Наталья Гребнева сравнивает самарскую и европейскую деревянную архитектуру по личному опыту

ЕВРОРЕМОНТ

Наталья Гребнева сравнивает самарскую и европейскую деревянную архитектуру по личному опыту

Автор:

ЦЕННОСТИ
355

Шеф-редактор программы «Дачный ответ» Наталья Гребнева объехала пол-Европы по заданию «Другого города» (ну, почти) и разобралась с тем, как в Финляндии, Швейцарии и других странах поступают с деревянными домами, а также сравнила их с самарскими «гнилушками» (спойлер: наши лучше).

Мне всегда хотелось побывать в Швейцарии. Мне казалось, что там не так, как тут. И что не зря миллионеры выбирают эту страну среди Альп, чтобы резвиться на фоне тучных коров, поедая шоколад и складируя миллионы в чистеньких банках с мраморными ступенями. И еще эдельвейсы. Я мечтала увидеть швейцарские эдельвейсы…

Попала я в Швейцарию по работе. Езжу туда второй год. И вот что я вам скажу — главное чувство, которое я оттуда выношу — дикое раздражение. Объясню почему.

Во время первой поездки попали мы в деревушку Эволен — нам ее рекомендовали как главную окрестную достопримечательность. Когда я вышла из машины, у меня появилось ощущение дежавю. Я определенно все это уже видела. Когда отошла в сторону от главной улицы, поняла – да это же…это же Самара. Заозиралась вокруг, чтобы поделиться с кем-нибудь ошеломляющим открытием. Но самарцев вокруг не было.

Японцы, американцы, немцы сновали по небольшой центральной улице, фотографируя все подряд. Следующий час прошел нервно. Я переходила от одного домика к другому и пыхтела как кустарь – одиночка Полесов, которому не нравился старгородский трамвай. Эмоции душили. Итак,  Эволен. Деревушка. Дома деревянные, потемнели от времени и солнца. Некоторые с каменными фасадами, но большинство — целиком деревянные.

Причем, они регулярно горят и их регулярно восстанавливают.  Важный нюанс — я не говорю, что  здесь ровно такая же архитектура, как в Самаре, я говорю про ощущение от этого места. Развалюхи, тщательно поддерживаемые в приличном состоянии. По большому счету разница между старой Эволен и старой Самарой одна — швейцарские деревянные постройки имеют несколько этажей, в отличие от наших. Ну и окна там маленькие.

DSC_1028
DSC_0990
DSC_1005

Зато в Самаре, например, украшения красивее- наличники, резные столбы… Там, где еще хоть что-то от них осталось. 

_DSC0089

А это курорт Ненда. У них старых домов мало, они амбары туристам показывают Амбары!!!

DSC_0828

Но вернемся в Эволен. Все дома здесь обставлены горшками с геранью. Или не знаю, что у них там такое цветное растет. Самый последний сарай вычищен, украшен кашпо. Японцы все это фотографируют.

DSC_0829
DSC_1000

И тут я услышала родную речь. Двое мужчин и женщина. Дорогие часы, брендовые поло и т.д. Сделали селфи на  фоне сарая. Пошли дальше. Довольные. И тут я подумала – ведь все эти люди, те, что принимают решения о сносе и поджоге старой Самары, ведь они же ездят на ЭТИ курорты. Так же стоят в очередях, чтобы сфотографироваться с иноземной рухлядью.  Обычного туриста с путевкой сюда не возят. А господа обеспеченные именно что и заезжают сюда, в этакие уголки аутентичности. Приобщиться к истокам, отдохнуть душой и всё такое. Внимание, вопрос. Так зачем тогда свое-то сжигать? Где логика? Где? Ладно бы хоть речь шла о сверхдоходах. Например, месторождения нефти на местах сожженной самарской старины находили. Я бы это поняла. Не то, чтобы простила, но поняла. Но ведь нет! Нет нефти на углу Степана Разина и Ленинградского спуска. Зачем сожгли этот волшебный домик?

Ну что там можно построить-то? А если вдруг сгорело само (ха-ха!), почему не реконструируют? Только не надо про бедность. На всякие нелепые акции, награды обслуживающему персоналу и оранжевых космонавтов деньги находятся. 

Потом я заедала горе в местном ресторанчике. Запивала швейцарским вином (чудесным) швейцарское национальное блюдо раклет. Раклет – это, на самом деле, вареная картошка, залитая расплавленным сыром. Картошка с дешевым сыром!!! Еда древних швейцарских пастухов. Они ели это от бедности, туристы за евро — местный колорит, как же.

DSC_0956

После обеда я прогулялась ещё. Обошла домики сзади  — обнаружила трогательные грядочки с луком и редиской. Умилилась.  Самара. Са-ма-ра! 

DSC_1031

Добила меня статуя горной козы. Вернее, козла. Подобных я как минимум на двух курортах видела. Говорю же — Самара.

DSC_1018

Конечно, у швейцарцев есть Горы. Альпы так красивы, что сердце замирает.  Но ведь у нас есть Река. Такой нет у Швейцарцев!! Такой широкой и полноводной!  И горы у нас есть. Ну, ладно, горки. Жигулевские. Все это, плюс сохранение тех крох, что остались от архитектуры, плюс разумный маркетинг — и вот вам прибыль от туризма. Вместо раклета сушеную рыбу туристам выдавать. На дне. Это намного вкуснее раклета. Серьезно. Поить чаем из самоваров со смородиновым листом.

Я сейчас не говорю про мировые столицы. Конечно, Парижу, Мюнхену, моему любимому Стамбулу или тому же швейцарскому Цюриху есть что показать туристу из серии исторических и архитектурных чудес. С ними Самаре тягаться бессмысленно. Хотя, нет, не удержусь — вот фотографии центра Стамбула, 5 минут ходьбы от Собора Святой Софии. И ведь не сожгли, не настроили офисов.

SAM_0212

Но сейчас не об этом, пусть его, этот Стамбул. Речь о провинции. О местечках вроде Эволен. Где берегут самое ветхое старьё. И деревянное и каменное. Вот вам центр маленького немецкого Гингена. Гинген — промышленный городок вообще-то. Там фабрика мягких игрушек и завод, на котором собирают технику Сименс. Этому эркеру я обрадовалась как родному. 

DSC_0040

А это Турку — бывшая финская столица, а потом окраина Российской империи, набережная реки Ауры. Деревянные дома, как будто по одному проекту построены с самарскими. Только чистенькие, крепкие, сияющие. А ведь там есть что посмотреть и помимо этого. Порт, волшебный замок 12 века и средневековый собор. Но они в принципе бережно к старью относятся. Потому что мозги у них есть.

ABymCBrIERk

Вот улица в чудесном городе Бордо. Это далеко не самый прекрасный район – постройки примерно 19 века. Модные архитекторы и дизайнеры покупают здесь домишки и выстраивают внутри волшебные жилища для своих семей. Чем не улица Льва Толстого? Нет тут особой архитектуры, но история есть. И поэтому есть будущее.

RTB_0466

А это студенческий городок в финской Ваасе. Преподаватели местного университета живут в таких корпусах. Ничего не напоминает?

DSCN0596

А вот еще Вааский вокзал. Деревянный старый домик, накрытый колпаком из металла и стекла. Функционально, современно, вся история на виду и красиво.

aSQv1PGQ5iA

Действительно, красиво. А еще  — аристократично. Потому что аристократы могли проследить свою родословную до Адама примерно. Плебеи не помнят своих дедов.
Короче! Давайте уже не будем плебеями. Пишу все это не просто для того, чтобы воздух лишний раз сотрясти. Я не знаю, как спасти Самару от пожаров. Но давайте попробуем хотя бы от тихого, отчаянного разрушения спасти. Давайте на паях возьмем в долгосрочную аренду этот чудо-домик на самарской улице, который стоит перед зданием Сбербанка. (Мне его всегда было жалко)

dom01-1024x682

Да, впрочем, какой угодно – из тех, что оставлены на произвол судьбы и почему-то не сожжены до сих пор. Или тот же дом № 106 на Степана Разина!

0_9451e_2b7dcb1e_L

Может, найдутся вменяемый управляющий, адекватный реставратор, компетентный историк и крепкий юрист, которым не наплевать на родной город. Ну, хоть пара тысяч вменяемых людей есть же в Самаре, в конце концов, которые готовы один выходной день в неделю поработать волонтером на стройке или вложить пусть небольшую сумму, пусть хоть тысячу рублей!!

Сложимся, не так много денег на каждого получится. Отреставрируем, сделаем чайную или пельменную. Или хостел, или детскую студию, или музей себя самих прекрасных. Прогорим (тьфу-тьфу!! — финансово, я имею в виду) — не разоримся, зато спасем хоть что-то. Будем хвастаться внукам. Выйдем в плюс — вообще отлично. Это будет беспрецедентный акт. Мы же собираем деньги на лечение разным людям. Начнем лечить город! И себя заодно. Потому что кроме нас самих никто этот город не спасёт.

ПС — кстати, видела я их эдельвейсы. Так себе цветочки. В незабудках больше обаяния.

DSC_0192

Текст: Наталья Гребнева Фото: Наталья Гребнева, Евгений Нектаркин, Аля Шарипова

Комментарии: