,
Во время недавней экскурсии по Жигулевскому пивзаводу непьющие сотрудники нашей редакции, а они существуют, остались с носом. С грустью погружались они после на самарское Дно и безучастно наблюдали за счастливыми от хмельного духа лицами коллег, предпочитающих ни в чем себе не отказывать.
Чтобы восстановить баланс, мы напросились на экскурсию в цех по производству газированных напитков Жигулёвского пивзавода. И рассказываем, как там всё устроено.
Производство безалкогольной продукции в дореволюционной Самаре по ряду причин не вызывало особого интереса у местных краеведов и историков. А посему нам не досталось сколь-либо серьёзных трудов и исследований, посвящённых этой теме. Однако достоверно известно, что в Самаре было жарко и до процессов, связанных с глобальным потеплением, а значит, люди пили. Вернее сказать, утоляли жажду. И не только сырой водой.
К началу XX столетия в городе и губернии несколько десятков заводов и кустарных производств варили кислые щи, они же квасы, производили содовую, фруктовую воду и, наконец, лимонады. Кислушники (производители кислых щей) и заводчики реализовывали свою продукцию бочками, вёдрами и “в разнос” — бутылями или разливая напитки в стаканы. Индустрия прохладительных напитков была развита до такой степени, что фруктовую воду и лимонады можно было заказать по телефону. Реклама владельца аптечного и косметического магазина М.Р. Альпертена предлагала «набрать телефонный номер 159, и клюквенный квас, сельтерская и родниковая хлынут рекой к вашему столу». Мелкие предприниматели, производившие напитки в домашних условиях, не отставали от заводчиков и размещали в газетах рекламу такого содержания: «Новость! Только что вышел из аппарата отличный небывалый здесь квас под названием Малороссийское Пивцо, приготовленное с небывалой чистотой, опрятностью и металлической укупоркой. На Саратовской улице дом Закалина, близ 1 части. Малороссиянка Прасковья Старикова».
Альфред фон Вакано, осознавая экономический потенциал развивающегося рынка лимонадов, организовал их розлив ещё в конце XIX столетия. Кроме слабоалкогольного 1,5-процентного “Славянского” пива, производство которого было начато в связи с введением в России “сухого закона” во время Первой мировой войны, на заводе выпускали около 15 различных прохладительных напитков с понятными названиями: «Малина», «Клюквенный», «Лето», «Яблочный», «Вишнёвый», «Крем-сода» и так далее.
После революции на заводе разливали экзотические по нынешним временам лимонады «Аленький цветочек», «Театральный», сладкие — «Алычевый», «Ежевичный», витаминизированные — «Сливовый», «Виноградный», «Вишнёвый». Тогда же в ассортименте появились “Лимонад”, “Буратино”, “Груша” и “Саяны”, составляющие современную линейку безалкогольной продукции Жигулёвского пивзавода.
Правда, в 1990-е “Буратино” и собратья из стеклянной “чебурашки” оказались в чулане забвения. У детей новой страны появились новые герои и напитки — старомодная “Груша” с криво наклеенной полукруглой этикеткой не входила в список must buy. Рефлексировать о вкусе советского детства ещё не начинали, поскольку у многих он вызывал оскомину. Родители вместе с детьми ставили на себе занимательные опыты, употребляя разведённые в воде Zuko-образные порошки, и смело экспериментировали с содержимым разноцветных ёмкостей всевозможных Jojo Juice или Orangina Plus. Что это такое, сейчас не вспомнят даже коллекционеры этикеток, алюминиевых банок и прочего шлака.
Несмотря на общий упадок производства и отсутствие спроса на отечественные лимонады, Жигулёвский пивзавод в 1996 году зарегистрировал и стал обладателем товарных знаков “Буратино”, “Груша” и “Саяны”. И внакладе не остался. Спустя несколько лет линию производства и розлива лимонадов, простаивавшую в 1990-х, модернизировали, вернее, закупили в Италии новую.
Производственная линия начинается с “водоподготовки”. Здесь вода, поступающая в цех из городской сети, очищается от механических примесей благодаря фильтрам грубой очистки. Затем угольные фильтры и ультрафиолет удаляют хлор, другие вредные примеси и бактерии. После очистки часть воды поступает в колонну умягчения. Мягкая вода смешивается с жёсткой в определённом соотношении и по трубопроводу заливается в сироповарочный котёл.
Сироп варят на натуральном сахаре. Ключевое слово в этом предложении “натуральный”. Дело в том, что в последнее время производители прохладительных напитков всё чаще используют сахарозаменители — ксилиты, сорбиты и цикламаты, своими названиями напоминающие номенклатуру органических соединений из забытого школьного курса по химии.
Для получения сиропа сахар в течение часа растворяют в воде, разогретой до 95°С и выдерживают при этой температуре. В это же время в другой ёмкости смешивают концентраты. Тут тоже всё предельно просто — лимонная кислота, коллер из карамелизованного сахара, ароматизатор “Груша”, если варится одноимённый лимонад, натуральный экстракт левзеи, который придает оригинальный вкус “Саянам” и так далее.
Густой сироп-тянучка, охлаждённый до температуры, не превышающей 8°С, и смесь концентратов перекачиваются через фильтры в танк купажа, в котором перемешиваются в течение дневной смены и ночи.
На следующее утро купаж поступает в карбонизатор, где смешивается с деаэрированной водой и насыщается углекислым газом. Да, теперь это лимонад. Дальше, на протяжении всего маршрута, напиток неоднократно соприкасается с CO₂. Поступая в буферный танк или на розлив, лимонад активно пенится. Для того, чтобы уменьшить пенообразование, в ёмкости и бутылки подаётся углекислый газ, который, придавливая шапку пены, повторно насыщает жидкость.
Причём для производства лимонадов на заводе используется углекислый газ, образующийся при брожении пива. Так что граждане, покупая чадам газировку, дышите глубже — над лимонадом витает дух “Жигулёвского”.
Из буферного танка насос, нагнетая давление в пять атмосфер, гонит лимонад по трубам на конвейер розлива. Автомат разливает газированный напиток в ПЭТ и заворачивает пробки. Всё — джинн в бутылке. Лазерный “инспектор” проверяет уровень его налива, выбраковывает недолив. Дальше по конвейеру — наклейка этикеток и упаковка паллет в целлофан. Об этикетках стоит упомянуть отдельно. В этом году завод провёл ребрендинг напитков и объединил их под брендом “ЧудеСам” (Чудеса Самары). На новых этикетках, смахивающих на волшебные декорации передвижного театра доктора Парнаса из известного фильма Терри Гильяма, изображена чудесная Лимонария с карамельными горами, кисельными реками, экзотическими фруктами и прочими леденцами-конфетками.
После — склад, магазин, “папа, купи”… У лимонада бурная и короткая жизнь. Редкий “Буратино” доживет до максимального срока хранения на полке. Кстати, в течение месяца до самого Нового года лимонады “ЧудеСам” продаются по специальной цене. Для того, чтобы принять участие в акции, нужно всего-то знать, где они продаются. Список магазинов можно уточнить на сайте.
По лимонадному цеху журналистов ДГ водил Михаил Дубиков, бригадир ПЭТ-линии. Фото этикеток советских лимонадов — с сайта Жигулёвского пивзавода.
Партнёрский материал