,
На рубеже 80-х и 90-х годов несколько одряхлевшая страна сначала трещала по швам, а потом и вовсе развалилась, оставив своих граждан в недоумении смотреть на то, что осталось. Пустые полки в магазинах, талоны на сахар, крупу и прочие продукты как бы намекали, что в правиле “хлеба и зрелищ” первый пункт выпадает на довольно неопределенный срок.
Но и с “зрелищами” тоже была серьезная проблема. В немногочисленных кинотеатрах практически нечего было смотреть, а телевидение еще не осознало своей власти над умами, и телепередачи вроде “сельского часа” все еще продолжали доминировать над развлекательными программами.
Пережившие распад СССР и первоначально организованные обществом “Знание” видеосалоны ударными темпами знакомили россиян с продукцией мирового кинематографа, хоть как-то отвлекая от унылой действительности и прививая новые ценности.
Мы собрали свидетельства и истории тех, кто на рубеже той эпохи держал или посещал видео салоны в самом конце советского Куйбышева и самом начале Самары.
Просвещение в Рождествено
Олег Айдаров, журналист, владелец видеосалона в Рождествено:
«В конце 80-х я просто наслаждался жизнью. Завязывал не всегда нужные, но всегда интересные знакомства. Пробовал буквально все профессии, которые попадали в поле моего зрения. И когда бывший спецназовец, а в то время руководитель одного военно-патриотического клуба Андрюха предложил мне поработать в видеосалоне, я не думал ни минуты. К нам примкнули два Санька, которые осваивали в Серегином клубе каратэ, и процесс пошел.
Я честно ответил, что смотрел только «Хищника» со Шварценеггером в главной роли, а главная идея очевидна: доминирующая роль человечества над всем, что его окружает во вселенной. В том числе и инопланетными разумами и челюстями. Экзаменатор посмотрел на меня с недоумением и выдал красные корочки с надписью «видеолектор».
Для начала мы сдали экзамены в обществе «Знание» на площади Революции. Сейчас в этом здании находится Институт бизнеса и управления. Полагалось, конечно, отслушать весь курс, но Андрюха, как и многие другие хозяева видеоточек, кому-то сунул «на лапу», и нас позвали лишь на экзамен.
Процедура много времени не заняла. Экзаменатор спросил, видел ли я какой-нибудь видеофильм, если да, то какой, и что за идея в нем содержится. Я честно ответил, что смотрел только «Хищника» со Шварценеггером в главной роли, а главная идея очевидна: доминирующая роль человечества над всем, что его окружает во вселенной. В том числе и инопланетными разумами и челюстями. Экзаменатор посмотрел на меня с недоумением и выдал красные корочки с надписью «видеолектор».
Иностранный видеомагнитофон тогда стоил как автомобиль. Андрюха купил советский. В два раза дешевле. Кассеты мы брали на прокат в том же обществе «Знание». Точка наша была в Рождествено. Каждый вечер мы на «Омике» переправлялись через Волгу и пешком шли в местный дом культуры. Видеомагнитофон один из нас нес в сумке. В зале его подключали к обычному телевизору и всё – киносалон готов.
Первый сеанс прошел гладко. А вот на следующий день к сельскому очагу культуры подтянулись местные жители из тех, которые тогда по улицам ходили в комнатных тапочках, в синих трико с вытянутыми коленями и в рубашках с длинными рукавами – чтобы скрывать тюремные наколки. В то время «татушками» гордились лишь «за забором», а на воле старались их не демонстрировать. Когда мы с Андрюхой и Саньками подошли к Дому культуры, первое что бросилось в глаза, это вышеописанные сельские «авторитеты», сидящие «на кортах» у входа.
— Начальник, — безадресно произнес один, когда мы с ними поравнялись, — А почем билетик?
— Рубль, — ответил Андрюха.
— А чё так дорого? – затянувшись «Примой», присоединился к беседе другой абориген.
Надо сказать, что в конце 80-х советская валюта еще не падала ниже плинтуса, и на рубль можно было сытно пообедать в любой столовой, купить пару бутылок пива, пять буханок хлеба или выпить сто стаканов минералки из уличного автомата. В общем, рубль был рублем. Но цены на просмотр видеофильмов, насколько я помню, устанавливал тот, кто давал нам на прокат кассеты. Работать себе в убыток мы не желали. Пришлось объяснить почтенной публике, что бесплатно никто из них не пройдет, а если приключится рукопашная битва и они победят, то все село лишится империалистических фильмов на неопределенный срок.
В общем, сюжет развивался как в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». С той только разницей, что в отличие от героя Андрея Миронова наша четверка несла заволжским ковбоям не добро и гармонию, а всю ту пропаганду насилия, пошлости и эротизма, какую только могла взять в обществе «Знание» и за которую готовы были платить советские люди, воспитанные в традициях аскетичного советского кинематографа.
На деле это выглядело так: один из нас перед началом фильма вставал перед залом и говорил хоть что-то о содержимом кассеты. Это была «лекция», а потом, в качестве иллюстрации следовал сам показ.
Постепенно все устаканилось, и наша видеоточка гармонично влилась в рождественскую реальность.
Кстати, как я уже сказал, мы были видеолекторами, и по существующим порядкам не показывали видео, а проводили видеолекции. Рассказывали советским людям о западном кинематографе, подкрепляя лекцию – за которую, собственно, и платился рубль — фильмом. Это официальная версия. Так, наверное, общество «Знание» прикрывало свой тыл на случай маловероятного конфликта с законодательством об авторских правах. На деле это выглядело так: один из нас перед началом фильма вставал перед залом и говорил хоть что-то о содержимом кассеты. Это была «лекция», а потом, в качестве иллюстрации следовал сам показ.
В тот день случились два события: первое – в Башкирии произошла крупнейшая в стране железнодорожная катастрофа, где погибли сотни человек и второе – нам выдали кассету с комедией «Мальчишник». Туповатая американская комедия с юмором «ниже пояса», который во все времена пипл хавает впричмок. Итак, в стране объявлен траур, а у нас – самый кассовый фильм, который мы уже проанонсировали всему селу и за которым в обществе «Знание» выстроилась длинная очередь наших коллег-видеолекторов.
Зал был полон. Отовсюду принесли дополнительные стулья. В центр вышел Андрюха. Обведя людей печальным взглядом, он начал лекцию:
— Товарищи, все мы знаем, что произошло в Уфе. В стране траур. Мы, как и обещали, привезли «Мальчишник». Это отвратительный американский юмористический фильм. Возможно, кому-то будет смешно. Но, так как в стране траур, я попрошу от смеха воздержаться. А сейчас я объявляю минуту молчания.
Советские люди дисциплинированно встали и терпеливо застыли по стойке «смирно». Видимо, отсчитав в голове минуту, Андрюха нажал кнопку на пульте. Примерно через пятнадцать минут зал ржал. Выручка в тот день, как и ожидалось, была рекордной
Советские люди дисциплинированно встали и терпеливо застыли по стойке «смирно». Видимо, отсчитав в голове минуту, Андрюха нажал кнопку на пульте. Примерно через пятнадцать минут зал ржал. Выручка в тот день, как и ожидалось, была рекордной.
Постепенно приближалась осень. Андрюха подсчитывал рентабельность ежедневной конной переправы нашей команды по льду через Волгу. Народ все реже ходил на сеансы: у некоторых кооператоров дома появлялись видеомагнитофоны, и они приглашали на бесплатные кинопросмотры родных и друзей. В общем, точку мы закрыли.
Кочевники
Сергей Благовестов, «крутил» фильмы на турбазах и в санаториях:
«В 1989 году мы купили с друзьями в складчину видеомагнитофон «JVC» в комиссионке.
Брали в прокате кассеты, и ездили летом по турбазам, домам отдыха, санаториям. По вечерам крутили кино. Много чего прокрутили: и боевики, и фантастику, и ужастики. Ну и без «Греческой смоковницы» и «Эммануэль» не обошлось. Вход стоил рубль.
Все происходило очень просто. Загружали в машину телевизор, видак и ехали. Билеты брали в досуговой конторе, вроде «Праздник» называлась. От неё и работали. Как с ней делили доход, мне не ведомо, бухгалтерией я не занимался. Моё дело было кино крутить.
Показы организовывали в помещениях, что-то типа красных уголков, иногда прямо на свежем воздухе. Ставились стулья, лавки, стол. На стол телек, на телек видик — всё включалось, и поехали!
Народ по-разному приходил. И биток был и свободные места. Видимо, всё зависело от настроения и желания людей. Показы организовывали в помещениях, что-то типа красных уголков, иногда прямо на свежем воздухе. Ставились стулья, лавки, стол. На стол телек, на телек видик — всё включалось, и поехали!
По поводу популярности жанров. Трудно вспомнить. Мне кажется смотрели всё с интересом, потому что такого кино у нас до этого не было. В кинотеатрах редко крутили иностранное кино, в основном французское и фильмы “друзей по соц. лагерю”, да и те “с купюрами”. И продолжалось это недолго, только одно лето.
Зрители
За короткий промежуток времени на неискушенных граждан обрушился поток иностранной видеопродукции самого разного качества и жанров. Автор материала сам вспоминает тот день, когда будучи отроком 6 лет, упросил родителей взять его на фильм “Чужой”, который показывали в помещении клуба Дома отдыха. Никогда еще хронический энурез не был так угрожающе реален.
Видеосалоны располагались в самых разных местах. Дворцы Культуры, «красные уголки» и даже подвалы становились «лекториями». Один из самых заметных видеосалонов Самары располагался в «Антошке», детском кинотеатре внутри самолета Ан-10, который стоял в парке Гагарина.
С видеосалонами было связано множество воспоминаний. Кто-то платил рубль, чтобы посмотреть мультик, а кто-то изучал приемы восточных единоборств по картинам с Брюсом Ли.
Мы попросили самарцев рассказать, чем им запомнились видеосалоны, и какие фильмы произвели самое яркое впечатление.
Дмитрий Кузнецов рассказал, что у него было два самых любимых салона: в парке Гагарина в “Антошке” и в соседнем общежитии на Гастелло, 47.
Дмитрий Слатов вспомнил, как сдавал бутылки из под кефира, который пил его дед, и на вырученные деньги ходил в видеосалон на Галактионовской, 118 на “Звёздные войны”, “Полицейскую академию” и “Зубастики”. На ночной сеанс фильма «Мертвые не потеют», который казался Дмитрию вполне достойным для просмотра, его не пускали по причине малого возраста.
Кинокартина «Враг мой» была настолько популярна, что даже несмотря на то, что шла и в кинотеатрах, пользовалась в видеосалонах большой популярностью. Прохор Комаров поделился воспоминаниями, как после просмотра фантастики о войне между людьми и пришельцами в видеосалоне в здании гостиницы «Театральная» на нижней Полевой, он принял участие в драке «стенка на стенку с какими-то залетными».
Андрей Кочетков напомнил, что один из видеосалонов располагался в нынешнем здании Губернской думы, где тогда был какой-то техникум.
В самом начале 90-х на улице Бакинской, 20 располагался салон, где Роман Борода смотрел «Чужих», закрывая глаза на особенно жутких моментах, «Робокопа» и фильм «Больница, молодость, любовь», который показался ему тогда жуткой гадостью.
Конец эпохи
По иронии судьбы видеосалоны, ставшие для советских граждан своеобразными “окнами” в мир и познакомившие их с западной цивилизацией, сами стали жертвой открытых границ. Видеомагнитофоны, прежде стоившие почти годовую среднюю зарплату, в начале 90-х стали доступнее. Громоздкие “Электроника ВМ-12” уступили импортным JVC, SHARP и SONY. А потом полки коммерческих магазинов наводнили доступные корейские видеоплееры AKAI, FUNAI и GOLDSTAR.
Завершающим ударом по видеосалонам стало появление кабельного телевидения и первых коммерческих телеканалов.
В 1990 году в Самаре заработал «Скат», первый коммерческий телеканал. Поначалу он работал только в вечернее время, а сигнал даже кодировали, чтобы граждане приобретали специальные декодеры, которые устанавливались в телевизор. Однако в городе космической промышленности такие меры были бессмысленны. Самодельные декодеры изготавливались за пару часов и вскоре «Скат» перешел на обычное вещание.
В многоквартирных домах появлялись небольшие студии кабельного телевидения, за небольшую ежемесячную плату вещавшие репертуар видеосалонов практически круглосуточно. Лотки с кассетами появились практически на каждом углу. Наступала новая эра VHS с «книжным рынком», видео прокатами и «лицензионными» кассетами.
P. S. Подробнее об «Убийце видеосалонов», первом коммерческом самарском телеканале «Скат» можно прочитать здесь.
Почитать другие материалы проекта «Самара 2.0. Четверть века»:
Как Куйбышев переименовали в Самару: подробный экскурс
Памятники архитектуры и главные достопримечательности города в фотографиях 1990-х годов
Колонка Ксении Ламповой о дворах 90-х