ЧТО-ТО ПОШЛО ТАК

9 главных изменений Самары 2015 года, которые понравились читателям ДГ

 2 070

Автор: Редакция

.


,

«В Самаре ничего не меняется», — такую глубокую оценку событий можно часто прочитать в Интернете или случайно подслушать в разговоре на улице. Конечно, это преувеличение. Город с более чем милионным населением — это сложная система, которая меняется постоянно. Другой вопрос в том, насколько эти перемены нравятся самим жителям.

ДГ выбрал 15 главных самарских изменений уходящего года и попросил читателей их оценить. Более 1500 человек поучаствовали в нашем опросе. Теперь мы подводим итоги и рассказываем о самарских новшествах подробнее. В первой части наших итогов мы рассказывали о явлениях, которые большее количество читателей оценило как негативные. Во этой же части расскажем о вещах, которые большее количество проголосовавших одобрило.

9. Строительство Триумфальной арки

5a56ac0b224f9b6de36325573f821394

Для того, чтобы увековечить 70-летие Победы СССР в Великой Отечественной, в Самаре была выбрана довольно архаичная скульптурно-архитектурная форма, популярная в эпоху Римской империи. Потом триумфальные арки снова полюбили строить в XVIII-XIX столетиях. Парижская же Триумфальная арка уже в эпоху Ремарка, назвавшего в честь неё свой роман, была языком символов прошлого. Впрочем, в 1982 году собственную арку возвели в Северной Корее.

В нулевых строительство этих композиций вернулось в Россию и добралось до Самары. На конкурсе победил проект скульптора Ивана Мельникова и архитектора Дмитрия Храмова. Изначально арку на Аллее трудовой славы на Металлурге предполагалось переосмыслить в современном ключе. Внутри неё хотели установить проекторы, которые будут транслировать кинохронику военных лет. Но при реализации до этого дело не дошло. Ограничились подсветкой.

Большинство читателей ДГ оценило Триумфальную арку положительно, но попала она в этот список с наименьшим перевесом.

8. Массовая укладка тротуаров плиткой

27afb58a85ac685507820c309eb063aa

Массовую укладку тротуаров плиткой одобрила большая часть читателей ДГ в пропорции приблизительно 3 к 2.

Класть плитку в этом десятилетии начали ещё при мэре Азарове во время реконструкции набережной в 2012 году. Тогда люди возмущались – мол, уложили с нарушением технологий и криво, не проживёт и года. Но как-то прожила, народ привык и перестал возмущаться.

В 2015-м же покрытие города плиткой приобрело колоссальные масштабы. И это тоже вызвало бурю споров. С одной стороны, вроде бы смотрится эстетично. Да и в дождливую погоду на плитке не образуются лужи.  С другой — часть плитки очень скользкая. Например, на Самарской площади. А это для города, где 5 месяцев в году преобладают минусовые температуры, неосмотрительно.

Да и в целом, укутывать в плитку всё подряд по меньшей мере странно. Особенно вызывающе новое покрытие выглядит на фоне разрушающихся деревянных построек старого города. В Интернете плитку часто называют мордовской. Тем не менее значительную часть городских пространств замостили продукцией под брендом Farbstein, изготавливаемой в Самаре.

7. Подземные переходы вместо наземных

56645d30977facd4c90c2297d87755bc

Большинство читателей в пропорции примерно 2 к 1 приветствуют строительство новых и реконструкцию старых подземных переходов. Судя по всему, многие из проголосовавших за — это люди, большую часть времени глядящие на город из-за руля автомобиля, относящиеся при этом к пешеходам без особого пиитета.

У нас принято считать, что подземные переходы помогут решить проблему с пробками и обеспечат безопасность всем участкам дорожного движения. И вроде бы всё логично. Убрали пешеходов с дороги — поехали быстрее. Убрали светофор — поехали ещё быстрее. Только далеко ли?

Подземный переход на Московском шоссе, например у ТЦ “Империя”, увеличит пропускную способность лишь на этом участке, и, пролетев несколько сотен метров, поток всё равно упрётся в пробку у пересечения с улицей Советской Армии. А пробка, которая дважды в день собирается у этого перекрёстка, никуда не денется. Аналогичная ситуация с переходом у Революционной. Мы разгонимся на этом участке дороги и влетим в пробку у “бутылочного горла” в районе «Вертикали” (с результатами математических расчетов целесообразности строительства переходов на Московском шоссе можно ознакомиться здесь).

И ещё о безопасности… Как показывает практика, самым смертоносным и травмоопасным для пешеходов, по статистике ГИБДД, в 2012 и 2013 годах считался как раз отрезок Московского шоссе между улицами Киевской и Коммунистической с действующим подземным переходом. По всему видно, что самарские пешеходы не боятся трудностей и пренебрегают смертельными опасностями. Потому что подземный переход — это неудобно даже для обычного пешехода, не говоря уже о мамах с колясками и пожилых людях.

6. Массовое открытие маленьких баров и кафе

f5ff9f33554e145193d42f73c54a2f1d

Тренд в области общепита и тусовочных мест в этом году заметно сместился от ресторанов, которые открывали представители крупных финансовых групп и околовластных структур, к небольшим уютным барам, кафе и ресторанчикам, «слеплённым из того, что было» молодыми предпринимателями на свои небольшие накопления и кредиты.

В городской среде это стало особенно заметно в участке на Молодогвардейской между Ленинградской и Некрасовской. Здесь с конца прошлого года появилось около десятка таких заведений. Например, «Все твои друзья», «Парбург» и Bridge ID. Благодаря этому забытый всеми уголок старой Самары стал хотя бы отдалённо напоминать центры европейских городов. На площади Революции открылась ещё одна важная точка — грузинское кафе «Пури». Нужно отметить и другую тенденцию — свои кафе и столовую открыли самарские айтишники на месте бывшего ГПЗ-4 в нынешнем самарском «сити». Также небольшими силами расширился диапазон этнических заведений. В Самаре появились сербское и еврейское кафе.

Теперь небольшая самарская точка общепита, сделанная местными силами, — это далеко не только разливайка (с которыми с переменным успехом в этом году боролся генерал Солодовников) или же кафе для непритязательной публики, рассчитанное прежде всего на банкеты.

5. Реконструкция Московского шоссе

02375c6ab080d981b043ca8ce1c84172

Московское шоссе в этом году начали реконструировать особенно усердно, и город стоял в пробках в 2015-м дольше и больше, чем за всю предыдущую историю. В Сети появился красочный ролик, рассказывающий о безоблачном будущем, которое ждёт главную городскую магистраль. Его посмотрели почти 100 тысяч раз. Судя по итогам голосования, горожане понимают, что рекордные пробки — неизбежная жертва ради будущего города.

В этом году на реконструкцию и ремонт дорог в городе было направлено 5,3 миллиарда рублей. В следующем из федерального бюджета должны выделить 9 миллиардов. И результаты этого явственно видны. Посмотрим, долго ли эти результаты смогут просуществовать в должном виде.

К сожалению, никаких заметных подвижек в появлении ещё одного важнейшего транспортного городского проекта магистрали Центральной не произошло. Хотя власти о ней говорят каждый год десятилетиями. В ушедшем году губернатор заявил, что магистраль должна быть построена к ЧМ-2018. Возможно ли за два с половиной года построить магистраль в центре миллионого города длинной 13 километров, если речь идёт не про Китай или Эмираты?..

4. Реконструкция парка Победы

a2ac697f5d0fd02f52fce53fa9333161

Район Авроры (в широком понимании этого слова) — один из самых некомфортных в Самаре с точки зрения городской среды. Поэтому реконструкция парка Победы стала для него настоящим событием. И более 1300 довольных произошедшим читателей — этому отличное подтверждение.

Реконструкция обошлась бюджету в 100 миллионов рублей. Работы шли непросто. Перед открытием проваливалась только что положенная плитка, а смету расходов по ходу работ приходилось увеличивать. Тем не менее обновлённый парк был сдан в срок. Кроме мощения территории плиткой в парке отремонтировали фонтаны, обновили военную технику и установили детские игровые площадки.

3. Заказ такси через приложения

f0d7333967b7fbea9f4da533e79b34df

За автомобильный извоз через приложения проголосовали едва ли не все читатели. Именно в этом году сервисы для заказов такси с мобильных позволили не ждать ответа оператора, а самому набирать нужные точки города на сенсорной клавиатуре. Некоторые приложения даже позволяют отслеживать путь двигающегося вызванного водителя.

В Самару зашли крупные мировые и федеральные игроки на этом рынке — Яндекс.Такси и GetTaxi с удобным сервисом и массой бонусов на старте. Очевидно, что с их подходом поездки на такси по городу станут гораздо комфортнее. Например, в GetTaxi водитель, получивший оценку в одну звезду, рискует навсегда лишиться возможности работать через сервис. Хамоватые бомбилы начали уходить в прошлое.

Из главных игроков рынка в Самару ещё не пришёл Uber. Но это, похоже, дело времени.

2. Открытие станции метро «Алабинская»

92f421cc5fc6628a89b5f73ef3542f45

Появление долгожданной станции метро «Алабинская» не могло не вызвать массового одобрения у читателей. Открытие новой станции — всегда особое событие для города, ведь предыдущая станция была открыта 8 лет назад.

Строительные работы на «Алабинской» начались в 2007 году. Планировалось, что станция будет введена в эксплуатацию уже через два года, но из-за недостатка финансирования открытие, как обычно, неоднократно переносилось.

Власти занесли «Алабинскую» в свою копилку ещё в 2014 году, приоткрыв её для себя и журналистов, но перевозки здесь так и не начались. Для пассажиров станция открылась 1 февраля 2015 года.

Когда в Самаре откроется ещё одна станция метро, вряд ли могут сказать даже самые отважные прожектёры. Судя по нынешнему состоянию работ, к главному самарскому дедлайну, 2018 году, новых станций в городе не появится. К слову, конкурс на проектирование новой ветки метро выиграла питерская компания «Севзапинжтехнология», обойдя самарскую компанию «Волгатрансстрой проект», традиционно занимавшуюся метрополитеном.

1. Массовый ремонт фасадов в центре города

ba8a106eda7d22578a3f041c288df9ac

Больше всех прочих изменений 2015 года читателей ДГ порадовал массовый ремонт фасадов в историческом центре города. Процесс начался до этого года, но бросаться в глаза (особенно на улице Куйбышева) он стал именно сейчас. Некоторые улицы центра Самары значительно похорошели на глазах. Нечто подобное по масштабам город видел только 30 лет назад, когда Куйбышев готовился к своему 400-летию.

Не все фасады сделаны одинаково удачно, и можно найти много нареканий по поводу хода реставрации. Но важно то, что вид центра становится гораздо более презентабельным прямо на наших глазах.

Власти гордятся, что, кроме собственных ресурсов, им удалось привлечь к процессу 19 миллионов рублей частных инвестиций. Внёс свою лепту в починку фасадов и ДГ. В рамках «Том Сойер Феста» мы совместно с волонтёрами отремонтировали фасады трёх домов на улице Льва Толстого, получив от бизнеса и горожан около миллиона рублей материалами и деньгами.