«Сутками без сна и постоянно в дороге»

Сотрудники самарских компаний рассказывают о своих поездках по ПФО и советуют, куда и на чем лучше добираться

 408

Автор: Евгения Новикова

Минтранс Самарской области обсуждает с федеральным Минтрансом варианты субсидирования прямых рейсов Самара-Париж — такая новость облетела в марте и начале апреля все региональные СМИ. До сих пор из бюджета Самарской области международные рейсы не субсидировались, только внутренние, и без особого успеха: ПФО уже почти 20 лет, а добраться в Пермь или Ижевск из Самары по-прежнему сложнее, чем метнуться на уикенд в Европу.

ДГ собрал историю проблемы, сделал полный гид по логистике в ПФО и попросил рассказать о поездках по округу менеджеров самарских компаний, которые ведут реальную деловую деятельность в Среднем Поволжье и соседних регионах.

Как поездки по ПФО стали проблемой 

Еще в 2011 году Правительство РФ утвердило стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года. Согласно документу, один из основных факторов, мешающих этому развитию, — ограничения в транспортной инфраструктуре. Составители стратегии признавали: на территории округа нет современной логистической системы. Нет дорог, связывающих север и юг округа, а те, что есть, не соответствуют современным требованиям по безопасности, пропускной способности и техническому состоянию. Железнодорожные пути реконструируют и строят слишком медленно, а межрегиональной авиационной сети и вовсе нет.

В Самарской области к тому времени не было даже собственной авиакомпании: в 2008 году после 47 лет деятельности прекратила работу «Самара», а созданная в 2010 году правительством «Эйр Самара» фактически так и не начала работать и потеряла право на полеты в 2014 году.

Как и во многих других регионах России, в Самаре авиакомпании не находят достаточного пассажирского потока на рейсах внутри страны. Только рейсы в Екатеринбург, Тюмень, Нижний Новгород, Сочи и Симферополь обходятся без субсидий.

Пытаясь поднять авиаперевозки по России в обход Москвы, в 2013 году Росавиация разработала программу субсидий и испытала ее как раз на Приволжском федеральном округе. Пассажиры оплачивали 50 % стоимости перелета, а остальные 50 % компенсировались из федерального и региональных бюджетов. В 2014–2015 годах федеральные субсидии составляли по 620 млн руб., в 2016 году — 450 млн руб. Предполагалось, что благодаря программе пассажиропоток на внутренних рейсах в ПФО увеличится вчетверо, до 150–170 тыс. человек. За три года пассажиропоток вырос на треть: с 90 тыс. пассажиров в 2013 году до 120 тыс. в 2016 году.

В 2016 году из Самары можно было улететь в семь городов ПФО, кроме Нижнего Новгорода: Ижевск, Казань, Киров, Нижнекамск, Оренбург, Пермь и Уфу. В 2014-2016 годах субсидируемыми рейсами из Самары в ПФО воспользовались 102 тыс. человек.

С 2018 года федеральный бюджет сосредоточил субсидии на Сибири и Дальнем Востоке, а финансирование других регионов снизил. Теперь Росавиация финансирует 40% субсидий, а не половину, а оставшиеся 60% ложатся на регионы.

В этом году Самару связывают с Россией 10 субсидируемых рейсов, из них четыре по ПФО: в Казань, Пермь, Уфу и Оренбург. На них, а также на рейсы в Омск и Челябинск по 30,5% субсидии оплачивают бюджеты Самарской области и соответствующих регионов.

Еще четыре направления финансируют другие субъекты: по 61% субсидии на полеты из Самары в Ростов-на-Дону, Волгоград, Нижневартовск и Сургут финансируют Ростовская и Волгоградская области и ХМАО, Самарская область на это денег не выделяет. Хотя могла бы: Татарстан, например, самостоятельно, без партнеров, финансирует 10 из 25 субсидируемых рейсов, в том числе в Калининград и Минводы.

Составители стратегии развития ПФО надеялись, что к 2020 году в ПФО удастся наладить устойчивое и доступное пассажирское сообщение между всеми населенными пунктами округа, что повысит качество жизни и мобильность населения.

Сейчас 2019 год. По большинству направлений до сих пор нет не то что прямых авиарейсов, но даже и прямых поездов, хотя РЖД, как ни странно, оказалась самым мобильным перевозчиком. В 2015 году компания запустила дневной экспресс из Самары в Пензу, в 2016 году в Уфу, совсем недавно, в декабре 2018 года, начал ходить прямой ночной поезд в Казань, который преодолевает 350 км за 11 часов — и это еще хорошее время, потому что раньше было 15.

ДГ сделал подробную справку о логистике по ПФО и собрал впечатления и советы менеджеров компаний, которые часто ездят по федеральному округу.  Краткий вывод: вам по-прежнему нужна машина, и перед поездкой лучше не заглядывать в статистику ДТП.

Самара-Пермь. 850 км по а/д Урал

Самолет. Из Самары в Пермь дважды в неделю, по понедельникам и пятницам, летает 50-местный CRJ100 татарстанской авиакомпании «ЮВТ Аэро», и в те же дни возвращается. Время в полете —1 час 25 минут, стоит 9 тыс. рублей туда-обратно, причем из Самары в Пермь только с 5 кг ручной клади, а обратно с 10 кг багажа. Если вам вдруг понадобилось попасть в Пермь в среду, летите через Москву. 

Поезд. Прямых поездов нет. Самый короткий маршрут — 29 часов — поезд 102Й Самара-Екатеринбург (выходит через день, по четным дням), потом на 377Г до Перми. Есть еще варианты с пересадками в Челябинске и Нижнем Новгороде, все они займут от 30 часов до 2 суток. Поездка обойдется примерно от 8 тыс. руб.

Автобус. Из Самары в Пермь возят два перевозчика: «ЕКА» по нечетным числам и ИП Никитин по четным. Продолжительность 16-18 часов, оба рейса с ночными перегонами, поездка туда-обратно стоит 4 тыс. руб. 

Автомобиль. Путь на машине до Перми пролегает по М5 и М7 через Набережные Челны и Ижевск, занимает, согласно расчетам Яндекс.Карт, 12-13 часов.

Аэро Пермь
Источник фото

Анна Сеглина, директор коммуникационного агентства «Пратон»:

— Я в поездах по Поволжью прожила как минимум последние лет 10 лет, иногда в командировках приходилось бывать больше дней в месяц, чем дома в Самаре. Приходилось решать задачи клиентов в Башкирии, Татарстане, Марий Эл, Оренбурге, Ульяновске, Пенза, Нижнем Новгороде, Саратове, Волгограде, Астрахани.

Самый удобный вид транспорта — машина. Если у клиента есть корпоративный транспорт — это счастье! Но при условии, что ты здесь выступаешь в роли пассажира и спокойно относишься к длинным перегонам по 10-12 часов и больше, если по зимней дороге. Одно время машина вообще была единственным шансом добраться до места к назначенным дате и часу. Но это не всегда безопасно. Помню случай, когда наша машина слетела с дороги, потому что водитель устал или не справился с ситуацией.

Поэтому на длинные расстояния я до сих пор зимой ездить не люблю, и если есть возможность, выбираю самолеты или поезда. Но тут, к сожалению, многое доступно только через Москву. У нас нет ежедневного прямого воздушного сообщения с Казанью — самолет раз в неделю! Правда, ситуация с Нижним Новгородом и Волгоградом изменилась в лучшую сторону.

Часто приходится пересаживаться на поезд — радует, что теперь они каждый день ходят до Казани, без проблем можно добраться до Саратова, Пензы и Оренбурга. Самое неудобное — это поездки в Астрахань и Марий Эл.

Самара-Киров. 750 км

Самолет. Прямых рейсов Самара-Киров нет, только через Москву. 

Поезд: Единственный условно прямой ж/д— это прицепной вагон к поезду 682Й Самара-Ульяновск, который в Ульяновске перекидывают на поезд №367С Кисловодск — Киров, он ходит раз в четыре дня. Ехать придется практически 35 часов, а стоимость билета составит от 2 тыс. рублей. В любой другой день можно доехать с пересадкой.

Автобус. До города ходит два прямых автобуса – утренний (8:00) и вечерний (18:00). На первом можно доехать за 15 часов, а на втором – за 11,5. Стоимость поездки от 2 тыс. рублей. 

Автомобиль. На машине до Кирова можно доехать за 10-11 часов по трассам М5 и М7.

Самара-Нижний Новгород. 680 км

Самолет. Нижний — единственный населенный пункт в ПФО, обеспеченный каждодневным авиасообщением со всеми остальными городами округа. Из Самары самолеты UT-117 летают пять дней в неделю, кроме четверга и пятницы. Время в пути — 1,5 часа, а стоимость поездки составит от 4 тыс. рублей. Багаж в стоимость не входит, с собой можно брать до 5 кг ручной клади. 

Поезд. До Нижнего Новгорода ходит поезд 337Й Самара-Санкт-Петербург с интервалом в два дня. На дорогу нужно 16 часов, а билеты стоят до 2,5 тыс. рублей.

Автобус. Каждый день до города ходит вечерний автобус Hyundai от перевозчика АвтоСтар. Путешествие продлится 13 часов, а стоимость поездки составит от 1,5 тыс. рублей. В семь часов утра вы будете на месте.

Автомобиль. Минимальное время в дороге до Нижнего Новгорода составит 10 часов. Ехать через Ульяновск.

Анна Михайлова, коммерческий директор компании «Лука»:

– Компания «Лука» — это производитель алюминиевых профилей для напольных покрытий, плитки и линейки товаров из нержавеющей стали. Продукция компании поставляется по всей России, а также в СНГ и Европу. За каждым регионом закреплены менеджеры по развитию и операторы. Первые ездят в командировки для заключения новых условий по договору, проведения ротаций ассортимента и поиска новых клиентов.

Как правило, проблем с покупкой железнодорожных билетов в ПФО нет, потому что большинство городов – это областные центры. Если выбирать самолет, то лететь приходится в основном через Москву. Я сама регулярно бываю в командировках для проведения сложных переговоров с нашими дилерами. Из последнего самой сложной точкой была Пермь. Здесь даже с Москвой сообщение непростое, поскольку самолет летает два раза в день в неудобное время. Хочется приехать с утра, переговорить с людьми, а вечером улететь домой. Но чаще всего ты сутками без сна и постоянно в дороге.

Самара-Ижевск. 560 км

Самолет. Все рейсы с пересадкой в Москве.

Поезд. Попасть в Ижевск по железной дороге можно только кружным путем на прицепном вагоне поездов 682Й Самара-Ульяновск и №367 Кисловодск-Киров. Поезд ходит раз в три дня и преодолевает 560 км за 23 часа 19 минут.

Автобус. До города ежедневно ходят автобусы. По четным числам есть два автобуса: в три часа дня, но в город вы приедете ночью, и вечерний, который уезжает в 17:30, а прибывает в 7:45. По нечетным дням автобус отправляется в 18:30.

Автомобиль. До Ижевска можно доехать за 8-9 часов по трассам М5 и М7 мимо Набережных Челнов.

Самара-Уфа. 460 км

Самолет: До города можно летать ежедневно на рейсе UT-272, и в тот же день возвращаться обратно. Время перелета в Уфу составит 1 час 25 минут, а стоимость поездки туда-обратно до 10 тыс. рублей. С собой можно взять до 5 кг ручной клади.

Поезд. До Уфы каждый день ходит сразу несколько поездов в течение всего дня, а дорога займет не больше 10 часов. Самый быстрый поезд — № 014Е «Южный Урал». Он доставит до города всего за 7,5 часов. Стоимость билетов от 1700 рублей. 

Автобус. До города каждый день ходит два автобуса: в 16:00 и 23:00. Время в пути займет 5 часов, а стоимость поездки составит от 1413 рублей. 

Автомобиль. На машине до Уфы можно доехать за 7-7,5 часов по трассе М5.

Аэро Уфа
Источник фото

Сергей Кленкин, директор digital-агентства Original Works:

- У нас есть заказчики по всей стране, но чаще всего мы решаем вопросы удаленно. Профессиональные активности проходят в Москве, Питере, Казани и Ульяновске — там личное общение ничто не заменит. Кроме того, у нас есть региональный офис «Яндекса» в Казани.

Логистика в ПФО не очень удобная. Самолеты, как правило, без прямых рейсов, а поезда ходят слишком долго, поэтому я в основном передвигаюсь на автомобиле. Это и комфортнее, и в городе ты ни к кому не привязан. В дороге можно спокойно пообщаться — например, последний раз в офис «Яндекса» я ездил с дочерью, нам даже четырех часов не хватило, чтобы наговориться. Единственное, на середине пути в деревнях дорога отвратительная.

Самара-Йошкар-Ола. 530 км

Самолет. Аэропорт не работает.

Поезд. Прямых поездов до города нет. Единственный вариант – ехать с пересадкой в Москве, но тогда общее время пути составит примерно 40 часов. Из столицы каждый день ходит поезд №058Г «Марий Эл». Стоимость билетов в одну сторону от 4 тыс. рублей.

Автобус. До города можно доехать в любой день на утреннем (8:00) или вечернем (18:00) автобусе. Минимальное время в дороге предоставляет перевозчик Тур Престиж – 7 часов 19 минут (на место прибывает примерно в полночь). Поездка будет стоить от 1428 рублей.

Автомобиль. В Йошкар-Олу можно ехать через Казань или Ульяновск. Время в дороге займет 8-9 часов.

Виталий Илингин, руководитель обособленного отделения в компании QuadroCom:

– Компания «КвадроКом» производит стретч-пленки и имеет 38 филиалов по всей стране, в том числе и ПФО. Мы постоянно ездим по командировкам, чтобы заключать договора, проводить испытания и поставки.  Я сам уже посетил множество городов в Ульяновской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Оренбургской областях, а также в Удмуртии, Чувашии, Марий-Эл и Татарстане.

Самое сложное – это добираться в южные уголки, так как туда практически не ходят прямые маршруты. Приходится добираться с пересадками или стыковочными рейсами. Бывает, время стыковки доходит до двенадцати часов. В этом случае особенно тяжело ждать ночью, когда очень хочется спать. Иногда добираемся до места автобусами и даже попутками. Всегда приходится как-то выходить из ситуации. Часто проблему создает незнание местности и отсутствие своего автомобиля – это делает путешествие в разы тяжелее. Особенно если с тобой масса образцов, а вес каждого из них от 0,2 до 17 килограммов.

Самара-Чебоксары. 480 км

Самолет. Прямых нет.

Поезд. Прямых поездов из Самары нет, а максимальное время в пути даже побило рекорд у Перми – ехать придется 64 часа 28 минут. Наилучший маршрут – доехать до Москвы на поезде №083Ц, а потом пересесть на поезд №054Г «Чувашия». Общее время пути составит 34 часа 21 минута. Вариант актуален раз в два дня.

Автобус. В Чебоксары ходят ежедневные автобусы, стоимость билетов на которых от 1 тыс. рублей. Восьмичасовой автобус доставит до города в 16:43, а шестичасовой — в 4-5 утра. 

Автомобиль. На машине до города можно доехать через Ульяновск за 7,5 часов.

Самара-Оренбург. 420 км

Самолет. Самолеты О7-74 от авиакомпании «Оренбуржье» летают до города через день за 1 час 25 минут за 3450 рублей. В остальные дни можно добраться с пересадкой в Москве или Уфе. С собой можно взять багаж до 10 кг.

Поезд. Отправиться в Оренбург можно практически в любое время, так как по данному маршруту ходит сразу несколько поездов в день, которые доставят до места не больше чем за 9 часов. Стоимость поездки составит до 2 тыс. рублей.

Автобус. До города каждый день ходит три автобуса в 7:25, 10:30 и 17:00. Время в дороге – до 8 часов, а стоимость билетов от 904 рублей.

Автомобиль. На машине до Оренбурга можно доехать за 5,5 часов по трассе М5.

Аэро Оренбург
Источник фото

Самара-Пенза. 420 км

Самолет. До Пензы можно летать каждый день, но только с пересадкой в Москве.

Поезд. Ежедневно из Самары до Пензы отправляются до шести поездов, время пути которых составляет до 8 часов. В прошлом году туда запустили вечернюю электричку №109Й «Дневной экспресс», на ней до города можно доехать всего за 4,5 часа. За сидячее место нужно отдать 785 рублей, а за купе — 1,5 тыс. рублей. 

Автобус. Прямым вечерним автобусом до города можно доехать каждые четверг и воскресенье за 7 часов 25 минут. Стоимость поездки от 880 рублей.

Автомобиль. По трассе М5 до Пензы можно доехать всего за 5,5 часов.

Виктория Агапова, управляющий по работе с органами власти и корпоративными отношениями в регионе «Урал — Поволжье» пивоваренной компании «Балтика»:

— Часто приходится летать в Челябинск и Екатеринбург. Из Самары есть прямые рейсы, благодаря которым можно быстро и вполне комфортно добраться до регионов. Например, регулярные прямые рейсы в Екатеринбург выполняют «Ямальские авиалинии»: из Самары летают небольшие самолеты на 50 мест. Летать маленькими самолетами первый раз страшновато, но это предрассудки. Таких рейсов не так много, как хотелось бы, но они еженедельные и при желании можно спланировать работу в регионах без особых сложностей – это у же вопрос личного тайм-менеджмента.

По Поволжью перемещаюсь в основном на корпоративном автомобиле. Здесь вопрос безопасности не стоит, поскольку все автомобили компании оборудованы самыми современными системами, обеспечивающими безопасность в дороге. Совсем недавно «Балтика» первой среди российских FMCG-компаний внедрила алкоблокираторы запуска двигателей для автомобилей своего автопарка.

Самара-Саратов. 420 км

Самолет: До города в любой день можно долететь только через Москву.

Поезд. Из Самары в Саратов можно выехать в любой день на двух-четырех поездах (в субботу их даже пять), а дорога займет не больше 9 часов. Самый оптимальный вариант — это доехать на поезде №103Й «Дневной экспресс» за 7 часов 40 минут, заплатив при этом примерно 600 рублей.

Автобус. Прямые утренние автобусы в Саратов ходят каждый день, но есть и вариант доехать на вечернем маршруте с пересадкой в Балаково, что иногда может сэкономить время примерно на час. В общей сложности придется ехать около 9 часов.

Автомобиль. До Саратова нужно ехать через Чапаевск и Пугачев. Время пути — 6-7 часов.

Самара-Казань. 360 км

Самолет: До Казани каждый понедельник летает прямой рейс RT -592, который доставит вас до города всего за 45 минут примерно за 2 тыс. рублей. Багаж можно взять до 10 кг. В остальные дни рейсы только через Москву минимум за 4,5 часа.

Поезд. Маршруты до Казани ходят каждый день, самый быстрый — №125, который выходит из Самары вечером и преодолевает 350 км до Казани за 11 часов. 

Автобус. Ежедневно с центрального автовокзала до города отправляется три автобуса от перевозчика ООО «Селена»: в 8:30, 10:05 и 23:00. Время в пути займет 7-8 часов. Стоимость поездки от 904 рублей.

Автомобиль. На машине до Казани можно доехать за 5 часов.

Аэро Казань
Источник фото

Самара — Ульяновск. 240 км

Самолет. Прямых рейсов нет.

Поезд. Каждый день до Ульяновска ходит поезд №125Й, который едет всего 5 часов, а стоимость билетов от 1 тыс. рублей. Поезд отправляется вечером, а прибывает в два часа ночи.

Автобус. Ежедневно в город отправляется двадцать один автобус, а время в дороге займет не больше 6 часов.

Автомобиль. До Ульяновска можно доехать через Димитровград, и тогда время пути составит 4 часа, или по трассе М5 за 5 часов.

Александр Головачев, замдиректора по развитию молочного предприятия:

— Наша компания занимается переработкой молока и выпуском молочной продукции. В командировки езжу почти каждую неделю — это нужно для контроля качества закупаемого сырья, упаковки и расходных материалов непосредственно у поставщиков. Также часто выезжаю на встречи, переговоры и специализированные конференции.

В Пермь удобно летать прямым рейсом из Самары, а вот в Казань или Ижевск лучше ехать на автомобиле. К тому же можно построить маршрут так, что заехать в несколько мест и провести сразу несколько встреч.

Сложнее всего добираться в малые населенные пункты, например, в Волгоградской области. До сих пор помню поездку в Николаевск на левом берегу Волги. Из Самары пришлось доехать поездом до станции Петров Вал, оттуда — на такси в Камышин, потом переправа на водной маршрутке, так как паром ходит только три раза в сутки, а если ехать через Волгоград, придется делать крюк в 180 км.

Сейчас стало гораздо проще, можно использовать сервис совместных поездок. По ПФО не так дорого можно доехать до места назначения и на такси от крупных населенных пунктов.

Текст: Катерина Маршалюк и Евгения Новикова
Фото обложки отсюда

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments