,
Находится в Кировском районе города. Дата появления на карте Самары — середина 1930-х годов.
Зубчаниновское шоссе соединяет два всем известных, но неофициальных района города — Безымянку и Зубчаниновку. К слову, последняя стала частью Самары лишь в 1942 году. На немецкой схеме Куйбышева военных лет можно видеть Зубчаниновское шоссе, трасса которого за 75 лет практически не изменилась.
Еще в 1930-х годах Зубчаниновское шоссе приобрело важное транспортное значение, в том числе по нему стали ходить автобусы.
В газетной заметке привлекает внимание некий Рабочий проспект. Вполне может быть, что так в 1930-х годах именовали нынешнее Зубчаниновское шоссе либо его часть. Например, улица Максима Горького в то время была частью нынешнего Аэропортовского шоссе.
Само же название Зубчаниновское шоссе появилось в 1940-х годах, по всей видимости, одновременно с застройкой Восточного поселка, более известного нам как Негритянский. Взглянем на списки избирательных округов 1945 года.
Тогдашний Восточный поселок, построенный авиационным заводом №1 («Прогресс»), представлен в них во всей красе. Центры избирательных участков, будь то заводской клуб или школа, размещаются в бараках, которые будут снесены лишь спустя 30 лет.
В 1965 году Зубчаниновское шоссе (выделено красным) и окрестности выглядели следующим образом.
Пожалуй, самое интересное здесь — заводской аэродром «Трехгорка» на правом снимке. В океане здешнего частного и барачного секторов резко выделяются трехэтажные дома (№№ 114, 118, 120 и 124), построенные в 1957 году. К сожалению, пока остается невыясненным, силами какого предприятия они были возведены.
Напротив них хорошо видны все те бараки Восточного поселка, о неблагополучной экологической обстановке в котором писали в «Волжской коммуне» 1968 года. Впрочем, соседствовать с асфальтовым заводом жителям Негритянского предстояло еще как минимум 11 лет.
Помимо этого не все в порядке было и с самим Зубчаниновским шоссе. Настолько, что в 1969 году в многотиражке СВТУ «Автотранспортник» была опубликована большая статья от районной ГАИ, которая касалась особенностей движения по нему.
Осенью 1971 года «Волжская заря» сообщила горожанам о начале застройки Восточного посёлка современными домами.
Строительство освещалось в городской прессе, но фотографии при этом, как правило, делали со стороны нынешнего Днепровского проезда. Первыми домами на Зубчаниновском шоссе стали №№ 169, 167 и 165, они были построены в 1973 году. Спустя два года была возведена школа №86 и детский сад №19.
Единственный дом по Зубчаниновскому шоссе, который засветился в заводской многотиражке — №159. Снимок слева датируется 1977 годом. Обратите внимание на бассейн, ныне превращенный в клумбу. На месте сетевого супермаркета тогда была кулинария.
После того, как в 1985 году Зубчаниновское шоссе соединилось с улицей Физкультурной, у его жителей появилась новая проблема. Общеизвестный факт – его застройка велась «Прогрессом» без установки ливневой канализации, что приводило к его повышенной «затопляемости» и затрудняло движение. Хотя в той или иной степени проблемы транспортной доступности этого района затрагивались и раньше.
Материалы из куйбышевских газет предоставлены Евгением Альмяшевым.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook