,
У каждого народа свои традиции, но в современном мире они растворяются и подменяются общепринятыми нормами. И, кажется, только цыгане сохранили свои обычаи практически неизменными.
После двух материалов о том, как и чем живут цыгане, в редакцию ДГ пришло много писем от читателей, притом самого разного содержания. Были и негативные комментарии, но еще больше приходило личных сообщений с просьбой дать адреса цыганок, которые могли бы погадать, а многие предлагали помощь табору на окраине села Яицкое.
В этот раз мы решили посмотреть на цыган со стороны.
— Не вдаваясь в подробности довольно пренебрежительного отношения к цыганам со стороны коренных национальностей самых разных стран, куда заносило кочующий табор, не могу не признать привлекательность некоторых тезисов, которые присущи ромалам.
Вряд ли вы найдете настолько свободолюбивый народ, быт которого не удалось поставить в общепринятые рамки ни одному королю или другому правителю. Веками кочуя по Европе, они не только не ассимилировались, но практически неизменно сохранили первозданность своей самобытной культуры вплоть до национальных костюмов.
Спросите себя, почему ещё чуть более ста лет назад подгулявший русский барин приказывал ехать именно к цыганам? Да потому что именно цыганские пляски и песни искренне тревожили русскую душу, позволяя ей без стеснения плакать и смеяться. Без цыган был немыслим праздник и страдания. А ведь именно на этих контрастах основана та неизведанная и широкая русская душа, о которой много говорят, так и не сумев понять, чужестранцы.
Но цыгане — это не только вольная степь, табор и женщины в цветастых юбках, просящие позолотить ручку. Стереотипы сильны, но они уже давно не определяют истинное лицо цыганской нации.
Вспомните Кармен, цыганку, которая вдохновила великого Бизе на написание бессмертного произведения. Кто-то скажет, что танцовщица Кармен — всего лишь героиня оперы. Что же. Цыгане подарили миру и вполне реальных героев.
Горячая кровь цыган течет в венах и той, кто исполняет оперу, а именно Анны Нетребко. Многие удивятся, но цыганские корни есть и у великого Чарли Чаплина, а уж его вклад в мировую культуру и в кинематограф в частности, переоценить просто невозможно. Чудесные песни Николая Сличенко и сейчас звучат с пластинок в разных городах и странах. Художник Янош Балаш, писатель и актер Михаил Ильинский, скрипачи Янош Бихари, Михаил Эрденко, всемирно известный исполнитель фламенко Хоакин Кортес — все они были цыганами.
Ну, а те, кто увлекается футболом, наверняка вспомнят Эрика Кантона и Златана Ибрагимовича, великих футболистов современности. Можно еще долго перечислять имена дочерей и сыновей цыганского народа, поверьте, что их достаточно много, чтобы их вклад в науку, спорт и искусство с лихвой перекрыл тот негатив, который до сих пор еще встречается у обывателя по отношению к цыганам.
Но давайте вспомним, что этот уникальный народ неоднократно пытались уничтожить, приписывая им самые ужасные качества. В основном только от того, что они культурно и ментально не были похожими на местное население стран, где жили. Людям принято клеймить непонятное, непохожее, чужое.
Давайте вспомним, как во время второй мировой нацисты пытались уничтожить этот народ наравне с евреями. Кто знает, сколько тысяч, а может и миллионов цыган навсегда сгинуло в печах концлагерей?
Но, несмотря на все перипетии и невзгоды, цыгане продолжают жить, продолжают петь свои песни, а табор продолжает идти в небо.
Зоя Кобозева, доктор исторических наук, эксперт в области моды:
— Я раньше проезжала по Зубчаниновке с замиранием. Все эти мавританские дворцы меня завораживали. Я представляла в пустых их залах цыганских баронов, восседающих на коврах, в кожаных куртках, в шёлковых малиновых рубашках, с перстнями, с золотыми зубами, в ботинках с острыми носами.
И ещё представляла всех их женщин – в грязных юбках, с косичками и в косынках. С маленькими босолапыми, чумазыми детишками. Проезжала Зубчаниновку стремительно, добавив в воображении гадания, наркотики, гипноз, украденные золотые цепочки.
И вдруг так случилось, что один член моей семьи переселился в этот зубчаниновский мир. В самый его эпицентр. Населённый русскими. Но которые изнутри всё знают о Зубчаниновке. И вот я уже пляшу в одном из ресторанов на Алма-Атинской. Гуляю прям гуляю. В ресторане – две компании. Наша, русская. И цыганская. Как принято, из каждой компании кто-то идёт к музыкантам, платит, говорит речь в микрофон и заказывает музыку. И танцуем!
Те русские, среди которых я была, танцуют самозабвенно, до искр из глаз, лихо, отчаянно, с притоптыванием, с поохиванием, огонь! Один молодой прихватил двух толстеньких поварих и с ними, на весу держа их в двух руках, кружился!
Потом – смена декораций. Пошли цыганки. Тоненькие фигурки изящества невероятного! Дорогие струящиеся одежды. Чёрные кудри. Бездонные глаза-болотца. Косынки на косичках витиевато закручены. Монисты. Серьги удивительные золотые до плеч. Изумруд. Малиновые всполохи. Как мне объяснили, гуляла цыганская семья из «интеллигенции». Зубчаниновская цыганская интеллигенция.
Я попыталась с ними потанцевать – не уловила пластику, рисунок танца, настроение. Какой-то «Китеж-град»! Совершенно неизвестная культура! Удивительная… У меня закончились все связи с Зубчаниновкой. Как я её не понимала, не знала, так и не знаю. Но когда, теперь уже редко, заглянет ко мне в машину на парковке в «Меге» цыганка с глазами-болотцами – я свои не отвожу. Хочу понять и подружиться.
— Есть одна история, но не моя, а про мою знакомую. У ее бабушки была дача в Зубчаниновке.
И в детстве знакомая постоянно тусила там, любовалась на цыганские дворцы и надеялась, что однажды прекрасный златозубый принц на “Ягуаре” обратит на нее внимание.
Когда она стала чуть старше и смелей, она познакомилась-таки с какими-то местными юношами из дворцов, стала общаться с ними и наконец осмелилась пофлиртовать и пригласить кого-то из них типа на свидание. Принц отшатнулся и сказал: «Да ты же уже старая, мы невест себе заранее выбираем. А тебе уже, прости господи, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ!».
Наталья Гиря, общественный деятель:
— Мне нравится то, что они социально сплоченные. Если у них кого-то задерживают в РОВД, они тут же организовывают женско-детский митинг перед РОВД, чтобы выпустили. Кричат, не боясь никаких законов, и это часто помогает.
Был случай в больнице, где я оказалась в одной палате с цыганкой. Она не была в тяжелом состоянии, но ее муж организовал круглосуточное дежурство из детей, дочерей, снох, зятьев, чтобы маму одну не оставлять.
Сейчас одна моя дальняя родственница в Пензе подрабатывает у цыган — ходит их особняки белить и обои клеить. Говорит, что только раз был случай, что не заплатили. Она пожаловалась кому-то из влиятельных женщин в их среде — деньги быстро отдали. Говорит, что вполне можно работать с ними.
Денис Либстер, главный редактор журнала «Самарский коттедж»:
— Мне сложно говорить о цыганах, потому что я очень редко сталкиваюсь с ними в повседневности. Помню, как наблюдал за стайками бойких дам в цветастых нарядах, которые избавляли от излишков наличности чрезмерно доверчивых граждан у автовокзала. Но это было давно. А вообще, иногда немного напрягают все эти стереотипы: еврей — значит жадный, грузин обязан готовить шашлык, а чернокожий парень рад баскетбольному мячу в любое время дня и ночи.
Сразу вспоминаю, как однажды я в составе интернационального отряда жил в Германии и во время какого-то фуршета понял, что all eyes on me. На следующий день узнал, в чем дело: все ждали, когда я напьюсь и начну буянить. «Вы же русские всегда много пьете!». Понимаете, к чему я веду?
Антон Герман, главный редактор газеты «Крутые ключи» :
— Моё отношение к цыганам абсолютно нейтральное, даже более позитивное. Они мне абсолютно не мешают жить, а иногда не могу себе отказать в удовольствии поговорить с гадалкой о жизни. Конечно, она скажет, что меня ждет успех, много детей и отличное здоровье. Особенно, если цыганке дать 10 рублей. Но разве это не приятно – услышать позитивные слова в свой адрес.
Цыгане мне нравятся как нация – они кочевники по жизни, предоставлены себе и абсолютно свободны в передвижении. А вообще, был бы я цыганом, я бы встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц»!
Обложка: Винсент Ван Гог. «Цыганский табор с фургонами»
Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»