КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Аэродромная: воздушная гавань, Черновские сады и волжские «Черемушки»

 12 703

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Вот уже более месяца живет и процветает наш новый спецпроект «Энциклопедия самарских улиц», в котором мы кратко описываем место в истории города и на его карте всех (без исключения) самарских улиц.

Описания эти, как правило, краткие, но настал момент, когда мы решили поработать с крупными формами. Первой улицей, которая удостоится от нас полновесной статьи, будет Аэродромная. Для работы над этим материалом мы привлекли краеведа-энтузиаста Евгения Альмяшева, специализирующегося на истории и географии «неисторической части» города его «куйбышевского» периода.

Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.


Когда-то здесь на самом деле был аэродром. Появился он в 1930-х годах и для того времени был оснащен всем необходимым, чтобы принимать рейсы со всех концов страны. Со временем новые модели самолётов стали требовать более длинных взлетно-посадочные полос и для размещения Куйбышевского аэропорта понадобилось новое место. Им стал поселок Смышляевка.

«Старый» же аэродром продолжал мелькать на советских схемах развития Куйбышева и на немецких схемах Абвера, попутно работая полигоном для аэроклуба ДОСААФ.

В Википедии сказано, что полёты на аэродроме ДОСААФ прекратились в 1957 году. Местные рейсы сначала передали на Кряж, а когда весной 1961 года был введён в эксплуатацию аэропорт Курумоч, произошла новая рокировка.

Дальние рейсы ушли в Курумоч со Смышляевки, оставив последней обслуживание местных линий, сельхозавиации и авиации ДОСААФ. А судьба «старого» городского аэродрома была предрешена. Решение о застройке его территории жилыми домами носилось в воздухе не один год, но окончательно было утверждено в январе 1961 года.

В итоге на месте бывшего аэродрома ДОСААФ родился первый куйбышевский микрорайон, а с ним и обозреваемая нами улица Аэродромная. Она не особенно длинна – порядка 2,64 км или же шесть остановок трамвая. Её проложили строго с запада на восток, параллельно улице Гагарина, но ровно на один километр южнее.

У Аэродромной были две главные задачи. Первая – она должна была проходить сквозь строящийся микрорайон, являясь одной из главных его артерий. Соседние улицы — Революционная или Партизанская — имели и имеют более пёстрое архитектурное окружение, проходя через малоэтажную застройку или заходя в промзоны. Аэродромная же начата в микрорайоне и там же завершена, так что большинству его жителей предстояло регулярно по ней перемещаться. Вторая задача – более глобальная. В 1961 году требовалось разгрузить колоссальный пассажиропоток, двигавшийся по улицам Гагарина, Победы и далее по Кирова в направлении «город – промзона Безымянки» и обратно.

Над решением этой же «разгрузочной» задачи работали улицы Партизанская и Промышленности. В какой-то степени город сумел сладить с ней к концу 1964 года.

Аэродромная-газеты-1963-07-19-будущее улицы

Теперь немного поговорим о самом понятии микрорайона. Оно подразумевало, во-первых, застройку  наиболее скоростными способами (это панельное домостроение и поточный метод сборки), а во-вторых, создание такого жизненного пространства, в котором житель микрорайона мог полностью реализовать все свои социально-бытовые нужды. Это наличие в шаговой доступности самых необходимых магазинов (прежде всего продовольственных), а также кулинарии, предприятий бытового обслуживания, школы, детских садов и остановок транспорта. Чуть дольше пришлось добираться до поликлиники или кинотеатра.

Пионерами внедрения подобной идеи стали столичные Черёмушки – Юго-Западный район Москвы, превращённый из деревни в современный микрорайон. Название это стало нарицательным для СССР. Поскольку куйбышевские «Черёмушки» выросли на территории бывшего аэродрома ДОСААФ, в историю города эти застройки вошли именно как микрорайоны ДОСААФ, причём на схемах Куйбышева это название сохранялось до начала восьмидесятых годов.

Аэродромная-схема 1978 года
Массив ДОСААФ на туристической карте-схеме Куйбышева. 1978 год

В 1961 году были заложены фундаменты для первых домов. Строительные работы начались годом позже, потребовав трассировки автобусного маршрута по нынешней улице Революционной, а также прокладки десятикилометровой тепломагистрали в Микрорайон от БТЭЦ. Эти работы продолжались весь 1962 год.

Северная (чётная) стороны улицы Аэродромной примыкала к Первому (красные линии) и ко Второму (жёлтые линии) микрорайонам ДОСААФ.

-Куйбышев-1965-зима-Аэродромная-2-по мкр.

Южной (нечётной) стороне выпало соседство с более крупным Пятым микрорайоном ДОСААФ (синие линии – в будущем там разместится Дом молодёжи). Самым известным его жителем можно признать Константина Титова, жившего в начале 1970-х годов на улице Партизанской, 136.

ФОТО 08-Аэродромная-газеты-1962-08-04-ВКа-угол с Дзерж.
ФОТО 09-Аэродромная-газеты-1962-12-15-ВКа-угол с Револ.

Вверху — Аэродромная, угол с улицей Дзержинского
Внизу — угол с Революционной. Фотографии 1962 года

В 1963 году застройка направилась вниз по Аэродромной в направлении Авроры, а потом и за неё. Третий микрорайон ДОСААФ лежит по чётной стороне между Волгина и Авроры (зелёные линии). В нём уже тогда размещался автобусный парк Куйбышева. Что же до Четвёртого микрорайона

Географически им должен был стать квартал в белых линиях, включающий в себя территорию нынешнего ТЦ «Аврора» и кардиоцентра. Однако в 1960-е годы здесь было построено совсем немного жилых домов и, видимо, его сочли недостойным быть номерным. В итоге в 1968 году порядковый номер четыре был присвоен микрорайону в границах улиц Осипенко, Челюскинцев и Ново-Садовой (в народной топонимике — «Еврейский квартал»).

1978samara

Если строительство микрорайонов ДОСААФ велось практически на пустыре, то ниже улицы Авроры располагались обширные Чёрновские сады. Когда-то их планировалось сделать одной из крупнейших зелёных зон Куйбышева, но в итоге от них осталась лишь территория парка Победы и топографическое наименование — микрорайоны Чёрновских садов.

По чётной стороне улицы Аэродромной располагались Первый (в розовых линиях) и Второй (в фиолетовых линиях) микрорайоны Чёрновских садов. По нечётной стороне от Авроры вниз вплоть до улицы Промышленности (в жёлтых линиях), исключая цепочку частных домов, – Третий микрорайон Чёрновских садов, где проживает и автор этих строк.

В том же микрорайоне (Аэродромная, 109) в начале 1970-х годов жил известный игрок команды «Крылья Советов» Анатолий Кикин, отметившийся дублем в ворота Льва Яшина в полуфинале кубка СССР 1964 года.

ФОТО 07-Куйбышев-1965-зима-Аэродромная-2-по мкр.

В 1963 году Чёрновские сады застраивались в той части микрорайонов, которые располагались ближе к улице Авроры. «Низы» от Энтузиастов в сторону улиц Футболистов/Перекопской и Промышленности были возведены в 1964 году. Всё это шло параллельно строительству длинной трамвайной линии, которую открывали в три захода и всё время 6 ноября – в канун праздников.

В 1962 году ТТУ было не до микрорайонов ДОСААФ – прокладывались рельсы по XXII Партсъезда (через новый путепровод) и далее по Заводскому шоссе вплоть до его пересечения с проспектом Кирова. В 1963 году была пущена магистраль от улицы Тухачевского до кольца у Авроры, а в 1964 году оперативно кинули пути вниз от Авроры через улицу Промышленности в сторону сплетения улиц Гагарина, XXII Партсъезда и Красных Коммунаров.

Условия рельефа местности таковы, что перепад высот от Авроры до Промышленности превышает 50 метров, не зря здесь издавна размещён контрольный пункт ТТУ.

ФОТО 14-Аэродромная-схема рельефа

Вообще же, к 1964 году вся улица Аэродромная была застроена практически исключительно панельными пятиэтажками. Правда, во Второй микрорайон ДОСААФ на неё затесались и два крупноблочных дома (№№ 16 и 24), но в целом для жилых массивов ДОСААФ и Чёрновских садов такие эпизоды редки – здесь суммарно наблюдаются лишь шесть таких домов, в отличие от застройки 1960-1961 годов по улице Гагарина.

Стоит пояснить, что в панельном доме одной панели достаточно для постановки и монтажа стены комнаты, тогда как в крупноблочном исполнении эту же стену следует монтировать из нескольких блоков. Кирпичи, впрочем, ещё менее выгодны с точки зрения скорости строительства и в 1960-е годы даже существовало мнение об «отмирании» кирпичной темы в будущем.

О единственном «кирпичном» исключении улицы Аэродромной той поры стоит рассказать особо – это приписанный к Первому микрорайону ДОСААФ девятиэтажный дом по адресу Аэродромная, 12. Он стал первым домом такой этажности в Куйбышеве вообще. Его строительство велось в конце 1963 года и активно освещалось в прессе.

Конечно, дома такого рода строить заметно дольше и дороже по сравнению с монтажом панельных «хрущёвок», но они давали строителям необходимый опыт работ на большой высоте, учили всех обращаться с мусоропроводом и лифтом. Кроме того, они разбавляли панораму идентичных пятиэтажных, «хрущевских» близнецов.

Конечно же, застройка Аэродромной не завершилась в 1964 году. В Третьем микрорайоне Чёрновских садов уже в следующем году было начато строительство целого ряда панельных пятиэтажек со встроенными этажами – таких как дома №№ 71 (поликлиника), 97 (женская консультация), 107 (кафе «Бирюсинка» и кулинария), 111 (бытовое обслуживание и АТС), 113 (гастроном). Была построена и кирпичная пятиэтажка с книжным магазином по Аэродромной, 75.

Почему опоздание коснулось именно «встроенных» домов – версии могут быть разные, но сугубо фантазийные: либо дефицит удлинённых железобетонных панелей, необходимых для возведения первых «магазинных» этажей, либо стремление сдать в 1964 году побольше жилых квартир (читай – побольше домов без встраиваемых помещений).

В 1966-1967 годах там же в Третьем микрорайоне Черновских садов были построены ещё два девятиэтажных дома (под номерами 87 и 91).

ФОТО 18-Аэродромная-газеты-1967-08-30-ЛенЗн-фото из Парка Победы

Фото из парка Победы

Они выделялись широкими лоджиями, а разворот окон подъезда в сторону реки Самары давал шикарный обзор округи с верхних этажей, в чём я убеждался лично ещё лет тридцать назад.

В дальнейшем фасадная часть улицы Аэродромной застраивалась многоэтажными жилыми домами преимущественно «точечно». В начале 1970-х построены два дома напротив а/с «Аврора», торцами к Аэродромной.

ФОТО 19-Аэродромная-газеты-1976-04-28-ВЗя-фото угла Аэр. и Авр.

Вид по Аэродромной от улицы Волгина в сторону Авроры

В середине 1970-х выросли два общежития гостиничного типа между Авроры и Энтузиастов, а также, в пару к первой куйбышевской девятиэтажке, дом № 16а, где разместили и Центральную городскую детскую библиотеку.

ФОТО 21-Аэродромная-газеты-1977-02-10-ВЗя-фото обл.юнош.библ.

В начале 80-х в самом начале Аэродромной, на углу с Дзержинского, были построены «Куйбышевремстроем» два дома для своих работников.

В середине 1980-х были возведены два крупных дома вблизи Измайловского переулка. Они были построены 9 ГПЗ. И, наконец, в конце 80-х ещё два «точечных» дома на углу с Волгина.

После ликвидации трамвайной ветки по улице Энтузиастов и последующего ее благоустройства было возведено ещё несколько новых домов с видом на парк Победы, благодаря чему дом №72а 1999 года постройки стал самым высоким на Аэродромной  – в нём 13 этажей не считая технического.

С точки зрения возведения нежилых зданий и сооружений улица Аэродромная застраивалась не столь быстро. В течение нескольких лет в Пятом микрорайоне ДОСААФ существовал огромный «пятак», на котором размещалась конечная стоянка автобусов «Аэродромная», а также проводились ярмарки, останавливались приезжавшие в город зверинцы и устраивались новогодние ёлки.

Когда в 1966 году окончательно озвучили решение о строительстве Южного моста через реку Самару, большинство маршрутов автобусов откочевало с «пятака» в сторону автостанции «Аврора», построенной в 1967 году.

нет

Автостанция «Аврора» в 1990-х годах

В 1969 году на «пятаке» началось строительство так называемой «зональной школы комсомольских кадров», т.е. будущего Дома молодёжи, растянувшееся до конца 1977 года.

В культурной жизни Самары «Гамак» отметился, как место проведения первых фестивалей «Самый плохой» и как место рождения театра «Самарская площадь». А один из концертов устроенных в нем Битлз-ассоциацией даже попал в передачу Ивана Демидова «Музобоз».

 ФОТО 32-Аэродромная-газеты-1978-06-04-ВКа-Дом Молодёжи

Ещё один районный «долгострой» — кардиоцентр – сдали в канун 1976 года. А вот промышленных предприятий на улице Аэродромной нет, но за кольцом трамваев размещается комплекс высотных зданий особого КБ «Янтарь», специализирующегося на связи и телекоммуникациях, а также ФГУП «Радиочастотный центр ПФО».

ФОТО 34-Аэродромная-КБ Янтарь

Через дорогу от кольца расположена Самарская объединённая техническая школа ДОСААФ, особо известная своей автошколой. В 1985 году Аэродромная обрела свой главный памятник — около Дома молодёжи открыли памятник лётчице Ольге Санфировой.

А 2000-е годы подарили улице комплекс зданий, которые стали катализатором нескончаемых пробок. Это три очереди ТЦ «Аврора», которые возвели на месте уличных сортиров, трамвайном кольце и на территории автостанции соответственно.

ФОТО 36-Самара-ТЦ Аврора

«Аврора» без третьей очереди

Что касается главной зеленой зоны близлежащих микрорайонов — парка Победы, то его обустройством начали заниматься в 1975 году (оттого и его первоначальное название парк имени 30-летия Победы), но свой законченный вид, с аттракционами и с благоустроенным водоёмом, он обрёл лишь в 1983-1984 годах.

ФОТО 39-Аэродромная-газеты-1983-10-04-ВЗя-фото из Парка Победы

Что касается общественного транспорта, то Аэродромная изначально была заточена под трамвайное движение. Автобусы активно курсировали лишь на участке от Революционной до Авроры. Однако, был еще маршрут № 10, ходивший от автостанции до завода «Строммашина».

Автобус №10

>Маршрут автобуса №10

Трамвайные маршруты тоже пережили немало эволюционных процессов. Когда-то здесь ходил маршрут № 17 «Чапаевская – Юнгородок», позже укороченный от Юнгородка до нового кольца у Тухачевского, а затем и вовсе почивший в бозе. Когда из-за строительства метро закрыли старую трассу «тройки», её перевели на Аэродромную, где она курсирует и по сию пору, добросовестно выстаивая в «пробках» у «Авроры». В данном случае улица и трамвай неразлучны на протяжении всей улицы.


Другие материалы спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте