НУЛЕВОЙ МАРШРУТ

Институт города о развитии транспорта и уличной сети Самары

 978

Автор: Редакция

ДГ продолжает публиковать концепцию развития исторического центра Самары. Сегодня расскажем о конкретных предложениях, которые институт города приготовил для того, чтобы поднять эффективность транспортно-уличной сети старой Самары.

В центре города должны быть созданы комфортные условия для передвижения на общественном транспорте, велосипедистов и пешеходов. Для удобства последних создается бульварная зона, а по улицам с активным пешеходным трафиком сократят движение частного транспорта. Разработана схема перехватывающих парковок с возможностью аренды велосипедов, а водный транспорт станет частью городской транспортной системы. Внедрение этих предложений в конечном счете позволит экономить время при перемещении по городу на любом из видов транспорта.


Слоган подсистемы – «Играют нулевой и одиннадцатый», что означает, что при разработке транспортной подсистемы приоритеты должны отдаваться организации пешеходного движения внутри исторической среды.

Ресурс подсистемы определяется достоинствами существующей планировочной сетки кварталов с шириной всех улиц 25 метров. Подобная сеть равномерно распределяет потоки личного и общественного транспорта, не создавая проблемы до того момента, пока не предпринимаются проекты, резко изменяющие характер среды (мост, жилой высотный район, ТРЦ).

Ресурс транспортной модели исторической среды характеризуется достаточным количеством общественного транспорта, но его распределение неравномерно. Например, количество маршрутов речного пассажирского транспорта в районе исторической среды сократилось на 80%. Пешеходное движение активно развивается в старом городе, но модель размещения пешеходных зон не согласуется с эпицентрами активности. Трамвайный маршрут, несмотря на сокращение линий, продолжает активно использоваться. Развитие метрополитена происходит по двум возможным сценариям: от строящейся ветки к вокзалу или новый маршрут, достигающий будущей набережной Самары.

Несмотря на комфортную уличную сеть, профили улиц требуют усовершенствования, а остановки общественного транспорта должны быть существенно перестроены на безопасной основе. Особую проблему составляет отсутствие регулируемых парковок и велосипедных маршрутов.

Задачи стратегии пространственного развития вытекают из анализа ее ресурсов. К числу ключевых задач относится организация «нулевого маршрута» — кольцевого движения автобуса по периметру исторического ядра с пересечением организационных пересадочных узлов и перехватывающих парковок.

Среди запускающих и вариативных проектов стратегии, кроме «нулевого маршрута», — разработка системы велосипедного движения, пунктов проката, усовершенствование типологии улиц (корректировка профилей). Разработаны предложения по 6 вариантам улиц с разным соотношением транспортных систем и систем безопасного взаимодействия с транспортом. Оптимизирована схема маршрутов речного пассажирского транспорта. Все маршруты общественного транспорта сведены в единую модель и снабжены парковками-перехватами. Оптимизация транспортной подсистемы исторической среды существенно улучшит качество остальных подсистем.

Авторы: Евгения Репина, Сергей Малахов, Александр Гниломедов, Виталий Стадников, Екатерина Полякова, Елизавета Черникова.