У АПОЛЛОНА И ЭРАТО

Фоторепортаж с «Прогулки со смыслом» в самарскую филармонию

 1 304

Автор: Андрей Артёмов

.


,

В минувшую субботу перед нами распахнула свой служебный вход самарская филармония. Как и музей Алабина, этот очаг самарской культуры начал разработку собственного экскурсионного маршрута, так сказать, внутри себя. И мы стали первыми его посетителями.


Естественно, просто так прийти в филармонию мы не могли. Началась наша культурная программа у театра оперы и балета. Построен он был в 1938 году и первоначально назывался ДК им. В.В. Куйбышева. В советские годы в нем, помимо оперы и балета, квартировались спортивная школа, художественный музей и областная библиотека.

Следующая точка нашего маршрута — двухэтажное кирпичное здание, стоящее прямо напротив, через улицу Чапаевскую. Построенное в конце XIX века для нужд городского училища, в 1971 году оно распахнуло свои двери для студентов только что созданного Куйбышевского института культуры. Но ценно оно не этим.

В список объектов культурного наследия оно вошло благодаря тому, что это «здание Самарского ВХУТЕМАСА, где в 1921 году работали художники С.Я. Адливанкин, Н.Н. Попов, Г.Г. Ряжский».

Нельзя, просто невозможно пройти и мимо драматического театра. На сей раз говорим не о нём самом, а об актёрах, которые играли на его сцене. Знали ли вы, что целый год в нем служил знаменитый граф де ла Фер, Вениамин Смехов!

Затем, полюбовавшись на модерновый особняк Новокрещеновой, двигаемся к ещё более помпезным хоромам купчихи Курлиной.

Здесь, в Музее модерна, в подвальной его части, не так давно открылась новая выставка. Посвящена она такой в течение последних лет заезженной теме, как жизнь дипломатического корпуса в Куйбышеве 1941-1943 годов.

Посему сотрудникам музея пришлось приложить немало усилий для того, чтобы дать ей второе дыхание. И им это удалось. Вся прелесть выставки в том, что она интерактивная и все её экспонаты можно, а подчас и нужно трогать руками.

Попрощавшись с «дипломатическим подвалом», направляемся к заветной филармонии. Но не напрямую, а через улицу Чапаевскую. Все ради того, чтобы поглядеть на третий подряд модерновый особняк в нашем маршрутном листе, принадлежащий на сей раз медицинскому работнику — доброму доктору Эриху Эрну. Между прочим, в своё время у него лечился сам Максим Горький.

Но закончим мы нашу пешеходную часть всё-таки на деревянном зодчестве. Вот дом № 34 по улице Льва Толстого, отреставрированный в ходе фестиваля «Том Сойер». К культуре он тоже имеет отношение, хоть и косвенное. Дело в том, что с 1901 по 1909 год им владел купец Егор Бем, знаменитый тем, что ему принадлежал крупнейший в городе музыкальный магазин на улице Дворянской.

И вот наконец-то она, самарская филармония. Проникаем в неё как дорогие гости через служебный вход. Нитью Ариадны в этом лабиринте искусства для нас стала профессиональный музыковед Людмила Беляева.

В филармонии есть свой музей. Он не очень большой, однако в нём есть масса любопытных экспонатов, как, например, подлинная голова музы Эрато, чья скульптура украшала некогда театр-цирк «Олимп».

Поглядели мы и на репетицию, которую проводил знаменитый самарский дирижер Михаил Щербаков. Сначала мы делали это как простые смертные из зрительного зала, а затем, пройдя через хитросплетения филармонических коридоров под самый купол, туда, где обычно располагаются световики, лицезрели её уже с высоты птичьего полета.

Кстати, по поводу купола. Как рассказала Людмила Беляева, в лихие 1990-е коммерсанты не единожды обращались к руководству филармонии с «заманчивым» предложением разместить там ресторан. К счастью, их стяжательский пыл удалось погасить.

Получив массу приятных впечатлений от путешествия по филармонии, мы решили ещё более увеличить их количество, проведя нашу традиционную лотерею.

Призы для нашей лотереи предоставили:

— ЦРК «Художественный»

— Додо Пицца Самара. Доставка пиццы

— «QUESTIME» — живые квесты


Фотографии: Дмитрий Ковалев

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook