Чернозем

Коттеджный поселок без воды и дорог стал новым микрорайоном Самары. Почему он остался без коммуникаций и как там живут сейчас?

 5 460

Автор: Максим Фёдоров

В начале апреля мэрия Самары объявила о создании нового микрорайона в Самаре — «Завидово». Это коттеджный поселок между Южным шоссе и озером Рубежное, который существует с 2012 года. Но вид поселка далек от глянцевых проспектов: многие дома брошены, лужи и грязь.

Корреспондент ДГ добрался до «Завидово» и узнал о том, как живет самый новый микрорайон Самары, жители которого из-за банкротства управляющей компании остались без воды, канализации и дорог. 

Неизвестный ИП

В декабре 2011 года руководитель департамента строительства Сергей Рубаков разрешил (копия документа есть в распоряжении ДГ) распланировать 22,5 тысячи квадратных метров земли за Южным мостом. Огромной территорией, которую продавала компания «Регион Недвижимость», занялся индивидуальный предприниматель Александр Беляков.

В декабре 2012-го дума Самары перевела распланированную землю из зоны Рзв (резервные территории) в зону Ж-1 (застройка индивидуальными жилыми домами). В том же декабре и до конца 2013 года Беляков при посредничестве «Регион Недвижимость» размежевал почти 192 участка на этой территории и начал продавать их под коттеджный поселок «Завидово».

1

Чтобы провести коммуникации, собственники участков заключили договор с управляющей компанией «Кряжская» и начали постепенно строиться. Вариант был близок к совершенству: недалеко от города, на свежем воздухе возле озера Рубежное. Плюс — по соседству открывался огромный торговый центр «Амбар».

Фамильное гнездо

Я стою у центрального входа в «Амбар». Через Южное шоссе видно линейку автосалонов. За ней — коттеджный поселок «Завидово». На парковке у «Амбара» останавливается белый внедорожник, из машины выходит мужчина и машет мне. Это один из собственников земли в «Завидово» Виктор. Он согласился провести экскурсию по коттеджному поселку.

Виктор купил участок в «Завидово» с первой волной. Вместе с остальными собственниками платил в «Кряжское» за строительство коммуникаций. У него был общительный сосед, который часто повторял, что хочет построить здесь фамильное гнездо. В такое будущее верилось до середины 2014 года, пока по улицам коттеджного поселка ездили грузовики с трубами, в землю закапывали бетонные кольца для колодцев, а около въезда на участки монтировали трансформаторную будку.

IMG_2191

«Управляющая компания заключила с собственниками агентские договора. При подписании договоров мы наивно полагали, что поручали управляющей компании построить за наш счет наши коммуникации, и в договорах управляющая компания обязывалась предоставлять отчеты о своей работе и затратах, — рассказывает Виктор, пока мы едем в «Завидово». — Они построили газопровод и заключили договор с газовой компанией таким образом, что именно УК выступает собственником коммуникаций. За это управляющая компания получала зарплату. Очевидно, что нас обманули».

По словам Виктора, за коммуникации «Кряжская» требовала с каждого участка по 700-750 тысяч рублей. Одни выплатили полностью, другие — часть и стали задавать вопросы. «Все наши запросы: почему так медленно делают канализацию и водоснабжение, почему электричество работает со сбоями, где отчеты по затратам на строительство — глава управляющей компании Александр Руднев игнорировал», — вспоминает Виктор.

Оказалось, что «Кряжская» должна была подключиться к магистральному водопроводу, но просрочила техусловия на подключения воды. Газ, по словам собственников участка, обеспечили с «нарушением нормативно-технических требований». А трансформатор, купленный УК как новый, оказался 1969 года выпуска.

Собственники начали отказываться платить за коммуникации, началась череда взаимных претензий и судебных исков: «Кряжская» требовала денег по договорам, жители требовали их расторгнуть и вернуть деньги.

IMG_2181

Пока жители «Завидово» боролись с одной проблемой в лоб, вторая зашла по флангу. В конце 2014-го около поселка открылся очередной автосалон, его хозяин огородился полуторакилометровым забором, перекрыв завидовцам подъезд к своим участкам.

«По этой дороге мы должны были заезжать в коттеджный поселок. Это был идеальный вариант: прямой выезд на дорогу для людей с машинами, для пешеходов – короткая дорога до остановки», — объясняет Виктор, проезжая мимо автоцентров Mitsubishi и Toyota.

Улица Радости и выгребная яма

Теперь, чтобы добраться в Завидово, нужно делать крюк в полтора километра. С Южного шоссе мы сворачиваем на рынок, чтобы сделать разворот и вернуться на Южное шоссе. Только так можно выехать на улицу Солнечная – ныне единственную дорогу к поселку.

По Солнечной мы проезжаем до областного наркодиспансера и сворачиваем на избитую весной земляную дорожку. «В межсезонье пройти здесь без последствий для здоровья и внешнего вида невозможно», — объясняет Виктор, подпрыгивая на сиденье. На обочинах загорают бродячие собаки, они провожают взглядом машину, смотря на нас как на обреченных.

IMG_2202

«Я знаю людей, которые продавали квартиры, надеясь быстро построиться в «Завидово». Они поверили в сказку, а получили вот это», — на этих словах Виктора мы заезжаем на улицу Радости. Это разбитая, захлебывающаяся лужами дорога без адреса. Официально отсюда начинается микрорайон «Завидово». На улице Радости несколько недостроенных домов и объявление огромными белыми буквами на красном фоне: «Продам участок».

«Многие живут в «коробках». Денег хватило только на фундамент, стены, крышу и по минимуму на интерьер. Остальные дома пустуют, люди не захотели жить в таких условиях», — начинает экскурсию Виктор.

Когда заезжаем на главную дорогу, кочки наконец заканчиваются. Сосчитать нормальные дороги в «Завидово» по силам даже детсадовцу – собственники на личные средства скинулись и отсыпали свои улицы, чтобы относительно спокойно ходить и ездить. Остальные похожи на улицу Радости.

Мы останавливаемся на улице Хорошая. Виктор выходит из машины и поднимает изляпанную в земле доску с бетонного кольца колодца. «Это должна была быть наша канализация. На это мы сдавали деньги. Говорят, что в отчетах УК они когда-то существовали — колодцы были оформлены как полностью готовые к эксплуатации и даже укомплектованные задвижками, которых никто в поселке не видел. Это все якобы сделала управляющая компания, — повторяет Виктор. — Без канализации — а ее без помощи городских властей нам не видать — многие жители просто выкапывают выгребные ямы на своем участке».

В конце 2016 года «Кряжское» запустила процесс банкротства. Виктор считает, что это был обдуманный план:

«Управляющая компания в лице Руднева решила нас всех кинуть, запустив процесс банкротства. Мы узнали случайно, и единственное, что нам оставалось – включиться в реестр кредиторов. Когда начали разбираться, оказалось, что «Кряжская» продала межпоселковые дороги частному лицу. При этом Руднев продал их практически за бесценок — в сотни раз дешевле кадастровой стоимости. Но самое обидное, что цена за содержание этих дорог входила в цену наших участков».

Сделку по продаже межпоселковых дорог отменили. Сейчас земли вернули в собственность «Кряжской» и на них наложен сервитут. Сумма кредиторской задолженности «Кряжской» составляет 51,5 миллиона рублей. По словам Виктора, единственный актив «Кряжской» – земля межпоселковых дорог, которую могут продать на аукционе. Жители поселка надеются, что каким-то образом собственником этой земли сможет стать город.

Три пути

Если решить вопрос с дорогой и с подключением к газопроводу помогли суды, то вопрос с забором стал залпом в пустоту. Жители «Завидово» ходили мимо собак, наркодиспансера и кочек до весны 2019 года. Они обращались практически во все хоть сколько-нибудь значимые ведомства в Самаре. Отчаявшись, даже записали видеообращение к Владимиру Путину накануне «Прямой линии».

Открыть хотя бы калитку для пешеходов получилось с помощью депутата Госдумы Александра Хинштейна. Жители «Завидово» попали на прием к Хинштейну в феврале 2019 года. 1 марта автосалоны согласились открывать калитку каждый день с шести утра до одиннадцати вечера.

Проверенная схема

У истории жителей «Завидово» есть две практически точные копии в Самаре: коттеджные поселки «Самарский»(в районе АГЛОСа) и «Юбилейный» (на берегу Черновского водохранилища). И все они связаны с Беляковым и «Регион Недвижимость». «Кряжская» зарегистрирована в одном здании, только в соседних комнатах, с ООО «Юбилейная» — управляющей компанией в одноименном коттеджном поселке, учредителем которой выступает сам Беляков, и с ООО «Самарская» — управляющей компанией в КП «Самарский», которая принадлежит Алексею Белякову, отчество которого совпадает с отчеством Александра Белякова.

3

Жительница коттеджного поселка «Юбилейный» Ольга Голушкова призналась, что их дороги тоже отдали в частную собственность:

«За дорогу из щебня 90 тысяч рублей с каждого. Электричество как бы есть, но его нужно подключать через УК за 140 тысяч. При этом напрямую через «Самараэнерго» — всего 550 рублей. При покупке участка нам не сообщали стоимость коммуникаций, только после подписания договора с управляющей компанией».

2

Дороги в коттеджном поселке «Самарский» также находятся в частной собственности. Как и в «Завидово», инициативная группа «Самарского» наложила на дороги публичный сервитут. Но, в отличие от «Завидово», через суды собственники смогли отвоевать обратно межпоселковые дороги. Об этом ДГ рассказал житель «Самарского» Андрей Стакин:

«Управляющую компанию мы создали из числа собственников земель. В поселке есть дороги, газ, электричество. Были некоторые проблемы с оплатой за содержание коммуникаций, но это внутренние споры».

Новая кровь

У «Регион Недвижимость» есть еще один, самый молодой и пока удачный проект — коттеджный поселок «Лесная сказка» возле Малой Царевщины. Первые собственники получили разрешение на строительство только в прошлом марте.

Фото обложки отсюда
Автор фото в тексте: Максим Федоров 
и оттуда

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook