ИЕРУСАЛИМ НА ВОЛГЕ

Фоторепортаж с «Прогулки со смыслом» по еврейской Самаре в 15 остановках

 2 234

Автор: Евгения Волункова

Вечер минувшей пятницы некоторые самарцы провели в компании экскурсовода ДГ Андрея Артемова, который водил их по еврейской Самаре. А если точнее, по местам нашего города, в которых сосредоточена история еврейского народа.

Если вы пропустили прогулку, но тема очень уж заинтересовала, этот текст — для вас. Мы собрали сжато все истории, звучавшие на экскурсии. Здесь и чудесный рассказ про юродивого Пиню Гофмана, и про самарские синагоги, и о том, как потихоньку евреи заселяли Самару. В общем, читайте!


 Остановка 1: синагога

Прогулка началась с синагоги на улице Садовой. Здание, включенное в список 10 лучших синагог мира, строилось с 1904 года по 12 августа 1908 года. Вторая по размеру в Европе синагога была рассчитана на 1000 человек. Спроектированная в псевдомавританском стиле, она напоминала по форме ковчег, расчлененный на три нефа — два боковых и центральный, превосходящий их по величине. Центральный неф завершается куполом с расположенной на нем шестиконечной звездой.

Синагога просуществовала как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 года она  была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х годов.

В мае 2008 года на реставрацию синагоги было выделено 120 млн рублей. Как были использованы эти средства, неизвестно.

Остановка 2: Садовая, 52 — синагога «Ор Эсраэль» 

Следующее историческое место — синагога «Ор Эсраэль» , открывшаяся в 2008 году и принадлежащая к направлению литовского иудаизма.

В реестре памятников культурного наследия этот здание значится как дом Сергея Осиповича Лаврова. Он интересен тем, что его второй женой была родная сестра матери Владимира Ильича Ленина. Звали ее Софья Александровна Бланк (Мария – мать Ленина).

1 января 1881 года Сергей Лавров начал работу членом Самарской губернской земской управы. В 1893 году он стал её председателем. В 1891 году он добился выделения средств для строительства гавани, мощения улиц, устройстве дамбы в Самаре, что было высоко оценено его коллегами.

Остановка 3:  сквер Высоцкого

Известно, что в роду великого русского поэта и актера были евреи — его деда звали Вольф, а прадеда Шлиом. Иногда в своих песнях Владимир Семенович поднимал тему антисемитизма, например, «Мишка Шифман», небольшая зарисовка «Он был хирургом», «Антисемиты» — 1964 год.

Остановка 4: переулок Высоцкого, 2/4

Ещё несколько десятков метров, и перед нами дом купца Матвея Чаковского. Здесь до революции размещалась его гостиница — «Восточно-Сибирские номера». В ней останавливались небогатые путешественники, те же, кто побогаче, селились по соседству.

Остановка 5: дом Каргиной

Огромный трехэтажный дом из красного кирпича был построен в 1890-х годах по заказу Матрёны Каргиной, жены купца-бакалейщика Ильи Каргина – совладельца (с Савиновым) кондитерской фабрики.

На первом этаже размещались торговые помещения. В верхних же этажах располагались ресторан и гостиничные номера госпожи Шадриной, а позже меблированные комнаты Матвея Чаковского –  купца первой гильдии, члена самарской еврейской общины.

В 1930 году бывший доходный дом Каргиной был национализирован, и в него переехала редакция газеты «Волжская коммуна», которая занимала это помещение вплоть до 1964 года.

С 1964 года по сегодняшний день в этом здании живёт издательско-полиграфический техникум, который в этом году будет присоединен к самарскому колледжу транспорта.

Остановка 6: ул. Чапаевская, маленький Сион


С  1791 года в Российской империи действовала «черта оседлости». Это была территория, на которой дозволялось селиться евреям. В черту оседлости входили территории современных Польши, Белоруссии, Украины и Молдовы. Самара находилась за этой чертой.

Евреям очень редко давали право въезда в губернию. В основном допускались лишь специалисты в области производства, причем холостяки. Это делалось для того, чтобы использовать их знания в развитии волжской промышленности и в то же время не дать им возможность пустить корни.

Положение евреев изменилось во время царствования Александра II. Царь-освободитель даровал евреям определенные права. Так, право на жительство получали отслужившие солдаты, купцы 1-й гильдии, специалисты с дипломами высших учебных заведений, ремесленники высокого класса. После реформы Александра II численность евреев в Самаре стала увеличиваться.

Остановка 7: молельный дом купца Чаковского

Матвей Абрамович Чаковский принимал самое активное участие в жизни еврейской общины. В его доме на ул. Николаевской, 138 с 1887 года действовал один из двух молельных домов, существовавших в то время в Самаре.

Когда в 1898 году здесь была построена Николо-Софийская церковь, молельный дом закрыли, так как по законам Российской империи рядом с православным культовыми сооружением иудаистское здание право находиться не имело. После смерти купца Чаковского в 1912 году его дом был передан под еврейское училище, которое было приравнено к гимназии и просуществовало до 1917 года.

Остановка 8: Некрасовская, 29,  дом Леопольда Греве

В 1889 году фармацевт, врач, коллежский советник Леопольд Андреевич Греве открыл в отцовском доме большую аптеку. Решив организовать еще и клинику, в 1894 году Греве надстроил второй этаж. В 1895 году доктор вместе с двенадцатью врачами и единомышленниками открыли на первом этаже особняка частную поликлинику. За прием в своих кабинетах доктора запрашивали самую низкую плату – всего 30 копеек.

У супругов Греве было трое детей: Роберт, Рудольф, Эмма. До сих пор повторяют знаменитую историю, которую рассказывали о детях доктора еще в начале прошлого столетия. Согласно этой истории, дети Рудольф и Роберт, начитавшись приключений Тома Сойера, отправились на дальнюю прогулку. Добрались до Сокольей горы и посетили одну из пещер, где и заблудились. Несколько дней родители искали мальчиков с полицией. Но нашли лишь одного, трясшегося от холода и страха. Позже он скончался в сумасшедшем доме в Томашевом Колке.

Другого мальчика не нашли, но путники нередко видели ловко карабкающегося и прыгающего по скалам паренька, а у входа в пещеру находили надпись «Рудольф и Роберт Греве, 1904 год». Эта старая небылица и надпись на скале послужили поводом к возникновению названия пещеры – «Пещера братьев Греве». Но в реальности братья никуда не пропадали, а просто отдыхали в тех местах, и надписали на стене пещеры свои имена.

Остановка 9: Анетта Басс, Художественный музей

Анетта Яковлевна училась в Петербургском государственном университете на искусствоведческом отделении исторического факультета. В августе 1953 года приехала в Самару по распределению в Художественный музей, а спустя 5 лет стала его директором, на тот момент самым молодым в Советском Союзе.

«В августе 1953 года по указанию Комитета по делам искусств РСФСР в Куйбышев для чистки музейных фондов прибыл старший инспектор Голованов. В акте на уничтожение числилось более четырехсот работ мастеров-авангардистов из «Мира искусства», «Союза русских художников» и «Бубнового валета» 1920-х годов. Только пришедшая на работу в Художественный музей Анетта Басс спрятала подлежавшие уничтожению полотна, которые позднее сделают ему славу. И хранила их, несмотря на доносы и выговоры».

Остановка 10: Куйбышева, 68

В 1849 году здесь был построен каменный двухэтажный дом купца Бедрина. А в 1881 году его выкупил купец Могика Лазаревич Боберман. Ему он принадлежал до 1909 года.

В 1898 году в этом здании располагался торговый дом «Боберман с Сыновьями». Писатель Алексей Толстой поселил в этом доме героя романа «Сестры» доктора Булавина (бывший министр белого самарского правительства).

В Самаре Могика Боберман представлял интересы фирмы того самого Альфреда Нобеля. Он торговал керосином, нефтью и минеральными смазочными маслами. Склады эти располагались в Засамарской слободке на улице Мельничной. Его сын Вольф там же, за Самарской, построил большую паровую мельницу.

Остановка 11: Фрунзе, 75, фахверковый дом О.Г. Гиршфельда

В 1903 году известный самарский адвокат Осип Григорьевич Гиршфельд купил новый дом на Саратовской улице (ныне Фрунзе, 75), построенный по проекту архитектора Георгия Мошкова.

Осип родился в городе Ровно в семье немецких евреев. Затем по стечению обстоятельств оказался в Казани и, окончив учебу, переехал в Самару. Кстати, здесь он познакомился с Владимиром Ильичом Ульяновым, однако общение с революционерами ему быстро надоело. В Самаре со временем он обзавелся семьей, стал уважаемым и обеспеченным человеком.

С годами он стал очень скучать по родине. Записавшись в клуб немецких колонистов, нанял слуг из новых немцев, вел себя с ними на равных, помогая деньгами в трудную минуту. Они же в свою очередь, чтобы показать свое уважение и благодарность, построили тот самый дом для Осипа Григорьевича в северо-восточном углу его просторного двора.  Характерный для городских пейзажей северной Европы и Прибалтики.

Остановка 12: Венцека, 49

Идем по улице Венцека, тормозим у 49-го дома. Здесь  располагалось «Товарищество чайной торговли В. Высоцкого и Компании». До 1917 года оно было крупнейшим розничным продавцом чая в России.

Изначально фирму в 1858 году в Москве основал Вульф Высоцкий, еврей из Литвы. К началу XX века его почти официально называли чайным королем России.

В 1903 году компания Высоцкого контролировала 1/3 розничной торговли чаем, уставной капитал компании составлял 10 млн рублей, а годовой оборот превышал 30 млн. Из них чуть менее пятисот тысяч рублей приходилось на Самарскую губернию.

После революции появилась присказка: «Чай — Высоцкого, сахар — Бродского, вся Россия — Троцкого». Семейство Бродских, из украинских евреев, было таким же монополистом, как и Высоцкие, но только в производстве российского сахара. А сахар без чая, сами понимаете…

Остановка 13: синагога, Чапаевская, 84 б

Именно здесь располагался первый в Самаре иудейский молельный дом. Построен он был в 1880 году. Располагался  во дворе, принадлежавшем господину  Маркинсону.

Несмотря на то, что городские власти с завидной регулярностью ее закрывали, там все равно совершались  богослужения.

Каким-то чудом синагога продержалась на плаву и в советские годы, хотя поток верующих планомерно уменьшался. С 1991 года она была вновь официально открыта для верующих.

Остановка 14: Пиня (Пихус) Гофман (Гойфман)

Неподалеку от ТЦ «Опера» мы сделали привал. После двухчасовой ходьбы было очень приятно попить чаю от Wild coffe и послушать историю про юродивого Пиню Гофмана. Кто это такой? Наверняка вы слышали выражение: «Ходишь, как Пиня» в отношении небрежно одетого человека. Вот это всё о нём, о Гофмане.

По описаниям очевидцев, Пиня ходил в высоких резиновых сапогах и длинном плаще с объемными карманами. Кроме того, он, как правило, надевал сразу все имеющиеся у него вещи. Неизменным был только один предмет туалета — подтяжка. Одна. Перекинутая через правое плечо.

Согласно самой распространенной версии, по профессии Пиня был ювелиром. В дореволюционное время он работал подмастерьем в ювелирном магазинчике. Позднее смог открыть собственную лавочку, которая расположилась на улице Панской (ныне Ленинградской). Торговля шла хорошо. НЭП был свернут, лавка Пини национализирована, а товар изъят в пользу молодой советской республики. В итоге Пиня сошел с ума, не сумев перенести утраты. После полного запрещения частной торговли Пиня перебивался случайными заработками, голодал, а душевная болезнь продолжала прогрессировать.

Пиня жил при синагоге, располагавшейся на Чапаевской. Кроме того, его привечали и в зажиточных еврейских семьях.

По негласному закону обижать Пиню не дозволялось никому. Конечно, юродивого иногда дразнили дети, но им было нечего бояться, так как Пиня был совсем неагрессивен. Максимум, на что он был способен, так это на метание камушка, извлеченного из своего бездонного кармана. Но при этом родители частенько пугали Пиней непослушных детей.

История жизни и кончины Пини куда интереснее и полнее. Ели хотите узнать целиком — приходите на еврейскую прогулку — мы её непременно повторим.

Остановка 15: крыша ТЦ «Опера»

Здесь мы ничего не слушали. Просто смотрели на улицу Ленинградскую сверху вниз: с непривычного ракурса, под куполом темного неба, она выглядит необычно и красиво.

Как всегда, был розыгрыш призов от партнеров ДГ:

— магазина дизайнерских подарков «Все другое»
(пер. Высоцкого, 10)
https://vk.com/vse_drugoe

— QUESTIME — живые квесты
http://vk.com/questime_samara

А еще мы разыграли билет на следующую «Прогулку со смыслом». И его получила девушка, выигравшая билет и в прошлый раз. Девушка смеялась от радости и неожиданности, остальные в недоумении аплодировали.

Впрочем, в компании ДГ чудеса нередки, так что чего тут удивляться. Приходите к нам ещё!

Информация о новых Прогулках со смыслом — в группе в «ВКонтакте».

Фото: Михаил Трифонов