САМАРА ПОДВОДНАЯ. Погружение в историю атомарины-тезки
454
Сегодня страна отмечает День моряка-подводника. И Самарская область — тоже, ибо у неё в подшефных уже долгие 15 лет состоит не хомячок и не выхухоль, а самая настоящая атомарина K-295 “Самара”. Большой, красивый стальной зверь.
День моряка-подводника — прекрасный повод, чтобы вспомнить её историю. Пока что довольно мирную.
Текст: Вадим Кузнецов
15 июля 1994 года (спустя полгода после закладки в цехе судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре) К-295 была впервые спущена на воду. Год спустя ее официально включили в ряды ВМФ, подняли над ней флаг, а потом под новым боевом именем “Дракон” отправили в бухту Крашенинникова.
Длина — 110 метров, ширина — 13, 6 метров. Рабочая глубина погружения — 480 метров. Предельная — 600 метров. Автономность плавания — 100 дней. Экипаж — 73 человека. Классификация в сети НАТО — “Akula”.
В декабре 1997 года подлодка наследовала гвардейский Андреевский флаг от списанной на покой предшественницы K-133. Факт кажется необязательным и, быть может, слегка лишним, но вы же должны понимать — без ритуалов на флоте нельзя. Так, например, за полгода до этого атомарина получила +10 к непотопляемости после визита освятившего судно отца Василия из собора Святого Николая Чудотворца.
В этом же году первого капитана Гаврилина заменил на посту командира атомарины капитан Виктор Чувашов. Всего в истории K-295 было четыре командира, включая нынешнего Сергея Трегуба.
Осенью 1999 года по просьбе губернатора Самарской области Константина Титова (мол, субмарина “Воронеж” есть, а “Самары” — нет ) “Дракон” становится “Самарой”, после чего Самарская область берёт шефство над новым питомцем. Что такое шефство в отношении подлодки, честно говоря, мы представляем очень смутно.
Последующие годы “Самара” успешно выполняет все задания и регулярно получает награды за службу. Исключение — поход 2002 года, в ходе которого субмарина столкнулась с НПО (Неопознанным Притопленным Объектом) и потеряла часть обтекателя гидроакустического комплекса.
Первое десятилетие XXI века проходит для “Самары” вполне успешно и пафосно. Маневры, парады, награды. Участие в испытаниях печально известной К-152 “Нерпа”. Две копейки полезной информации: в 2008 году на борту “Нерпы” в ходе пожара погибло 20 человек, два года назад её передали на десять лет ВМФ Индии, поэтому в данный момент она известна как атомарина Chakra.
В 2011 году капитан атомарины “Самара” Роман Щурий стал звездой Ютуба после того, как на сайте появилось видео с его участием. Не будем комментировать, но смотрится оно не хуже “Зеленого слоника” и просмотров собрало около 740.000. Правда, капитана после этого видео списали на берег для серьезного служебного разбирательства.
Завершать наш рассказ на столь минорной ноте — дело неблагодарное, но уж так выходит. Скажем только под занавес, что в данный момент «Самара» все еще в рядах Тихоокеанского ВМФ. В прошлом году её, вроде бы, даже починили….
Одним словом, всех с праздником! Всех — это моряков-подводников, а также жителей Самарской губернии.