КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Владимирская: панельная чащоба с дореволюционными корнями

 11 280

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Сегодняшней нашей героиней станет улица, находящаяся почти в историческом центре. Территория, по которой она проходит, стала обживаться с 1870-х годов, но свой нынешний облик она получила только 30 лет назад. Итак, история улицы Владимирской без прикрас и утаек в нашем материале.

Автор текста — краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев, мои комментарии к нему даны курсивом.


Начинается улица Владимирская на территории бывшей Солдатской слободы (в границах нынешней Больничной, Владимирской, Коммунистической и Дачной), которая появилась еще в 1850-х годах.

samara-1894

В краеведческой картотеке купца Константина Головкина имеются сведения, что эта территория была отведена городом солдатам — участникам Крымской кампании бесплатно, при условии непередачи ее третьим лицам. Туда же со временем мигрировали городские дома терпимости (подробности здесь).

Самый первый дом по Владимирской имеет номер и является одной из составных частей Культжилкомбината трампарка. Первая его очередь была сдана в 1938 году.

Владимирская, 1

После пересечения с улицей Мичурина Владимирская немного меняет свое русло, проходя вплотную к беспокойному хозяйству ГТД — городского трамвайного депо.

До середины 1970-х годов между ней и улицей Коммунистической располагалась улица Ленская, и тогдашние трамваи заходили в ГТД именно по ней. Разбор «старины» начнём как раз с этого района.

ФОТО-07-Владимирская-Ленская

На спутниковом снимке 1965 года жёлтой линией обозначена улица Ленская, зелёной линией — переулок Айвазовского и синей линией — переулок Верещагина. В левом верхнем углу снимка видна часть Владимирской и территория ГТД. На самой Ленской имелось почтовое отделение, а в доме №44 располагался филиал «Рембыттехники».

В путеводителе по Куйбышеву за 1935 год указывается, что по улице Ленской, 49 размещалась конная база куйбышевской краевой конторы с нетривиальным названием «Заготконь».

ФОТО-08-Владимирская-Ленская-РБТ

В 1972 году здесь же было обещано построить новый восьмиэтажный корпус для «Рембыттехники», и спустя десять лет, пусть и с меньшим количеством этажей, обещание было исполнено. Сейчас это здание известно в Самаре как ТЦ «Аквариум».

В переулке Айвазовского прошло детство одного из моих сослуживцев. По его воспоминаниям, там было тихо и зелено, хотя он находился всего лишь через два частных дома от улицы Владимирской. На фото 1973 года можно увидеть эту «патриархальность».

Владимирская - Мичурина
Вид на улицу Владимирскую (от Мичурина в сторону Коммунистической. 1973 год)

В 1976 году весь этот район попал под снос, а семья сослуживца переехала в новый XI мкр. Как вы могли догадаться, именно тогда с карты нашего города исчезли и улица Ленская и оба переулка, названных в честь знаменитых художников.

На следующем снимке 1965 года дана панорама всей улицы Владимирской (отмечена красным).

ФОТО-10-Владимирская-панорама улицы

Территория, по которой проходит большая часть улицы Владимирской (от Коммунистической до улицы Пензенской), до революции именовалась Мещанским поселком. Этот пригород Самары появился в 1900-х годах, жили здесь в массе своей рабочие, ремесленники, приказчики и т.д. К 1917 году юго-восточной границей Мещанского поселка была улица Пензенская.

К слову, для топонимики Мещанского поселка улицы, названные в честь городов, не редкость. Здесь имелись Московская, Тверская и Астраханская.

На следующем снимке дана панорама прилегающего к улице Владимирской района с обозначением маршрутов трамваев (красные линии) и троллейбусов (синие линии) по состоянию на 1965 год.

ФОТО-11-Владимирская-1965-транспорт

В те времена маршруты сильно отличались от нынешних.

Так, 5 ноября 1957 года, к очередному юбилею Октября был открыт троллейбусный маршрут № 9.

ФОТО-12-Владимирская-троллейбус № 9

Он шёл от кинотеатра «Искра» (де-факто – от городского кладбища, но не напишешь же так о маршруте!) извилистой дорогой через посёлок Кузнецова и далее по Владимирской улице (на отрезке от Кирпичной и до Коммунистической). Конечной точкой «девятки» была площадь Революции.

А годом ранее, и тоже к годовщине Октября, от известного на весь город «шестого тупика» до Клинических больниц был продлён и трамвайный маршрут. Его трасса пересекала Владимирскую по Пензенской, причём после этого трамвай № 6 и троллейбус № 9 некоторое время шли параллельными курсами. Мне доводилось видеть подобную картину в начале 80-х годов из окна трамвая, когда улицу Пензенскую ещё не успели застроить высотными домами. Строительство микрорайонов уничтожило множество улиц бывшего Мещанского поселка, но их названия нам, к счастью, известны.

На следующем снимке наблюдается Владимирская на отрезке между улицами Коммунистической (красная линия) и Пролетарской (белая линия).

1. Жёлтая линия — улица Бебеля. Названа в честь Августа Бебеля – одного из лидеров германского рабочего движения. Когда-то в доме №2 по улице Бебеля располагалось Дорожное управление Горисполкома Куйбышева. После застройки высотками этот дом уцелел, получил №17 по улице Коммунистической, и сейчас там размещён департамент городского хозяйства и экологии.
2. Зеленая линия — улица Декабристская (как правило, отмечается на современных картах, но ни одно здание не имеет по ней адреса).
3. Синяя линия — улица Столбовая (исчезла).
4) Фиолетовая линия — улица Чернореченская.
5) Черная линия — улица Пушкинская (исчезла).

ФОТО-13-Владимирская-до Пролетарской

К слову, в 2007 году, когда в Самаре решили увековечить память Пушкина, одной из улиц, которая могла быть переименована в честь великого поэта, была как раз Чернореченская. За близость к утраченной Пушкинской. Но судьба распорядилась иначе. Почему в честь Александра Сергеевича была переименована часть улицы Братьев Коростелевых, читайте здесь.

Теперь переходим к следующему снимку, где Владимирская присутствует на отрезке от улицы Пролетарской (белая линия) и до Кирпичной (голубая линия). Обратите внимание на то, что благодаря наличию троллейбусного маршрута улица Владимирская чётко выделяется своим асфальтом на фоне своих менее «продвинутых» улиц-соседок.

1. Красная линия — улица Городская (исчезла).
2. Желтая линия — улица Озёрная (исчезла), с 1964 по 1986 год именовалась улицей Ивана Булкина.
3. Зеленая линия — улица Сызранская, ныне — проспект Карла Маркса.
4. Синяя линия — улица Аксаковская.
5. Фиолетовая линия — улица Салтыкова-Щедрина (как правило, отмечается на современных картах, но ни одно здание не имеет по ней адреса).
6. Черная линия — улица Тверская.
7. Оранжевая линия — улица Пензенская.

ФОТО-14-Владимирская-до Кирпичной

К слову, те самые братья Кузнецовы жили как раз в этом районе Мещанского поселка. Александр — на улице Городской, 39, а Василий — на Аксаковской, 69. Подробности их биографии читайте здесь.

В левой части спутникового снимка изображён оранжевый крестик. На этом месте (пересечение тогдашних улиц Урицкого и Тверской, а ныне это остановка «Крымская площадь») когда-то и располагался «шестой тупик». Дело в том, что старые трамваи напоминали современные локомотивы – у них имелись кабины по обеим сторонам вагона. Для разворота в конечной точке маршрута им не требовалось кольца, а было достаточно тупика. Для образца – трамвайный тупик у самарского ЖД вокзала.

ФОТО-15-Владимирская-образец тупика и маршрут № 6

Осенью 1926 года к имеющимся в городе пяти трамвайным маршрутам было решено добавить шестой, который соединил бы Самару с Закладбищенским поселком. Было предложено четыре варианта для трассировки шестого маршрута. Выбран был тот из них, который изображён в правой части коллажа. После этого и родилось выражение «убыть в шестой тупик», означавшее поездку на кладбище в один конец и являвшееся аналогом современного «на Рубёжку».

На следующем снимке среди частного сектора можно различить застройку в два этажа.

ФОТО-16-Владимирская-дома в два этажа

В красном кружочке находятся восемь жилых домов, которые успели попозировать на фото перед своим сносом.

В жёлтом кружочке находится дом по Владимирской под нынешним номером 31А.  Согласно публичной кадастровой карте, это здание было построено в 1910 году. Там располагалась сначала женская гимназия, а после революции — школа, которая несколько раз меняла свои номера: 22, 39, 131. После распада СССР там находился медицинский лицей, а сейчас размещён лицей «Классический».

В списке выявленных объектов культурного наследия это здание проходит как «Здание школы в Мещанском поселке» (арх. Д.А.Вернер). Приятно осознавать, что даже за чертой исторического центра есть здания, спроектированные известными архитекторами. К слову, практически идентичное здание расположено неподалеку — на улице Пролетарской, 100.

Завершая рассказ об улице Владимирской образца 60-х годов, стоит сказать о том, что после её пересечения с улицей Кирпичной и ухода троллейбусного маршрута обозреваемая улица Владимирская превращалась в эдакую «козью тропу», теряющуюся в недрах посёлка Кузнецовых. Нумерация домов по нечётной стороне обрывалась на числе 67, а по чётной стороне — на 130.

1978samara

Новые страницы истории улицы стали писаться с 1976 года, когда под застройку будущего IV Мичуринского мкр. (в границах улиц Владимирской, Мичурина, Дачной и Чернореченской) был зачищен здешний частный сектор. В первый день 1977 года газета «Волжская коммуна» обозначила планы строительства.

ФОТО-20-Владимирская-ВКа-1977-01-01-про будущий IV Мич.мкр.

Чётная сторона улицы Владимирской, ставшая границей микрорайона, застраивалась домами на изрядном отдалении от проезжей части улицы. Сейчас в промежутке между домами и тротуаром мы можем обнаружить гаражи, стоянки, мини-рынки и даже высоковольтную ЛЭП.

В 1977 году был застроен отрезок Владимирской от Мичурина до Коммунистической, в 1978 году дошли до Чернореченской, а в 1979 году (уже на территории V Мичуринского мкр.) появились девятиэтажные дома и в районе проспекта Карла Маркса.

К слову, на пересечении упомянутого проспекта и улицы Владимирской пару лет назад планировали построить одну из станций Второй линии самарского метрополитена. Что любопытно, ее название — «Клиническая».

В областной и городской прессе тех лет часто писали про Мичуринские микрорайоны, но при этом Владимирская, как правило, не попадала в кадр фотокорреспондентов. Удалось найти лишь одно фото 1979 года с домом, приписанным к Владимирской – это дом №40 (красная стрелка). Жёлтая стрелка указывает на здание старой пожарной части 1914 года постройки.

ФОТО-22-Владимирская-ВЗя-1979-11-21-фото из V Мичур.мкр.

На жизнь этого района в те годы оказывали своё влияние два события – это собственно само многоэтажное строительство IV и V Мичуринских мкр., а также строительство Привокзальной отопительной котельной. В марте 1978 года был временно прерван маршрут троллейбуса №9.

ФОТО-23-Владимирская-ВЗя-1978-03-18-застройка на Арцыб. и трол. № 9

Потом его возобновили, но в 1983 году линию ликвидировали окончательно, так что сейчас по улице Владимирской ходят только «маршрутки» и автобус №13, следующий в Запанской.

В те же годы были пущены троллейбусы по улице Коммунистической (мимо будущего «Золотого яблока») и переведены трамваи с Пролетарской на Чернореченскую. Окончательно чётная сторона Владимирской (вниз от Пензенской) была застроена в 1984-1985 гг., с её продлением до улицы Безымянной, а там и до Ново-Урицкой всего 50 метров пути.

Владимирская, 48
Торец дома Владимирская, 48

Нечётная сторона Владимирской застраивалась более пёстро – хозспособом. Здесь были выстроены жилые дома для работников Куйбышевской железной дороги (Владимирская, 21)…

ФОТО-25-Владимирская-угол с Чернореч.

и Средневолжского станкостроительного завода (Владимирская, 7).
ФОТО-26-Владимирская-нечётная сторона

В 1988-1989 годах началось строительство района, примыкающего к улицам Владимирской и Урицкого. В частности, там активно возводились дома новой поволжской серии с круглыми лоджиями.

Обратите пристальное внимание на найденную Евгением заметку «Микрорайон расширяет границы» из газеты «Волжская заря» за 12 мая 1987 года. В ней — грандиозные планы по развитию поселка Кузнецовых. В частности, планировалось перенести трамвайную линию с улицы Пензенской за пределы микрорайонов. Куда, впрочем, не уточняется.

По чётной стороне улицы Владимирской обозначилась другая «фишка» тех лет – точечная монолитная застройка (дома №№ 46А и 46Б).

ФОТО-29-Владимирская-монолитное стр-во

Строительство новых домов на обозреваемой улице продолжилось и после распада СССР – в частности, это дома №№ 37А, 41А, 43А. В настоящее время наконец-то взялись за долгострой на углу Владимирской и Карла Маркса.

Владимирская-Самара

И можно предположить, что это будет не самое последнее новое здание, возводящееся на Владимирской.

Bonus-track

№1. Главная достопримечательность улицы Владимирской в 1991 году.

№2. Карта микрорайонов, граничащих с улицей Владимирской.

Серый — IV Мичуринский микрорайон.
Розовый — V Мичуринский микрорайон.
Голубой — I микрорайон поселка Кузнецовых.
Зеленый — II микрорайон поселка Кузнецовых.
Красный — III микрорайон поселка Кузнецовых (проектировался, но не был построен в советское время).

Микрорайон Кузнецовых

Другие материалы спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте