ВОКРУГ ДА ОКОЛО

Крюк для бешеной собаки: веломаршрут из Рождествено в Подгоры через Торновое

 4 695

Автор: Евгений Нектаркин

.


,

Мы продолжаем проект, в котором рассказываем о городах и весях Самарской области. Об истории, значимых событиях и о том, как живут люди.

Каждый раз партнёром поездки выступает компания МТС, которая снабжает нас связью и гаджетами. Мы тестируем скорость мобильного интернета в местах, где бываем, и делимся результатами.

На этот раз экспедиционный корпус ДГ отправился на правый берег прокладывать веломаршруты по Заволжью. Кататься по гладкому асфальту из Рождествено в Подгоры давно наскучило, поэтому мы устроили славную покатушку по грунтовым дорогам вдоль подножья Жигулёвских гор. Из 43 километров кругового маршрута Рождествено — Торновое — Подгоры по асфальту проехали чуть больше 10 километров. Этот маршрут нельзя назвать экстремальным, но физическая подготовка, а также готовность преодолевать определённые трудности необходимы.


Общая информация

Из Самары в Рождествено можно добраться как минимум тремя путями: на “Омике” от речного вокзала, на катерах от Ульяновского спуска и на пароме от Октябрьского. Теплоходы “Ом” совершают рейсы ежедневно каждый час с 6:00 до 21:00, а по пятницам, субботам и воскресеньям до 22:00. Расписание на летнюю навигацию лежит по ссылке. Время в пути — полчаса с учётом остановки на Проране. Билет стоит 60 рублей. Перевозка велосипеда, как и перевозка багажа или кошки, стоит 40 рублей.

Переправить на “Омике” велосипед можно, превратив его в ручную кладь и понравившись билетёрше (капитану). С первым пунктом справится даже школьник — ловким движением руки снимается переднее колесо и вел упаковывается в большой пакет для мусора. А вот с “фейс-контролем” могут возникнуть проблемы даже у велосипедистов с богатым жизненным опытом.

Билетёрше и капитану вы и ваш “велопакет” однозначно не понравитесь в пиковые рейсы. По выходным утром и вечером трюм “Омика” превращается в консервную банку с дачниками в собственном соку. Велосипедисты лишние на этом празднике жизни, считают капитаны, и, возможно, они правы. Частные катера работают с 6:30 до 20:00, в выходные — до более позднего времени. Оправляются по мере наполнения пассажирами. Проезд — 100 рублей, с велосипедом — 200. Время в пути около 10 минут. Телефоны перевозчиков смотри по ссылке.

Паромная переправа с Октябрьского спуска — развлечение для слоупоков, которым некуда спешить, и велосипедистов из отдалённых районов — не нужно пилить через весь город в центр. Расписание не очень удобное: первый рейс в Рождествено отправляется в 8:00, следующие — через каждые три-четыре часа. Самый поздний рейс обратно по пятницам и воскресеньям в 19:00. Билет пассажир+вел обойдётся в 111 рублей — совсем недорого за речную прогулку и возможность любоваться волжскими видами и панорамой Самары. Длительность прогулки около 45 минут.

В Рождествено работают три проката, так что покатушку по Заволжью можно устроить, не имея своего велосипеда, оно так и дешевле и хлопот меньше. В выходные летом байк лучше бронировать заранее, иначе можно полдня провести в очереди, ожидая, пока кто-нибудь, укатавшись в хлам, уступит вам прокатный транспорт. Кроме велосипеда в прокате можно получить моральную и техническую поддержку, карту и даже экскурсовода. Нашим гидом по Самарской Луке согласился стать Анатолий Бурнашев, владелец проката LukA.Bike.

Отправляясь на правый берег, не стоит забывать о правилах дорожного движения — как минимум не занимайте всю проезжую часть, и технике безопасности — очки, шапочка, это вот всё. Защитный крем от велозагара, конечно, не спасёт, а вот репелленты помогут избавиться на привале от комаров и прочих тварей. Кстати, почему никто до сих пор не придумал объединить крем от загара со средством от комаров?


Рождествено

avdeychev-photo-7458

С наступлением велосезона мы бываем в Рождествено с регулярностью чаще, чем раз в месяц. О достопримечательностях и истории села можно почитать в апрельском велогиде по Заволжью и в фоторепортаже об экскурсии. Нагуглить свой маршрут можно прямо на пристани, если вы по какой-либо причине не сделали это дома — скорость мобильного интернета МТС в Рождествено — 8,5 Мб/с позволяет.

А мы поспешили скорее выбраться из села. От пристани поднялись до базарной площади, где заправились водой и провиантом. Полуторалитровая баклажка, перевернутая вверх дном, отлично входит в держатель для воды. Только не берите газированную — после хорошей встряски сложно будет её достать из держателя.

После базара свернули на Совхозную и проехали мимо архитектурных достопримечательностей Рождествено — «Дома с мезонином», Рождественского храма, пожарной части — бывшей конюшни и водонапорной башни. Через Рождественский сельскохозяйственный техникум выехали на улицу Шоссейную и прокатились до спиртзавода. Между прочим, здание техникума — это бывший барак для сезонных рабочих завода, построенный незадолго до революции 1917 года. К сожалению, возводить такие крепкие и красивые здания в России разучились, а вот традиция строить малопригодные для проживания бараки прижилась.

Размышляя о нелёгком особом пути, по которому в неизвестном направлении движется наша страна, мы развернулись в обратную сторону и проехали метров 300, чтобы по Парниковой улице выехать на просёлочную дорогу. Первый перегон в четыре с небольшим километра проходил по пустынному полю среди заросших кустарником и травой прудов-отстойников, в которые когда-то сливали барду — отходы производства спирта.


Вал деревни Новокараульной и новинковские курганы

avdeychev-photo-7490

Первая наша цель — это вал деревни Новокараульной. Эта деревня возникла в середине XVII века чуть западнее села Рождествено и выполняла роль караульного поста. В начале XIX века деревня сгорела, а её жители переселились в деревню Борковку, в пяти километрах западнее, которая с тех пор стала называться Новинками.

Доехав до асфальтового перекрёстка дорог на Торновое и Шелехметь, нужно вернуться на 200 метров в сторону нефтеперегонной станции, которая послужит хорошим ориентиром. Вал начинается у станции — GPS координаты 53.246136 49.99127. Остатки укрепления высотой два метра и длиной около сотни хорошо видны не только на местности, но и на онлайн-картах. Именно по карте нашел этот исторический вал исследователь Самарской Луки Андрей Шепелев. Проверить работу онлайн-сервисов можно на месте — мобильный интернет МТС работает стабильно на уровне 4,5 Мб/с.

Держим путь на Торновое, двигаемся по хорошей асфальтовой дороге между двух полей, ещё не паханных в этом году. В полях с обеих сторон от дороги выделяются курганы — древние могильники, датированные VII-VIII веками. По наиболее исследованному кургану у села Новинки они классифицируются археологами как “новинковский” тип могильников. Памятники принадлежали кочевым племенам болгар, поднявшимся на среднюю Волгу из Приазовья. Диаметр курганов 10–16 м, высота — около одного метра. При строительстве курганов использовались камни, что спасло эти древние ритуальные сооружения от распахивания в советские годы.

Анатолий Бурнашев, житель села:

— Существует легенда, что именно на этом поле под Торновым состоялась так называемая Баранья битва — сражение между булгарами и армией Субэдэя и Джэбэ, в котором монголы потерпели поражение. Осенью 1223 года после битвы на Калке, завершая четырехлетний поход, монголы пошли на Волжскую Болгарию. Узнав о приближении войска, булгары построили фортификационные сооружения, заманили неприятеля в ловушку и разгромили его войско, окружив со всех сторон. В плен было взято огромное количество монгольских воинов, которых булгары обменяли на баранов по курсу один к одному. К сожалению, эта легенда не получила подтверждения археологическими находками — оружия здесь не нашли.


Торновое

avdeychev-photo-7598

Следующая цель — гора Эрке-Пандо (Озёрная гора), на склоне которой расположено село Торновое. Известный исследователь Самарской Луки Юрий Рощевский сообщает, что по легенде Торновое основал аксакал, мордвин дедушка Тюфтень в 1563 или 1564 году. Он был беглым, «от природы Стеньки Разина», то есть разбойник. К нему присоединились 12 мужиков. Среди них — КуркА и ПличчИ (ударение в именах на последнем слоге)”.

Мордва на Самарской Луке в отличии от русских предпочитала селиться на окраинных укромных местах на границе леса и степи, рядом с горами. Селяне жили лесом — занимались бортничеством, собирательством ягод и грибов и охотой на дикого зверя — лося, кабана, косулю.

Оксана Бурнашева, жительница села:

— Сажать сады в селе стали относительно недавно — зачем сажать яблони, если они сами по овражкам растут? Птички разносят, коровки удобрят. Наша соседка теть Валя — из старожилов, как идёт по грибы и яблоки собирает. Так и говорит, там-то сладкая яблоня, и там-то, а под горой не уродилась в этом годе. Она ходит в лес, как в свои угодья.

— Здесь на каждом выступе Жигулёвских гор городище стояло, а под городищем — селище. Место это очень древнее, нажитое. Даже после орды, когда все вокруг обезлюдело, в наших краях стали селиться раньше. Место укромное: чуть что — сразу в лес и ищи-свищи. Даже в царские времена шибко боялись прижимать торновских. Сколько им не чего ни пиши, сколько в лес ходить ни заказывай, сколько черкесов ни присылай из Рождествено, наши промышляли в лесу своими делами, кто бортничал, кто лес воровал. Всё копеечка мужику, всё приработок.

Торновое уютно расположилось под горой Эрке-Пандо, на крутых склонах которой растёт немало торна — кустов с синими ягодами, отдаленно напоминающими сливу, давшего название селу.

К дереву в культуре мокшан особое отношение. Юрий Рощевский интересно описывает празднование Святой Троицы в Торновом:

“Церкви здесь никогда не было. За благословением ходили к священнику в Новинки. Все село отправлялось на общинную молельную поляне, посреди которой рос огромный старый раскидистый вяз. Его называли Девичьим. Здесь проходила кульминация праздника. Женщина-кашевар готовила праздничный обед и варила на всех Девичий квас и Девичье пиво.

Бабка-колдунья подходила к вязу. Поодаль полукругом вставали девушки. Еще дальше, на некотором расстоянии от них — гурьба холостых парней. В стороне от молодёжи разводили костер. Здесь, на рогатинах и перекладине, в котлах замужние женщины готовили обрядовый обед. Для этого здесь же резали барана, варили суп и молочную кашу.

Молились только молодые и колдунья. Девушки и парни вымаливали себе на год здоровья, хороших женихов и невест. О чем при этом шептала колдунья, никто толком не знал.

После молитвы все усаживались возле расстеленной на земле белой скатерти (полога) и начинался обед. Складывали недоеденное в телегу и шли в деревню к Троицыным садам, где гулянка продолжалась с песнями и танцами”.

Многие традиции в Торновом ещё живы. Анатолий Бурнашев рассказывает, что до сих пор на праздник Троицы окна домов украшают кленовыми ветками (по русскому обычаю, принято украшать иконы и окна домов березовыми ветвями, — прим. ред.).

Чтут местные жители Проводы Пасхи — Красную горку. В первое воскресенье вслед за Пасхой собираются сельские старожилы, человек 20-30. Поют, пляшут, палят из ружей, бросают монетки в траву.

Анатолий Бурнашев:

— Мы проводим в Торновом Масленицу с 2010 года. Приезжают в основном городские — активная молодежь. Несмотря на то, что гуляем по традиции без алкоголя, игры получаются буйные и задорные — праздник в сугробах, на ветру, у костра. А в прошлом году провели еще и «Детскую Масленицу на Самарской Луке» — насколько я знаю, единственный такой праздник в округе.

На улицах Торнового, прямо скажем, пустынно, за полтора часа, проведённых в селе, мы встретили одного человека в магазине. Да, в Торновом есть магазин, в котором можно пополнить запасы воды, еды и чего угодно. Со слов Анатолия, в селе на 300 дворов, постоянно живёт не более сотни человек. Расположенное на крутом склоне горы, в тупике, на удалении от Волги село не пользуется популярностью у любителей загородного отдыха, а поэтому за пост советское время Торновое почти не изменилось — деревянные дома с простенькой резьбой, крылечки, закрывающиеся на калитку, погреба, похожие на хоббитские жилища. Здесь не строят коттеджи и загородные резиденции, а селятся в основном романтики — энтузиасты, как Анатолий и Оксана, уставшие от городской пыли и суеты.

Поднявшись по довольно крутому склону на гору (местами крутизна подъёма достигает 45 градусов), мы устроили небольшой привал. С горы отрывается роскошный вид на Самару и Волжскую пойму. Но засидеться не получилось — место открыто всем ветрам и полуденное солнце торопило в дорогу. Отведав козьего молока, мокшанских лепешек — кокурки и мокшанских же сказок в исполнении Анатолия и Оксаны, мы двинули в путь.

Кстати, скорость мобильного интернета на горе 2,16 Мб/с позволяет нагуглить ЖЖ этнографа Юрия Рощевского и почитать сказки Самарской Луки в его пересказе.


Торновое-Подгоры

avdeychev-photo-7634

Следующая цель — Ильинский источник в Заволжском мужском монастыре, у Подгор. Хотя в этом случае настоящей целью пути была не точка на карте, а разведка этого самого пути — очень хотелось проехать вдоль подножья Жигулёвских гор от Торнового до самых Подгор.

По улице Некрасовской пересекаем село с запада на восток. За окраиной наша грунтовка внезапно уходит под воду — по случаю половодья образовалось озеро. Огибаем озеро с юга, ориентируясь на линии ЛЭП. Дальше всё просто — дорога петляет вдоль кромки Жигулёвских гор, которые всегда по левую руку, иногда ныряет во влажный и тенистый лес, в котором бы отдохнуть от палящего солнца, но дикие комары гонят нас на пекло. С правой стороны запрошенные колхозные поля, заливные луга и земляничные поляны ещё не тронутые легендарными собирателями из Торнового — ближайшие 10 километров никуда не сворачиваем.

При этом, несмотря на то, что дорога шла под горой, мобильный интернет МТС на протяжении всего пути был на уровне 2-3 Мб/с. Более чем достаточно для подгрузки карт в навигатор — заблудиться невозможно даже при особом желании.

Путь проходит по территории нацпарка “Самарская Лука”, путёвку можно оформить в участковом лесничестве, которое находится на окраине Торнового, либо в любом другом месте, при встрече с сотрудниками нацпарка. Цена вопроса — 50 рублей. Прейскурант услуг нацпарка по ссылке.

Примерно через 10 километров пути оказываемся у развилки в поле, которое местные зовут Жареным бугром, с координатами 53.318853 50.085089, выбираем дорогу, ведущую на северо-восток, и через два километра оказываемся у ворот Заволжского мужского монастыря.


Ильинский источник

avdeychev-photo-7652

Источник находится в бывшем яблоневом саду у подножия горы Плаксиха, северо-восточнее села Подгоры. В 2003 году здесь был основан монашеский скит, преобразованный позже в Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня. Монастырские владения разделены на две части. На территории, доступной для посетителей, расположена деревянная церковь, построенная по проекту самарского архитектора Николая Жоголева в традициях северного теремного зодчества, кельи монахов и мозаичная икона пророка Илии, купель и сам источник.

Летом и по выходным здесь бывает довольно многолюдно, посещение монастыря входит во многочисленные экскурсионные и паломнические программы — у купели выстраивается очередь из желающих окунуться. Нам в этом смысле повезло, после довольно утомительного и насыщенного путешествия удалось посидеть в тишине, подобно монахам, наслаждаясь этой тишиной и созерцая красоту места. Но суетный ум взял своё — ради любопытства измерили скорость интернета — мобильный интернет в монастыре есть —2,8 Мб/с.

Пополнив запасы родниковой водой, мы отправились домой — впереди ещё 10 километров асфальта от Подгор о Рождествено — самого простого и одновременно сложного участка пути, поскольку силы были уже на исходе.

Кстати, по выходным в Подгорах работает кафе “Велоприют”, в котором всегда можно сделать остановку. В “Велоприюте” варят натуральный кофе, угощают самодельным мороженым, заваривают ароматный чай на травах, собранных в окрестностях, пекут пироги и делают молочные коктейли. Тем, кто выбился из сил, предоставляют услуги велоэвакуатора.

Ещё один привал, ароматный зелёный чай с чабрецом и последний рывок до Рождествено. Через 40 минут мы, как водится, счастливые и обессиленные, сидели на корме «Фариды Муртазиной», отплывающей в Самару.

avdeychev-photo-7724

Фото: Алексей Авдейчев