ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ!

Tоп-10 экспонатов Поволжского музея железнодорожной техники

 554

Автор: Андрей Артёмов

.

,

В Самаре насчитывается около 30 общедоступных музеев, львиная доля которых концентрируется в историческом центре. Но и у рабочих окраин есть свои, пусть и немногочисленные козыри.

Старшим из них, выражаясь языком картежников, безусловно является Поволжский музей железнодорожной техники, расположенный на улице Литвинова. Несмотря на удаленность от крупных жилых массивов, самарцам он известен достаточно хорошо, во многом потому, что регулярно участвует в акции «Ночь музеев».

Для тех, кто по каким-то причинам еще не бывал в музее железнодорожной техники, мы представляем десятку, на наш взгляд, самых интересных экспонатов его коллекции. Сразу же оговоримся, что рассматривать мы будем только паровозы и тепловозы, т.е. непосредственно технику. Но не забывайте и об отдельной экспозиции в административном корпусе музея.

Станция Дашково

Это деревянное здание родом из Пензенской области некогда служило вокзалом на станции «Дашково» Моршанско-Сызранской железной дороги. Мы не удержались и сделали здесь несколько фотографий.

Особое наше внимание привлек сейф, некогда стоявший в здании Управления Куйбышевской железной дороги на Комсомольской площади.

Интересна и книга почетных гостей. В ней есть и записи, сделанные посетителями музея из других стран, и автографы самарских селебрити. Например, Георгия Спивачевского, председателя комитета по телевидению и радиовещанию, и Олега Атькова, космонавта, Героя СССР, впоследствии работавшего в структурах РЖД. Человек, открывавший Поволжский музей железнодорожный техники в 2010 году. К слову, посетили его с той поры более 200 тысяч человек.

Ну а теперь переходим непосредственно к железнодорожной технике.

Пассажирский паровоз серии П36

Внешний вид этого паровоза безусловно внушает уважение. Чего только стоят почти двухметровые колеса. Именно этот красавец в 1950-1970-х годах работал с пассажирскими поездами дальнего следования на главных линиях железных дорог СССР.

Пассажирский паровоз серии П36

Его максимальна скорость — 125 километров в час. П36 стал последним пассажирским паровозом, выпускавшимся в СССР.

Электропоезд Сд 035

Эта модель родом из подмосковных Мытищ и появилась на свет в 1933 году. В начале войны электропоезда Сд с Ярославской железной дороги были отправлены в Куйбышев. Тогда остро стояла проблема связи старой Самары и Безымянки, которую не могла решить даже построенная в ноябре 1941 года трамвайная линия.

Электропезд Сд 035

В итоге 9 марта 1944 года была начата электрификация 13 километрового участка Куйбышев-Безымянка, который был введен в эксплуатацию 7 ноября 1944 года. По нему курсировали 25 электричек, которые перевозили до 50 тысяч пассажиров в сутки.

Грузовой паровоз серии Е(а)

В простонародье именуется «американцем», так как строили их в США и поставляли в 1943-1945 годах в Советский Союз по ленд-лизу. Для ускорения производства янки взяли за основу разработанный еще в 1915 году русскими инженерами паровоз серии Е(л). Да, в Первую мировую паровозы по заказу Российской империи строили в США.

Грузовой паровоз серии Е(а)

Что касается серии Е(а), их в СССР было поставлено без малого 1622 штуки. По мере появления все более совершенных моделей «американцев» отправляли «в ссылку» на железные дороги Сибири и Дальнего Востока. На главных линиях они работали до середины 1960-х годов, а на маневровой работе прослужили еще десятилетие.

Пассажирский электровоз серии ЧС-4

Еще один заграничный гость, на сей раз из Чехословакии. Изготавливались эти электровозы в столице чешского пивоварения, городе Пльзень, на заводе Шкода. В СССР их было поставлено 230 штук.

Пассажирский электровоз серии ЧС-4

Дизайн кузова принадлежал чешскому дизайнеру Отакару Диблику, что естественно сказалось на внешнем виде электровоза. Кабина машиниста и обшивка кузова была выполнена из стеклопластика, также была увеличена поверхность окон.

Первый скоростной электропоезд ЭР200

А это один из самых молодых экспонатов музея. ЭР200, стоящий на улице Литвинова, был построен в 1988 году, а вот его проектирование началось тридцатью годами ранее.

Первый скоростной электропоезд ЭР200

Постройку первого электропоезда ЭР200 Рижский вагоностроительный завод закончил в 1974 году. Это был «Сапсан» времен развитого социализма: максимальная скорость 200 км/ч, 14 вагонов, два из которых оборудованы буфет-барами.

Многое роднило ЭР200 с авиацией. Его кузов изготавливался из легких сплавов «крылатого металла» — алюминия, форма головных вагонов выбиралась из расчета минимального аэродинамического сопротивления движению, а кресла авиационного типа с откидными спинками могли разворачиваться на 180 градусов.

Регулярная эксплуатация ЭР200 началась 1 марта 1984 года. Он курсировал между Ленинградом и Москвой. Свой последний рейс ЭР200 провел в феврале 2009 года, успев за свою трудовую жизнь перевезти более двух миллионов пассажиров.

ЛВ-0268

Паровозы этой модели стали строить в 1952 году на Ворошиловоградском заводе (Ворошиловград — советское название Луганска).

IMG_3246

Паровозы серии Л железнодорожники прозвали Лебедянка или Лебедь, в честь спроектировавшего их инженера Льва Лебедянского. В 1950-х годах считался одним из самых совершенных советских паровозов. Всего их было изготовлено 512 штук.

Специальный вагон-кухня мобилизационного резерва

Этот, на первый взгляд невзрачный, экспонат был построен в 1951 году в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе».

Специальный вагон-кухня мобилизационного резерваСпециальный вагон-кухня мобилизационного резерва

Вагон-кухня был оборудован печью «Нарпит», шестью котлами для варки «ОПК-250″ объемом в 250 литров, двумя баками для воды емкостью 1650 литров и поварскими столами. Работали в нем шесть человек, которые могли обеспечить питанием до тысячи бойцов в одну смену.

Тепловоз ТГК2

Это приземистый крепыш был построен на Калужском машиностроительном заводе в 1962 году. Он был более мощным и сильным, чем его родственники из семейства ТГК, и предназначался для работы на путях промышленных предприятий и в качестве маневрового локомотива на станциях с максимальным весом прицепного состава до 700 тонн.

Тепловоз ТГК2

Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3

Эта восьмидесятитонная махина была построена в 1987 году на Кировском заводе имени 1 мая. Он может побороть снежные заносы высотой до 4,5 метров, а дальность отбрасывания твердых атмосферных осадков достигает 50 метров.

Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3

До выхода на заслуженный отдых этот снегоочиститель работал на участке Бугульма — Круглое поле.

Транспортная мотодрезина ТД-5

Чудо инженерной мысли, прозванное в народе «бешеной табуреткой». Мотодрезина ТД-5 могла принять на борт 6 человек, общей массой не более 500 килограмм.

IMG_3376

А пламенный мотор от мотоцикла мог разогнать ее до скорости в 50 километров в час.


Поволжский музей железнодорожной техники

Адрес: улица Литвинова, 332а
Ближайшая остановка транспорта: Железнодорожный музей
(автобусы №№ 7,8,12,27,75 / Маршрутки 27к, 123, 124к, 126, 131, 217, 253, 474, 480)

График работы:
вторник-суббота с 9.00 до 17.00

Стоимость посещения музея — 90 рублей.
Для пенсионеров, школьников и студентов — 30 рублей.
Экскурсионное обслуживание — по предварительной записи.

Телефоны: 303-75-00, 303-75-01


Фотографии: Максим Федоров

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments