КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Альтернативный гид по непарадной Самаре: здание пивного бара фон Вакано

 4 405

Автор: Редакция

Журнал ДГ совместно с Институтом Города Самары продолжает проводить аудит территории, выявляя культурный потенциал старой Самары. Нас интересует всё, что может представлять ценность: архитектура, события, истории, мифы и люди, населяющие наш замечательный город — современники или давно ушедшие, но оставившие след.

К проекту присоединилась архитектор-реставратор Яна Котельникова. Недавно она побывала в здании кухмистерской фон Вакано, где уже несколько десятилетий не ступала нога любителя «Жигулевского». Вот ее отчет о состоянии этого уникального памятника архитектуры. Спойлер для самых нетерпеливых — знаменитой трубы-пивопровода, подающей пенное с завода в ресторан архитектор не нашла.    

Объект культурного наследия федерального значения «Здание пивного бара фон Вакано», расположенное по адресу Красноармейская, 4, было построено в 1903 году. Авторами проекта, предположительно, были архитекторы и инженеры германской машиностроительной фирмы «Швальбе», заказчиком — Альфред Филиппович фон Вакано, владелец пивоваренных заводов в Самаре и Баку.

01 Здание пивного бара фон Вокано, 1903 г-001

В здании на 1-м этаже располагался небольшой ресторан, или кухмистерская. В торжественных залах был выстлан паркетный пол, стены были обиты деревянными панелями, украшены зеркалами и большими осветительными приборами, но основным декоративным акцентом служил подвесной потолок, в каждом из двух залов индивидуальный, выполненный, как и фасады здания, в стиле немецкого барокко.

02 Один из залов 1-ого этажа кумистерской (помещение №7)

В 2006 году научно-реставрационным проектным предприятием «Старый город» был разработан проект реставрации здания, проведены работы по демонтажу потолков в залах первого этажа. В одном из залов подвесной потолок был выполнен из гипса.

03 Гипсовый потолок в помещении №2

На момент демонтажа в 2007 году это массивное декоративное оформление помещения № 2 находилось в аварийном состоянии, потому что постоянное замачивание поверхности потолка из-за протекающей кровли привели к практически полному разрушению материала.

04 Демонтаж поточных панелей из гипса в 2007 г, НРПП Старый город

Ценностью данной гипсовой тяги является не только сложное криволинейное сечение поверхности, но и еще одна найденная в ходе демонтажа особенность. В углублении подкарнизного профиля были обнаружены провода, обмотанные в тканевую оболочку, служившие, скорее всего, для подсветки декоративного орнамента потолка вдоль карнизной части стены.

05 Фрагмент профиля и дкоративноо оформления гипсовой тяги потолка, помещение №2

В другом зале (помещение № 7) потолки были кессонированные, выполнены из лиственницы, расписанной в альфрейно-живописной манере под дуб. Это очень тонкая и кропотливая техника, требующая высокой классификации мастера. Часть плафонов кессонированного потолка была обшита медными листами с узорчатой выколоткой. Вдоль карнизной части стен располагались полихромные росписи по дереву, которые называли города, где в начале ХХ века продалась продукция Самарского пивоваренного завода. Из-за постоянной протечки кровли треть надписей утрачена, однако по найденному на чердаке документу можно обнаружить, где именно реализовывалась продукция завода фон Вакано.

После демонтажа потолков открылись конструкции перекрытия залов: балки и фермы из лиственных пород дерева, стянутые коваными креплениями и связями. Конструкции сохранились в надлежащем рабочем состоянии и представляют собой интересное инженерное решение по перекрытию большого зального пространства 12х13 м.

SONY DSC

С кухмистерской Альфреда фона Вакано связана популярная городская легенда о том, что пиво, как сейчас модно говорить, на кран подавалось по огромной трубе непосредственно с Жигулёвского пивоваренного завода. Скорее всего это плод фантазии любителей пенного напитка, поскольку строительство подобного сооружения, имеется в виду трубопровод длинной более одного километра, видится бессмысленным в виду того, что завод обладал своим конным двором и проще было подвозить пиво в бочках.

Еще одной легендой, более похожей на правду можно считать рассказы местных краеведов о том, что заведение это нередко посещал молодой Владимир Ульянов, служивший помощником присяжного поверенного в Самарском окружном суде. Было бы неплохо провести реставрацию здания, например, за счет КПРФ, увековечить соответствующей мемориальной доской и включить в экскурсионную программу «По ленинским местам».

«Здание пивного бара фон Вокано» — это уникальный для Самары образец подлинно европейской архитектуры начала XX века. За время эксплуатации, 112 лет, здание претерпело значительные внешние перестройки. Появились пристрои вытяжных каналов на восточном двором фасаде, утрачено белокаменное крыльцо, которое служило парадным входом в здание с улицы Красноармейской.

SONY DSC

Сегодня о его первоначальных размерах можно судить по габаритам фундамента, раскрытого в 2007 году, под окном (заложенный дверной проем) главного фасада. Утрачена часть кованого ограждения по ул. Красноармейской, а именно ворота и калитка.

Фасады здания первоначально были окрашены и оштукатурены в терракотовый цвет. Подкарнизный фриз и аттиковые стенки оформлены полихромным орнаментом, выполненным в технике сграффито самарским художником Владимиром Александровичем Михайловым.

SONY DSC

Идентичный декор также представлен на здании главного управления пивоваренного завода. Живописное оформление сильно страдает от постоянного увлажнения стен, так как нарушена система водостоков.

SONY DSC

Сохранились такие декоративные элементы фасада, как флюгеры (один из четырех), украшающий аттиковую башенку и вазоны, которые ввиду длительной эксплуатации на открытом воздухе требуют реставрации.

SONY DSC

Характерно, что в 1918 году в здании размещался штаб русских офицеров. В период НЭПа сооружение было арендовано товариществом «Бр. Вакано, Боярский и Фабер», арендный договор был подписан сроком до января 1935 года. Но курс на новую экономическую политику государства закончился задолго до окончания действия договора и предпринимателям пришлось освободить помещение.

В течение следующих 70 с лишним лет здание неоднократно меняло свое функциональное назначение. В пивном ресторане размещались проектные конторы, архивы, долгое время здание принадлежало Союзу художников. Существует версия, что не один год за кухмистерскую боролась директор Художественного музея Анетта Басс, планируя разместить там коллекцию фон Вакано. Однако даже хорошие связи с губернскими властями ей не помогли.

В 2000-х этот объект оказался в собственности самарского ресторатора Станислава Горчакова, одного из владельцев сети ресторанов Beerhouse, “Три оленя” и других заведений. Бизнесмен планировал открыть в кухмистерской пивной ресторан, однако реализация проекта потребовала колоссальных инвестиций — $ 3000 на м2 заведения в его реставрацию и около $ 1000 на м2 на организацию бизнеса, при общей площади кухмистерской 1023 м2.

Впоследствии объект был продан строительной компании «Эл-Траст» и также выставлен на торги за 79 миллионов рублей в ценах середины 2000-х. В 2013 году компания обратилась в арбитражный суд с иском о собственном банкротстве, который вероятнее всего был удовлетворен. Собственником здания пивного бара Альфреда фон Вакано стало ООО «Социальное развитие».

В том же 2013 году самарские сми сообщали о претензиях областного министерства культуры к собственнику здания, который не выполнял условия охранного обязательства. К слову сказать, собственник памятника ООО «Социальное развитие» в соответствии с условиями охранного обязательства должен был к 2015 году отреставрировать здание и благоустроить его территорию. Но 2015 год завершается, здание продолжает ветшать и вопрос о его реставрации остается открытым.

28 Флюгер

Текст: архитектор-реставратор Яна Котельникова

Фотоматериал: руководитель проектной мастерской архитектор-реставратор Марина Спивакова

Литература: проект зон охраны о.к.н. «Здание пивного бара фон Вакано», Санкт-Петербург, 2010 г.

comments powered by HyperComments