов мы привезли в Самару впервые. Например, Рому ВПР. Его группа, пожалуй, лучшее, что есть в этом жанре в стране.
Фестиваль почил в 2012 году. Что символично, в «Manhattan», где он и начинался. Мы столкнулись с огромным количеством проблем в последний раз. От невероятных косяков с аппаратом «на ровном месте» до недостатка публики. Если учесть, что прошлые разы практически всегда всё шло как по маслу, то ситуация нас несколько обескуражила. Лично я подошёл к проблемам философски. И решил, что значит на то воля Джа. А ей противостоять бессмысленно. И с «Глобальным потеплением» пора завязывать.
А если серьёзно, то мне кажется, что публика в Самаре стала куда более искушённая. И музыкальные фестивали с большим количеством участников сейчас имеет смысл проводить только как open-air. Для закрытых площадок такой формат себя исчерпал.
===========================================================================
КА4ЕЛИ, организатор – Варвара Иванова
Первый фестиваль «Ка4ели» прошел в 2007 году, и был он масштабный, двухдневный, приезжали группы со всей России.
Каждый день феста у нас традиционно завершали хэдлайнеры. У нас побывали такие группы как Lumen, Tracktor Bowling, Slot, Animal Jazz, «Психея», $7000, Бригадный подряд, ГДР, #####. Фестиваль объединил и сдружил музыкантов из разных городов нашей страны! Всё закончилось по банальной причине – из-за отсутствия финансирования.
Мне кажется, самым большим событием для феста был приезд группы Lumen – в нашем городе ее очень любят. Стала бы возрождать? Может быть… Я часто вспоминаю те времена, у меня осталось от них много хороших впечатлений.
===========================================================================
DARK FEST и другие «тёмные» фестивали, организатор – Павел Золин
Сначала были мини-фесты, посвященные The Cure и New Order, потом «солянки» в рамках готических вечеринок, и, наконец, к концу 00-х все это оформилось в DarkFest. Есть особая категория артистов, кто не вписывается в формат рокерских, металлических, клубных или хипхоп-мероприятий — именно они и выступали.
Такие фестивали имеют больше статусный, нежели коммерческий, массовый характер. Самарский «тёмный» андеграунд стал одним из самых центровых в России. Иногородние артисты и зрители считали за честь посетить наши фесты, было очень много приезжих.
А потом мы уперлись в потолок. Делать что-то крупнее ради 300 человек — невыгодно. Более массово — не тру. Топтаться на месте — неинтересно. К тому же, сильно поменялся дух времени, все эти антикафе с печеньками и хипстеры с их инстаграммами спутали нам все карты.
===========================================================================
Невелик список успешных рок-фестивалей, которые радовали самарцев в последние годы. Чтобы как-то дополнить неяркую картину, можно вспомнить «Цвета IndieGO», который был организован в 2008-м в Струковском на деньги «Газпрома». Или «13 пятниц» Алексея Елхимова — его прикормил на Ленинградской пару лет назад ТЦ Opera. Но то были лишь разовые акции, продолжения которых никто особо и не обещал.
А ещё каждое лето (вплоть до последнего времени) можно было рассчитывать, что какой-нибудь «крупняк» привезет на большую площадку более-менее известных музыкантов. Благодаря неважному пиву мы, например, имели шанс заценить вживую «АукцЫон», чьи выступления на тот момент были крайне редки. «Балтос» регулярно подгонял в меру попсовых рокеров. Samsung привозили «Мумий Тролля» и т.д. Snickers Urbania катали (а может и опять будут) то недозвездевшего Noize MC, то «Кирпичи», то Dolphin… В общем, каждое лето можно было рассчитывать на пару халявных концертов. Но тут уже история совсем не самарская — повышение лояльности потребителя и всё такое прочее. Ничего личного — только бизнес.